Политическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:00, доклад

Описание работы

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании.Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами.

Работа содержит 1 файл

Вторник политология.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании.Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.  
 
Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).  
 
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественногосознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.  
 
В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.  
 
Данное понятие связано, таким образом, как с индивидуальными, так и групповыми процессами познания и ценностными ориентациями вполитической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политических процессов - от первичных импульсов до сложных теоретических построений.  
 
Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие предпосылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей.  
 
Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адаптироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, определить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.  
 
В зависимости от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве постепенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

 
 
Политическое сознание системное образование, имеющее различные уровни.  
 
1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. “Государственное” сознаниерегулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознаниянаиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления.  
 
2. Теоретический уровень представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознаниеполитики на теоретическом уровне позволяет:  
 
а) ставить и решать важнейшие политические цели и задачи -как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);  
 
б) определять средства и методы их достижения;  
 
в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения решения назревших проблем;  
 
г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;  
 
д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.  
 
3. Эмпирический уровень базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.  
 
4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идеологических и теоретических элементов. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.  
 
Политическое сознание выступает в различных формах.  
 
Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.  
 
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.  
 
С возникновением политики как важнейшего элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание формируется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественного участия, характер социализации,формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности с появлением первых философских школ возникает явление, которое К.

Поппер назвал “историцистской идеологией”.  
 
Суть этого явления заключается в претензиях философов и идеологов, прибегающих к историческим пророчествам, на открытие всеобщих законов истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политическойфилософии оказывают решающее воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.  
 
Такого рода модели политического сознания, которые можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политическиеперевороты нового времени, например, американская и французская революции XVIII в. и революция в России 917 г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституциализма, либерализма, социализма.  
 
Влияние этих идей действительно было огромным, особенно в период, предшествующий упомянутым политическим переворотам. Вместе с тем имеется множество доказательств, подтверждающих, что различные варианты политической философии сами являлись одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций, систем убеждений и социальной практики. Например, формирование американскихполитических институтов в период, предшествовавший войне за независимость, образованию США и принятию конституции, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм, а также общих христианских понятий о земной власти в сочетании с принципами “естественного права”. Все эти элементы развивались, сообразовываясь не столько с практическим опытом, сколько с той или иной философской системой. Идеи Локка, Монтескье, Руссо и Юма, хорошо известные авторам проекта конституции США, использовались не как отправные точки для создания чего-то нового, но, скорее, в качестве аргументов, подтверждавших правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.  
 
Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в “пролетарскую массу”, как полагал Ленин а, вследствие острейшего кризиса, вызванного мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII вв. Идеи Маркса были только “верхним пластом”, с помощью которого оформлялась официальная идеология автократического бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего исходным принципам марксистского социализма.  
 
И картины мира, разработанные философами, и уже сложившиеся политические институты и нормы, вступая во взаимодействие с подсознательными комплексами и когнитивными механизмами человеческой психики, создают в сознании политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями. Адекватность индивидуального (и группового) политического сознания действительным отношениям, конечно зависит от типа личности, степени “открытости” самого сознания, способности объективно оценивать социальные процессы, создавать различные рациональные проекты и концептуальные модели политики или, наоборот, воспринимать политику сквозь призму дихотомии “свой чужой”, “друг - враг” и т.д.

Политическая социализация - это процесс усвоения человеком  опыта, норм и традиций политической культуры. Это часть общей социализации личности, ее приобщения к социальному  опыту, становления членом общества. В процессе политической социализации формируется политическое сознание личности, ее установки, вкусы, предпочтения в сфере политической жизни.  
 
Институты политической социализации принято подразделять на политические и неполитические. К первым относят государственные и специализированные политические институты, партии, организации и движения. Ко вторым - семью, систему образования, работу, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации.

Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:

1. Конвенциональные формы: абсентеизм, чтение о политике в газетах, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным образом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представителям, активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.).

2. Неконвенциональные формы: подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, участие в бойкотах, отказ от уплаты налогов, участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах, блокирование дорожного движения, участие в стихийных забастовках.

Влияние статусных показателей  на характер политического поведения и участия в политике исследовалось многими учеными. В настоящее время факт такого влияния не подвергается сомнению, речь идет лишь о выделении этих характеристик, анализе характера и силы их влияния, а также о национальной специфике.

Наиболее распространенной классификацией мотивов политического поведения является типология Д. Маклелланда и Дж. Аткинса. Они выделили три основные группы мотивов: мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией; мотив достижения (цели, успеха, избежания провала и т.д.); мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).

По мнению авторов данной типологии, преобладание того или иного  мотива обуславливает тот или  иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т.п.

Теория рационального  выбора, трактует политическое поведение  и участие с точки зрения соотношения выгод и затрат политических акторов. Согласно теории рационального выбора, участвуя в политической жизни, индивидуальные акторы стремятся получить какую-то выгоду, пользу, достичь позитивного результата.

На обобщенном (не индивидуальном) уровне на особенности политического поведения и участия большое влияние оказывает специфика социально-политического развития той или иной страны, а также особенности национальной политической культуры. Речь идет не только о том, что в отдельных странах разные формы активности, имеют различную степень распространения, но и о различном значении той или иной формы политического участия.


Информация о работе Политическое сознание