Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 12:53, контрольная работа
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме "Политическое сознание и политическая культура" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Политическое сознание и политическая культура" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Теоретическое значение изучения проблемы "Политическое сознание и политическая культура" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий "Политическое сознание и политическая культура".
Введение………………………………………………………………….…..3
Глава 1: Политическое сознание
Политическое сознание и его структура…………………….……..4
Элементы политического сознание и их характеристика……....10
Глава 2: Политическая культура
2.1 Понятие и функции политической культуры…………………......14
2.2 Типы политической культуры…………………………………...…16
2.3 Виды политических субкультур………………………………...….17
2.4 Особенности политической культуры России……………..….…..19
Заключение. ………………….………..…………………………….……….25
Список литературы……………………………………………………….....
Предметом
политической политологии, по мнению западных
авторов, являются психологические
компоненты поведения человека, изучение
которых позволяет применить
психологические знания к объяснению
политики. Однако история данного
направления показала, что попытки
объяснения политики через психологические
особенности политического
В
целом современная западная политическая
психология представляет собой разрозненный
конгломерат теоретических
Идеология.
Идеология – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии. Термин “идеология» ввел французский ученый и философ А.Л.К. Лестют де Граси (“Элементы идеологии”, 1801-1815 гг.), стремившийся найти в мировосприятии и явлениях сознания основы этики, морали, политики – их логическое и психологическое обоснование. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии, ее свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы и других, неидеологических сферах жизни общества – в политике, экономике, культуре и пр. стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и прежде всего – политикой.
Идеологические
течения, борьба между ними – древнейшее
явление, как и борьба политических
группировок, партий, взглядов и т.п.
Новым явление стало
Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.
Отношения
политики и идеологии определяются
рядом специфических
Политика
и идеология – наиболее экспансивные,
навязчивые системы общественного
сознания и организации, они не только
способны проникать в другие сферы
его жизни, но и сочетаться друг с
другом. При этом всякий дефицит
политики, любая ее слабость, политический
вакуум, недостаток политических идей
и решений немедленно и неизбежно
замещается идеологией. Она способна
и вытеснять политику и подчинять
ее себе, особенно, когда идеологизация
и гиперидегизация политики стимулируются
какими-либо внешними событиями (угрозой
извне) или внутренними
Политика
и идеология в равной мере активны
и связаны с борьбой и
По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия несмотря на все их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то и идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять, контролировать во имя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей.
Тем не менее, существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Тогда и возникает проблема политических, а не идеологических решений. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения ее от идеологических приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия. Существует и другая аналогичная проблема несоответствия политики и идеологии: несовпадение частных, групповых, классовых идеологий с большой политикой, способные придать политике направление, которое более не отвечает общим интересам страны и народа. Отсюда возникает вождизм, авторитарное правление, личная и групповая диктатуры, диктатура партий, кланов и т.д.
Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма.
Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность./ Вестник московского Университета, 2005.-С.10-13.
Понятие и функции политической культуры.
Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Общество проявляет и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной культуры, от качества культурных ценностей зависит и интеллектуальный потенциал общества, и степень осознания им своих проблем, уровень их решений.
Культура никогда не замкнута на какую-либо сферу общественной жизни, но является интегральным аспектом развития общества. Строение культуры, ее дифференциация и социальные функции соответствуют исторически определенной дифференциации самой человеческой деятельности, содержащей творческие компоненты.
Политическая культура выступает неотъемлемой частью культуры в целом. В понятии "политическая культура"' органически выражается единство политики и ее общественного сознания.
Сферой политической культуры является политическая жизнь общества, все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Это позволяет рассматривать политическую культуру как важнейший элемент политической системы любого общества, как характеристику политических отношений в процессе функционирования политической системы.
Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества.
Познавательная функция - формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность.
Интегративная
- достижение на базе
Коммуникативная - позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт.
Регулятивная - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения.
Воспитательная
- дает возможность сформировать гражданина,
личность как полноценного субъекта политики,
содействует политической социализации
людей.
Структура политической культуры.
Структура
политической культуры делится
на три части: культура
Эти три элемента подразделяются на подструктуры.
Культура
политического сознания
политические представления и убеждения; политические установки;
политические ценности, традиции, обычаи, нормы.
Культура
политического поведения
культуру политического участия;
культуру политической деятельности.
Культура функционирования политических институтов делится на три подструктуры:
культуру электорального процесса;
культуру
восприятия и регулирования социально-
культуру
принятия и реализации
Основные черты политической культуры.
› она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
› является продуктом естественного исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
› имеет тотальный характер - политические отношения пронизаны, насыщены, пропитаны политической культурой;
›
характеризует политическое сознание
и политическое поведение основной массы
населения и не сводится к сумме политических
субкультур.
Типы политической культуры.
Политическая
культура включает в себя
Патриархальная
политическая культура
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий) и опасается ее диктата.
Информация о работе Политическое сознание и политическая культура