Политическое сознание и политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Политическое сознание – одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния. В содержательном отношении большинство исследователей рассматривает политическое сознание как многогранное, неоднородное, “пульсирующее”, внутренне противоречивое, многоуровневое образование в обобщенной форме отражающее степень знакомства субъекта с политикой и рационального к ней отношения.

Содержание

Политическое сознание.
Понятие и сущность политической культуры.
Назначение и функции политической культуры.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

План.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

      Вовлечение  социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно-нормативная система существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных поведенческих, политических ценностей и идеалов.

      Впервые термин "политическая культура" использовал  в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803).1 Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.

      Политическая  культура формируется под воздействием различных факторов, что предполагает многообразие ее видов и моделей. В политологии используются различные  способы классификации политических культур в зависимости:

  • от субъекта политики (политическая культура личности, социальной группы, национальная, общечеловеческая);
  • от сфер политического процесса (политическая культура управления, поведения, участия);
  • от характера политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная);
  • от уровня участия граждан в политике (подданническая, патриархальная, активистская);
  • от степени распространения в обществе (массовая, элитарная, доминирующая, субкультура, контркультура).

      Одной из самых распространенных классификаций  является типология предложенная американскими политологами Г.Алмондом и С.Верба. Они выделили три «чистых» типа политической культуры:

  • патриархальная культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки общины, места постоянного проживания. Ее характерной чертой является отсутствие интересов к политике у рядовых граждан, отсутствие знаний о политической системе и полная отстраненность от политической жизни.
  • подданническая культура характеризуется сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабой является их участие в политике. Носители подданнической культуры проявляют значительный интерес к политике, но пассивно ожидают от властей либо приказа, либо благ.
  • партиципаторная, или активистская, культура характеризуется политической активностью людей, стремлением влиять на политику государства. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционировании ее института. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее решениям, но и в плане необходимости своего участия в выработке, принятии и выполнении этих решений.

      На  практике обозначенные типы политической культуры взаимодействуют между  собой и образуют смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Наиболее важна для нас гражданская культура, в которой на ряду с преобладанием элементов активистского типа сосуществуют элементы приходской и подданнической культур. Отсюда выводятся основные характеристики гражданской культуры, такие как умеренная политическая пассивность, вера граждан в законность функционирования политических институтов, ответственность за состояние дел в обществе. Подобный тип политической культуры считается наиболее адекватным демократическому устройству государства.1

      Вопросы политической культуры исследовали  выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др. А начало этой традиции положил Платон. Интерес в этом плане представляет его диалог «Протагор», в котором вопрос формулируется остро, дискуссионно: можно ли освоить государственные, гражданские добродетели, овладеть искусством государственного управления? Платон устами Сократа высказывает предположение, что ничему такому научиться нельзя. Афиняне, говорит он, в каждом конкретном деле (строительстве дома, корабля и др.) призывают мастеров этого дела и спрашивают их совета. Когда же вопрос касается политики, то всякий подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, богатый, бедный, благородный, безродный; и никто его не укоряет, что, не получив знаний, не имея учителя, такой человек решается все же выступать со своим советом. В противоположность Сократу Протагор (глава софистов) считает, что можно овладеть искусством государственной мудрости и научиться быть хорошими гражданами. Справедливость, рассудительность, благочестие — вот те, по его мнению, гражданские добродетели, которым люди учат друг друга: родители — детей, учителя — учеников, поэты — слушателей и т. д.

      Позднее идеи политической культуры и гражданской  добродетели нашли свое отражение  в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли. В работе «Государь» он высказывает мысль о том, что первой гражданской добродетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо — не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать услуги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать общественной службы в своих личных интересах.

      Вопросы гражданской культуры личности и  общества являются органичной частью работ французских просветителей  XVII-XVIII вв.: Гоббса, Монтескье, Вольтера, и особенно Руссо, который, развивая теорию «общественного договора», подчеркивал: народное собрание имеет право ограничить, изменить, отнять власть, доверенную правителям. А для того, чтобы народ смог выразить свою общую волю, его необходимо «просветить», «указать правильный путь», который он ищет: иными словами, сформировать определенную гражданскую культуру, без которой не может быть «в социальном организме единства понимания и воли».

      В XIX в., когда в обществе значительно  возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики.

      В современной политологии сделаны  попытки систематизировать знания о политической культуре и придать данной проблеме в определенной степени прикладной характер. Приоритет в этом плане сейчас принадлежит западноевропейской и американской политологии; появляются и отечественные разработки этих проблем. В центр политологического исследования поставлен человек, его взгляды, ценности, политическое поведение. Политология обратилась к изучению «человека политического», реального участника политической жизни. Хотя он не причастен к принятию значительных политических решений, но его традиции, нормы, ориентации

являются  подлинной основой политического  режима.

      Одним из наиболее фундаментальных исследований в этой области считается книга американских политологов Г. Алмонда и С. Верба «Гражданская культура». Она написана на основе обширных социологических исследований, проведенных в США, Великобритании, Германии, Италии, Франции. Политическая культура исследуется здесь как отношение различных слоев населения к политической системе и как степень влияния населения на политику.

      Политическая  культура является частью общенациональной культуры и вычленение политической культуры носит несколько искусственный характер и делается чисто в научных цепях. Точнее было бы говорить о «политических аспектах» в духовной культуре общества.

      Политическая  культура рассматривается как один из компонентов политической сферы  жизни общества, в которую входят наряду с ней политические институты, избирательная система, политические партии, заинтересованные политические группы и др. Особенность ее в том, что она концентрирует внимание на базовых ценностях, эмоциональных переживаниях и охватывает не столько то, что происходит в мире политики, сколько взгляды, идеи, отношения, мнения по поводу политики.

      Определений политической культуры чрезвычайно  много — от самых узких (по содержанию) до предельно широких. Пример широкой трактовки дает американский политолог Л. Пай. Он включает в содержание категории «политическая культура» такие понятия, как «политическая идеология», «национальный характер и дух», «национальная политическая психология» и «фундаментальные ценности народа».

      Существует  взгляд на политическую культуру как на систему символов, включенную в более широкую систему политической коммуникации (Л. Дитмер).

      Ряд политологов (например, Р. Путнэм) понимают политическую культуру лишь как комплекс ответов на вопросы, связанные с  политической сферой: в чем состоит сущность человека? что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт? что такое политическая система и др.

Польский  ученый Е. Вятр дает лаконичное и вполне отражающее смысл данной категории  определение: «Политическая культура есть совокупность установок, ценностей и поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами».

      Каждое  из приведенных определений отражает ту или иную сторону политической культуры. Попробуем их обобщить в следующем определении: политическая культура - это комплекс тех элементов общественного сознания и общей культуры, которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие политических институтов, придают значимость и направление политическому процессу в целом и политическому поведению населения в частности. Каждому конкретному обществу соответствует своеобразная базисная модель политической культуры, которая проявляется в специфических формах. 
 
 

3.Назначение и функции политической культуры. 
 

Воплощая  ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

В целом  политическая культура способна оказывать  тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего заканчивается либо возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации новых для них принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

В структуре  политической культуры можно выделить три группы элементов.

      1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. По мнению Г. Спенсера, политикам нужно прежде всего постоянное «изучение естественной причинно-следственной связи в отношениях между людьми, соединенными в обществе». Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению.

Информация о работе Политическое сознание и политическая культура