Политическое сознание и политическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Политическое сознание и политическая культура" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Политическое сознание и политическая культура" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Теоретическое значение изучения проблемы "Политическое сознание и политическая культура" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий "Политическое сознание и политическая культура".

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..3

Глава 1: Политическое сознание

Политическое сознание и его структура…………………….……..4
Элементы политического сознание и их характеристика……....10
Глава 2: Политическая культура

2.1 Понятие и функции политической культуры…………………......14

2.2 Типы политической культуры…………………………………...…16

2.3 Виды политических субкультур………………………………...….17

2.4 Особенности политической культуры России……………..….…..19

Заключение. ………………….………..…………………………….……….25

Список литературы……………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

политическое сознание и политическая культура.docx

— 48.77 Кб (Скачать)

     Предметом политической политологии, по мнению западных авторов, являются психологические  компоненты поведения человека, изучение которых позволяет применить  психологические знания к объяснению политики. Однако история данного  направления показала, что попытки  объяснения политики через психологические  особенности политического человека – обобщенно-собирательный тип, прежде всего усредненного представления электората – недостаточны. Со временем  в предмет политической психологии были включены также психологические компоненты политического поведения социальных, а также этнических групп.

     В целом современная западная политическая психология представляет собой разрозненный конгломерат теоретических представлений  и разнообразных прикладных исследований, носящих, однако, спорадических характер. Подчеркивая необходимость построения достаточно общей теории, в которой  объектом исследования  был бы политический процесс в целом, представители политической психологии отмечают, что пока что максимум, на который они претендуют, - это создание карт, на которые наносятся уже известные материки и самое существенное в знаниях, относящихся к данной области. В отечественном обществознании  близкий по содержанию круг проблем ставится и изучается в рамках психологии политики.     

     Идеология.

     Идеология – система взглядов и идей, в  которых выражается отношение к  той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения  людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умонастроений  и жизненных позиций носителей  той или иной идеологии. Термин “идеология» ввел французский ученый и философ А.Л.К. Лестют де Граси (“Элементы идеологии”, 1801-1815 гг.), стремившийся найти в мировосприятии  и явлениях сознания основы этики, морали, политики – их логическое и психологическое обоснование. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии, ее свойство выражать  реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации  и интересы и других, неидеологических сферах жизни общества – в политике, экономике, культуре и пр. стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и прежде всего – политикой.

     Идеологические  течения, борьба между ними – древнейшее явление, как и борьба политических группировок, партий, взглядов и т.п. Новым явление стало постепенное  формирование, начиная с 18-го века, дошедших в основном до нас крупных политико-идеологических течений, неоднократно оформлявшихся  в политические партии и учения, активно противостоящие друг другу.

     Идеология может быть институционально оформлена  в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.

     Отношения политики и идеологии определяются рядом специфических особенностей той или другой, которые их сближают. Обе они представляют собой явления  сознания, питающиеся одной и той  же по типу подосновой материальной, экономической  жизни общества, а также ее культурными  и духовными основаниями и  непосредственно включены в исторический и общественный процессы. Идеология  универсальна, как политика, т.е. способна охватывать самые различные области  мысли, деятельности, поведения и  определять их направление (“образ мыслей”, “особые интересы”), цели и средства. Идеология ближайшим образом  связана с процессом сопоставления  идеалов и конкретных задач, целей  и возможностей, который занимает в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему  идеалов и ценностей к которой  та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого  выбора). Поэтому и возникают консервативная либо либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

     Политика  и идеология – наиболее экспансивные, навязчивые  системы общественного  сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы  его жизни, но и сочетаться друг с  другом. При этом всякий дефицит  политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно  замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять  ее себе, особенно, когда идеологизация  и гиперидегизация политики стимулируются  какими-либо внешними событиями  (угрозой  извне)  или внутренними обстоятельствами – экономическими (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере  и т.д.

     Политика  и идеология в равной мере активны  и связаны с борьбой и многообразием  мнений, взглядов, решений, программ и  т.д. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу антиномии: “да - нет”. Поэтому они  делятся на правые и левые, реакционные и т.д.  И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

     По  всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является  их непосредственное объединение в  политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные  знания, религия несмотря на все  их влияние на политику мало или  редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то и идеология слита с политикой  непосредственно. Политика идеологична  по самой своей сути как стремление управлять, контролировать во имя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов  и целей.

     Тем не менее, существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Тогда и возникает проблема политических, а не идеологических решений. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения ее от идеологических  приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия. Существует и другая аналогичная проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых идеологий с большой политикой, способные придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т.д.

Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление  их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма. 

Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность./ Вестник московского Университета, 2005.-С.10-13.

Понятие и функции политической культуры.  

  Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. 

      Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений.  

    Культура никогда не замкнута на какую-либо сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом развития общества. Строение культуры, ее дифференциация и социальные функции соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты.  

   Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии "политическая культура"' органически выражается единство политики и ее общественного сознания.  

     Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы.  

  Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества.  

 Познавательная функция - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность.   

 Интегративная  - достижение на базе общепринятых  политико-культурных ценностей согласия  в рамках существующей политической  системы и избранного обществом  политического строя. Политическая  культура формирует стабилизирующую  основу политической жизни и  способствует повышению эффективности  управления.  

 Коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт.  

 Регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.  

  Воспитательная - дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации людей.  

                             Структура политической культуры.  

 Структура  политической культуры делится  на три части: культура политического  сознания, культура политического  поведения, культура функционирования  политических институтов.  

 Эти  три элемента подразделяются  на подструктуры.  

 Культура  политического сознания делится  на три подструктуры:  

  политические представления и убеждения; политические установки; 

  политические ценности, традиции, обычаи, нормы.  

 Культура  политического поведения включает  в себя:  

 культуру политического участия; 

  культуру политической деятельности.  

 Культура  функционирования политических  институтов делится на три  подструктуры: 

 культуру  электорального процесса; 

культуру  восприятия и регулирования социально-политических конфликтов; 

 культуру  принятия и реализации политических  решений.

Основные черты политической культуры. 

  она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; 

  является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; 

  имеет тотальный характер - политические отношения пронизаны, насыщены, пропитаны политической культурой; 

  характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.  

Типы политической культуры.  

 Политическая  культура включает в себя политические  ориентации трех типов: патриархальную, подданническую и ориентацию  на активное участие. В конкретном: обществе может доминировать  какой либо из них. Эти три  "чистых" (идеальных) типа ориентации  выступают основой трех типов  политической культуры: патриархальной, подданнической и культуры участия.   

 Патриархальная  политическая культура характеризуется  ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени', рода) и  может проявляться в форме  местного патриотизма, семейственности,  коррупции. Индивид слабо восприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена населением местных субкультур.  

 Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата.  

Информация о работе Политическое сознание и политическая культура