Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:00, доклад
Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании.Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами.
Субъективная сторона политической жизни
находит свое отражение в политическом сознании.Роль политического сознания в
жизнедеятельности общества трудно переоценить.
Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия.
Политическое сознание способно
опережать практику, прогнозировать развитие
общественно-политических проце
Политическое сознание - это
осознание сферы
политики социальными субъектами (индивидами,
группами, общностями и др.).
Политическое сознание взаимосв
В современной научной литературе политическое сознание относится
к числу наиболее общих понятий, характеризующих
субъективную сторону политики. Оно представляет
собой совокупность рациональных, ценностных,
нормативных, с одной стороны, и подсознательных,
иррациональных, аффективных элементов,
- с другой. На их основе формируются политические ориен
Данное понятие связано, таким образом,
как с индивидуальными, так и групповыми
процессами познания и ценностными ориентациями
вполитической сфере.
Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия,
понимания и истолкования политических проц
Исходным (базовым) пластом политического сознания являются
психолого-политические состоян
Отсюда следует, что социально-политическое простра
В зависимости от степени детерминации,
характера взаимодействия индивидов в
социально-политическом простра
Политическое сознание системно
1. Государственный уровень, на котором
осуществляются выработка и обоснование
официальной политики. “Государственное” сознаниерегу
2. Теоретический уровень представлен
различного рода концепциями, идеями,
воззрениями, имеющими политический характер
а) ставить и решать важнейшие политические цели
и задачи -как фундаментальные (стратегические),
так и текущие (тактические);
б) определять средства и методы их достижения;
в) определять направления и пути организационно-политического о
г) вырабатывать концептуальные подходы
к социальному контролю за ходом выполнения политических решени
д) корректировать политику с учетом данных
практического опыта.
3. Эмпирический уровень базируется на
непосредственной практике, участии в политическом процессе
различных социальных общностей. Данный
уровень отражает политическую действит
4. Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в
то же время в сравнении с ним имеет ряд
отличий. Так, эмпирический уровень характеризует
практический опыт субъекта. Обыденный
же уровень характеризует совокупность
возникающих непосредственно из будничной
жизни идей, взглядов общественного класса,
социального слоя или группы людей. Обыденный
уровень политического сознания отличается
от эмпирического наличием идеологических
и теоретических элементов. Данному уровню присущи
ярко выраженные социально-психологические
черты: настроения, чувства, эмоции. Это
придает ему особую динамичность, способность
чутко реагировать на изменения политической ситуаци
Политическое сознание выступае
Специализированное политическо
Массовое политическое сознание выражает
опосредованно уровень и содержание потребностей
общества. Оно отражает также характер
знаний общества о политической действительност
С возникновением политики как важнейшего
элемента цивилизации функции и роль политического сознания оценивались
далеко не однозначно. С одной стороны,
исторический опыт и логика требуют признать
тот очевидный факт, что политическое сознание формируется
как результат сложной эволюции политических институт
Поппер назвал “историцистской
идеологией”.
Суть этого явления заключается в претензиях
философов и идеологов, прибегающих к
историческим пророчествам, на открытие
всеобщих законов истории и политики,
в соответствии с которыми должно развиваться
общество. Отсюда возникло убеждение в
том, что системы политическойфилософии
оказывают решающее воздействие на политическое сознание, определяя
характер политического поведен
Такого рода модели политического сознания, которые
можно отнести к разряду элитарных, преувеличивают
и абсолютизируют влияние философских
идей на системы убеждений, нравы и институты.
Сторонники этих моделей утверждают, что
все значительные политическиеперев
Влияние этих идей действительно было
огромным, особенно в период, предшествующий
упомянутым политическим перево
Точно так же революция в России произошла
не в результате внесения социалистами
различных оттенков политического сознания в
“пролетарскую массу”, как полагал Ленин
а, вследствие острейшего кризиса, вызванного
мировой войной. В ходе самой революции
отчетливо проявились традиции, восходящие
к крестьянским восстаниям и бунтам XVII-XVIII
вв. Идеи Маркса были только “верхним
пластом”, с помощью которого оформлялась
официальная идеология автократического
бюрократического режима, вовсе не соответствовавшего
исходным принципам марксистского социализма.
И картины мира, разработанные философами,
и уже сложившиеся политические инсти
Политическая социализация
- это процесс усвоения человеком
опыта, норм и традиций политической
культуры. Это часть общей социализации
личности, ее приобщения к социальному
опыту, становления членом общества.
В процессе политической социализации
формируется политическое сознание
личности, ее установки, вкусы, предпочтения
в сфере политической жизни.
Институты политической социализации
принято подразделять на политические
и неполитические. К первым относят государственные
и специализированные политические институты,
партии, организации и движения. Ко вторым
- семью, систему образования, работу, круг
неформального общения, церковь, средства
массовой информации.
Наиболее распространенной является следующая типология форм политического участия:
1. Конвенциональные формы: абсентеизм, чтение о политике в газетах, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным образом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представителям, активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.).
2. Неконвенциональные формы: подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, участие в бойкотах, отказ от уплаты налогов, участие в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах, блокирование дорожного движения, участие в стихийных забастовках.
Влияние статусных показателей на характер политического поведения и участия в политике исследовалось многими учеными. В настоящее время факт такого влияния не подвергается сомнению, речь идет лишь о выделении этих характеристик, анализе характера и силы их влияния, а также о национальной специфике.
Наиболее распространенной классификацией мотивов политического поведения является типология Д. Маклелланда и Дж. Аткинса. Они выделили три основные группы мотивов: мотив обладания властью и/или мотив контроля над людьми и ситуацией; мотив достижения (цели, успеха, избежания провала и т.д.); мотив аффилиации (налаживание теплых, дружественных отношений с другими).
По мнению авторов данной типологии, преобладание того или иного мотива обуславливает тот или иной тип политического поведения человека. Например, преобладание мотива аффилиации у политика может способствовать достижению компромисса на переговорах, стремлению получить одобрение партнеров и т.п.
Теория рационального выбора, трактует политическое поведение и участие с точки зрения соотношения выгод и затрат политических акторов. Согласно теории рационального выбора, участвуя в политической жизни, индивидуальные акторы стремятся получить какую-то выгоду, пользу, достичь позитивного результата.
На обобщенном (не индивидуальном) уровне на особенности политического поведения и участия большое влияние оказывает специфика социально-политического развития той или иной страны, а также особенности национальной политической культуры. Речь идет не только о том, что в отдельных странах разные формы активности, имеют различную степень распространения, но и о различном значении той или иной формы политического участия.