Политическое сознание и политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:47, доклад

Описание работы

Изучение политического сознания является составной частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Политические теории, идеологические ценности, настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.

Работа содержит 1 файл

Политическое сознание и политическая идеология.doc

— 127.50 Кб (Скачать)
 

       Политическое  сознание и политическая идеология

       Изучение  политического сознания является составной  частью политической науки. Политическое сознание не только отражает политическую жизнь, но выступает как важнейший момент общественного бытия. Политические теории, идеологические ценности, настроения могут способствовать изменению самих обстоятельств жизни. Понять политику, не охватывая сферы политического сознания, невозможно.

       Политическое  сознание – это сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный (аффективный), оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политикой. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень – это сфера политической идеологии.

       Политическая  наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному и выполняют при этом различную социальную роль.

       В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве. Политическая наука – это исторически достигнутое понимание политической реальности. Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии механизмов ее функционирования. Политическая наука есть постигающее мышление, которое стремится проанализировать, систематизировать факты и на этой основе спрогнозировать возможные пути политического развития.

       Однако  общество, возникая и развиваясь естественным путем, во многом является результатом  целенаправленной деятельности, продуктом практического разума. Целеполагание, сознательный выбор, принятие активных решений и их воплощение – все это отличает общественное бытие от мира природы. И факты социальной жизни обретают значение только в процессе оценки. Выводы, положения политической науки глубоко затрагивают интересы людей. Часто научно обоснованные положения политической теории вызывают резкую критику со стороны тех, чьи интересы затронуты. Кроме того, политическая теория не ограничивается установлением законосообразной связи в мире политики. Она обосновывает и цели развития, и пути достижения этих целей, разрабатывает нормативные основы политической деятельности. Именно в определении целей, моделей развития теоретики и особенно практические политики, которые берут эти теории на вооружение, отходят от принципа объективности. Достоверные знания о политике оцениваются, интерпретируются с точки зрения определенного социального интереса. Социальная оценка начинает доминировать над объективным содержанием политического знания, политические теории становятся идеологиями. Именно эта специфика социального бытия и социального познания заставила Э. Бернштейна сделать вывод, что несвобода, тенденциозность почти всегда присутствуют в социально-политических теориях и всегда в социально-политических доктринах.

       Тем не менее научные политические теории и политические идеологии существенно  отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к свои выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

       Политологи-исследователи, говоря словами Н. Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

       В познавательном и практическом измерении  у политической науки и политической идеологии разные функции. Наука  служит истине, а идеология, в конечном счете, социальному интересу, обоснованию и оправданию действий определенных политических сил. Но при анализе конкретных политических теорий от Платона и Аристотеля до мыслителей XX века часто бывает сложно провести границу между познанием политики и нормативными основами политических идеологий, между научным беспристрастием и политическими предпочтениями. Ибо социальные конфликты в обществе заставляют человека мыслить идеологически. Добросовестный исследователь стремится быть объективным, но он не может быть равнодушным, и у него возникают ценностные ориентиры, социально-политические симпатии и антипатии. 
 
 
 

       §1. Понятие политической культуры и ее структура 

       Проблема  политической культуры занимает одно из ведущих мест в курсе политологии. Политическая культура прямо либо косвенно влияет на поведение людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов, определение человеком своего места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание политической культуры открывает широкие возможности для политического прогнозирования, успешного проведения грамотной политики.

       Что же такое политическая культура? Это  довольно многогранное явление. Оно фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения.

       Сферой  функционирования политической культуры является вся политическая жизнь  общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления.

       Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания; культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей; культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Разумеется, не все установки, убеждения, представления и модели поведения, наблюдаемые в политической жизни, являются элементами политической культуры. В этом, собственно, и смысл введения данного понятия, что оно охватывает лишь те проявления сознания и поведения, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.

       Следуя  от частного к общему, можно выделить политическую культуру личности, социальной группы, слоя, класса, национальной общности и т.д. Политико-культурные характеристики каждой из этих групп складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения; отношения к политическим институтам; политических знаний, политических учений и опыта; своеобразия политического менталитета; политических ценностных ориентаций и готовности следовать образцам политического поведения. По мере движения от частного к общему индивидуальные особенности становятся все менее заметными, в то время как общие и общечеловеческие черты политической культуры проявляются все более отчетливо.

       Какое же определение можно дать понятию политической культуры? В современной политологии нет общепринятого определения данного феномена. В зарубежных и отечественных исследованиях насчитывается более 30 дефиниций. Одни ограничивают политическую культуру сферой политического сознания, не включая в ее содержание образцы политического поведения. Другие, наоборот, сводят ее лишь к политической деятельности, что тоже не совсем правомерно, поскольку не всякая политическая деятельность строится по образцам культуры.

       Несомненно, что политическая культура как общественное явление находится на стыке политики и культуры. Политика – это область отношений между различными социальными и этническими группами, а также всех их вместе к государству по поводу власти. Под культурой же чаще всего понимается исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов и способов активной творческой деятельности людей.

       Политическая  культура, базируясь на том и другом, включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Вместе с тем политическая культура включает в себя определенный уровень политического сознания социальных групп, классов, различных политических движений, способность их к политическим действиям и сами эти действия. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты. Она формируется в процессе освоения человеком культурных ценностей общества.

       Исходя  из выше изложенного, политическая культура определяется чаще всего как система исторически сложившихся, относительно устойчивых и воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений и моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса. Можно дать и более сжатое определение: политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей.

       Таким образом, политическая культура не сводится лишь к знаниям и убеждениям. Она содержит систему способов реализации этих знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения политических субъектов, то есть наций, классов, социальных групп и т.д. Она характеризует способ существования этих субъектов, выступая при этом как объективная данность, являющаяся не простым внешним отражением существенных черт политического процесса, но его внутренней, органической частью. Вплетенная в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности, политическая культура возникает, эволюционирует и в конечном счете "распадается" вместе с этим контекстом.

       Общая ткань политической культуры группы, класса, народа как бы сплетается из индивидуальных ниточек политических культур личностей, а каждый гражданин, участвуя в политической жизни, воспринимая и передавая политическую информацию, поддерживая или осуждая то или иное политическое решение, участвует в создании и развитии политической культуры общества, к которой он принадлежит. Индивидуальная политическая культура трансформируется в групповую, профессиональную, национальную и тому подобную политическую культуру за счет механизма социального общения. Этот механизм обеспечивается посредством передачи, отбора и формирования социально значимых элементов, слагаемых политических культур отработки уже не индивидуальных, а общественно функциональных, важнейших репрезентативных и детерминирующих определенную социальную группу черт и факторов. Для осуществления этой функции особое значение имеют конституционные права и свободы граждан, а также средства массовой информации.

       Какова  структура политической культуры? В  политологии по этому вопросу  существуют разные мнения. Все зависит  от основания структурирования, того, какой критерий кладется в основу дифференциации (см.: Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990. – С. 26-38). Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей.

       Не  менее важно и выделение объекта, на который направлены ориентации и  убеждения субъекта. Таким объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр.

       Если  структурировать политическую культуру индивида, то здесь следует выделить прежде всего политические знания и  убеждения. Вместе с тем овладение политической культурой предполагает не только приобретение индивидом определенной суммы знаний и выработку прочных убеждений, но и способность человека к эффективным политически действиям, качественное осуществление их в сфере политических отношений. Иначе говоря, политическая культура – это процесс накопления политических знаний, превращение этих знаний в убеждения и установки, а далее – их реализация в конкретной политической деятельности.

       Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют прежде всего политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений.

       Другим  ее элементом, с их точки зрения, выступает культура политических отношений. Между политическим сознанием и политическими отношениями существует диалектическая взаимосвязь и вместе с тем между ними не следует ставить знак равенства. Политическое сознание оказывает огромное воздействие на политические отношения, оно в конечном счете определяет их.

       Следующим элементом политической культуры общества выделяется культура взаимоотношения политических учреждений с массами, которые аккумулируют и направляют волю и энергию социальных групп и классов на достижение поставленных политических целей. Решение этих задач во многом зависит от стиля и методов работы государственных органов, их взаимоотношений с массами.

       Выделяется  и такой элемент политической культуры, как национальные государственные символы. Ряд авторов считает эти символы цементирующим элементом любой политической системы и лежащей в ее основе политической культуры.

       Наконец, отмечается и такой элемент рассматриваемого нами явления, как политические традиции, представляющие собой наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся в политической жизни общества в течение длительного времени. Традиции политической деятельности создают ту историческую почву, на которой развивается политическая культура.

Информация о работе Политическое сознание и политическая идеология