Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:36, реферат
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования
Сущность политического сознания
1.1. Понятие и содержание
В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.
Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все неинституциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и неэлитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео-логику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс опредмечивания идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).
Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.
Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
Что же
включает в себя политическое сознание?
Обычно, анализируя политическое сознание,
выделяют две основные группы составных
частей этого явления: познавательные
и мотивационные. К познавательным относят
знания о политике, интерес к политическими
явлениям и убеждения. К мотивационным
— потребности, ценности, чувства и установки.
В действительности достаточно сложно
выделить тот или иной элемент политического
сознания в чистом виде и однозначно отнести
его к познавательному блоку или мотивационному.
Все эти элементы достаточно тесно переплетаются
между собой и оказывают друг на друга
взаимное влияние.
Политическое сознание, будучи вплетено
в различные виды деятельности, внутренне
структурируется, разделяясь на различные
элементы и образования. В настоящее время
вся совокупность духовных образований,
обслуживающих политическую деятельность,
в основном исследуется в рамках трех
основополагающих структур:
Основу политического сознания составляет
знание политической действительности.
Лишь на основе определенной совокупности
знаний о фактах и явлениях политической
жизни могут складываться взгляды и оценки,
касающиеся этой сферы общественного
бытия. Важно отметить, что само знание
политической действительности измеряется
двумя основными уровнями: эмпирическим
и теоретическим.
Эмпирический уровень сознания основывается
на знании, полученном в ходе повседневного
практического опыта, в процессе стихийного
освоения политической жизни. Сознание,
сформированное на этой базе, можно также
охарактеризовать как обыденное политическое
сознание, которое свойственно самым широким
слоям граждан, получающим представления
о политике из разнообразных, несистематизированных
наблюдений за ходом текущего политического
процесса. Чаще всего на этом уровне политическая
действительность воспринимается в форме
неполных, фрагментарных представлений,
иллюзорных взглядов, размыто, «смутно»,
стихийно, случайно и т.д. В соответствии
с этими признаками сознание определяется
как массовое политическое сознание.
Обыденный уровень тесно связан с эмпирическим
уровнем, но в сравнении с ним имеет ряд
отличий. Так, эмпирический уровень характеризует
практический опыт субъекта. Обыденный
же уровень характеризует совокупность
возникающих непосредственно из будничной
жизни идей, взглядов общественного класса,
социального слоя или группы людей. Обыденный
уровень политического сознания отличается
от эмпирического наличием идеологических
и теоретических элементов. Данному уровню
присущи ярко выраженные социально-психологические
черты: настроения, чувства, эмоции. Это
придает ему особую динамичность, способность
чутко реагировать на изменения политической
ситуации.
Теоретический уровень политического
сознания выражается, прежде всего, в теоретически
ясных представлениях о процессах и явлениях
политической жизни, в знании ее сущностных
сторон. Осознание политики на теоретическом
уровне позволяет уверенно ориентироваться
в политической обстановке, разрешать
конкретные политические вопросы, принимать
управленческие решения, определять способы
и методы достижения определенных целей.
На основе научного знания вырабатываются
концептуальные подходы, позволяющие
обеспечивать стратегию политического
развития. Теоретический уровень осознания
политической действительности не является
массовым и относится к индивидуальным
формам политического сознания.
Теоретический уровень политического
сознания отличает ориентация на раскрытие
законов, управляющих политической жизнью
общества. Поэтому он сопряжен с выработкой
концепций, идей, понятий и воплощается
в специальных исследованиях, декларациях,
программах и т.п. Теоретический уровень
наиболее тесно связан с наукой и идеологией
того или иного класса, правящей элиты.
Осознание политики на теоретическом
уровне позволяет:
Такое осознание позволяет выработать
механизмы контроля за ходом выполнения
политических решений и целевых программ;
научно проанализировать реальный ход
политических событий, действительные
и возможные последствия принимаемых
политических решений властными органами.
Итак, политическое сознание системно
по своему характеру, оно имеет многоуровневую
структуру. Уровень политического сознания
– это определенная ступень, достигнутая
социальным субъектом в познании процессов
и явлений, имеющих место в сфере политических
отношений. По крайней мере, в структуре
политического сознания можно выделить
такие основные уровни как эмпирический
и теоретический.
Другим важным компонентом политического
сознания выступают политические оценки
и суждения, посредством которых личность
или общественные группы выражают свое
отношение к политической действительности.
Они проявляются неоднозначно и могут
быть отнесены к двум основным уровням:
психологическому и идеологическому.
На психологическом уровне оценки и суждения
о политике выступают в эмоционально-чувственном
виде и заключаются в чувственном восприятии
политических явлений и событий, в выражении
чувств, настроений и эмоций по отношению
к ним. Так, оценки и суждения о политических
событиях на этом уровне их восприятия
могут быть выражены положительные, отрицательные
или нейтральные, получающие одобрение
или осуждение, побуждающие к активным
действиям или пассивности и т.д. Чаще
всего они носят спонтанный характер и
вытекают из обыденных представлений
о политике.
На идеологическом уровне оценки и суждения
носят рассудочный характер и проявляются
в виде политических установок, предпочтений
и систем взглядов. В них обычно содержатся
не только чувства одобрения или осуждения
в связи с теми или иными политическими
событиями, но и качественная характеристика
происходящего, политический прогноз
возможного исхода событий, требования
к организованным действиям в связи с
ходом политического процесса и т.д. Такой
характер оценки и суждения принимают
при сознательном выборе определенной
политико-мировоззренческой ориентации,
ясном видении характера происходящего.
Понятно, что на идеологическом уровне
политические оценки и суждения формируются
на базе теоретических знаний и представлений.
Таким образом, в структуре политического
сознания можно выделить следующие основные
компоненты:
3. Функции политического
сознания.
Политическое сознание как неинституциональный
элемент политики выполняет три важнейшие
функции:
Степень полноты и характер этих
функций могут существенно меняться в
зависимости от характера политических
процессов. Например, в переходных процессах,
когда в политическую жизнь активно включаются
различные субъекты, обладающие собственным
видением политических изменений и политики
будущего, ищущего логику своего властного
поведения, тогда, как правило, ослабевает
коммуникативная функция политического
сознания, но одновременно активизируется
его идейная функция.
Политическое сознание выполняет еще
целый ряд функций.
1. Регулятивная функция. Политическое
сознание регулирует социальное поведение
людей на основе восприятия действительности,
а также на основе совокупности вырабатываемых
им политических идей, норм, представлений
и убеждений.
С особой силой потребность в регулятивной
функции политического сознания обнаруживается
на переломных этапах общественного развития,
в кризисные периоды. Именно от политического
сознания широких слоев общества, от политических
установок «верхов» зависят эффективность
политических систем, ход развития событий,
направленность социально-политических
преобразований.
2. Познавательно-информационная функция.
Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются
с миром политики. Даже если они не желают
ею заниматься – политика «займется»
ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы
людей через государство, законы, партии,
общественные организации и др. Она «проникает»
в людей в виде политической информации.
Механизм современной жизни таков, что
люди вынуждены постоянно делать выбор,
в том числе и политический. Все это подталкивает
их к познанию мира политики, к получению
политической информации.
Политическое сознание в этом плане призвано
помочь людям усвоить политические знания
и информацию, определить свое место в
общественно-политической жизни и правильно
в ней ориентироваться.
3. Прогностическая функция создает основу
для предвидения содержания и характера
развития политического процесса, позволяет
получить информацию о будущих политических
отношениях.
4. Оценочная функция. Политическое сознание
предназначено не только для осознания
(отражения) социально-политической действительности.
В его недрах в процессе осознания мира
политики вырабатываются и оценки (отношения)
к тем или иным политическим явлениям
и проблемам.
Люди, таким образом, делают для себя определенные
выводы, конкретизируют степень важности
различных политических явлений и событий.
Именно на основе оценки политической
действительности люди формируют свои
политические взгляды, убеждения, позиции,
пристрастия.
5. Интегрирующая функция содействует
объединению социальных групп общества
на основе общих ценностей, идей, установок.
6. Мобилизующая функция. Политическое
сознание помогает людям осознать себя
гражданами, которые не только «обязаны»
обществу и государству, но и обладают
определенными правами, свободами и политическими
интересами.
В свою очередь гражданское самовосприятие
побуждает (мобилизует) людей к переходу
от пассивного осознания социальной действительности
к конкретному участию в общественно-политической
жизни.
В этом плане политическое сознание посредством
своей мобилизующей функции побуждает
людей к политически ориентированному
поведению, к участию в общественной жизни
ради отстаивания своих социально-политических
интересов, к объединению со своими единомышленниками
в политические партии, общественные организации
и др.