Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:53, реферат
По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, —
оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные)
По объекту исследования
естествоведческие, научно-технические и обществоведчески
По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, —
По объекту исследования
Естествоведческие прогнозы разделяются на следующие направления:
1) метеорологические (погода, воздушные потоки и другие атмосферные явления);
2) гидрологические (морские волнения, режим стока воды, паводков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления);
3) геологические (залежи
полезных ископаемых, землетрясения,
срыв лавин и другие
4) биологические, включая фенологические и сельскохозяйственные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере);
5) медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека);
6) космологические (состояние
и движение небесных тел,
7) физико-химические прогнозы явлений микромира.
Обществоведческие прогнозы делятся на направления:
1) социально-медицинские
(здравоохранение, включая
2) социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);
3) социально-экологические
(перспектива сохранения
4) социально-космические
(перспектива освоения космоса)
5) экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических отношений);
6) социологические, или
социальные в узком смысле (перспектива
развития социальных отношений)
7) психологические (личность, ее поведение, деятельность);
8) демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения);
9) филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
10) архитектурно-
11) образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров; самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);
12) культурно-эстетические
(материально-техническая база
13) государственно-правовые,
или юридические (развитие
14) внутриполитические (внутренняя
политика своей и другой
15) внешнеполитические (внешняя
политика своей и другой
16) военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).
- отказ от прогноза
- консерватизм
- прогнозирование «сквозь шоры» (от балды)
- прогнозирование с помощью «гения»
- использование рациональных
- объект прогноза
- прогнозируемое состояние
- прогнозируемая вероятность
- время прогноза
Статистические методы прогнозирования
Экспертные методы прогнозирования
Методы индивидуальных экспертных оценок
Методы коллективных экспертных оценок.
1. субъективные (экспертные)
- экспертной оценки
- аналогий
- делфи
- дерево целей (решений)
- морфологический анализ
- метод сценариев
2. Объективные
2.1 Экстраполяционные (наивные)
- экспоненциальное сглаживание
- скользящее среднее
- метод Холта
- метод Брауна
- метод Винтерса
- ARIMA
- Бокс-Дженкинс
2.2 Регрессионные (причинные)
- простая регрессия
- множественная регрессия
- тренды
мнения экспертов и субъективные суждения в силу необходимости должны заменить точные законы причинности, отражаемые естественными науками.
а) анонимность экспертов;
б) использование результатов
участники экспертной группы неизвестны друг другу. взаимодействие членов группы при заполнении анкет полностью устраняется. В результате такой постановки автор ответа может изменить свое мнение без публичного объявления об этом.
Статистическая характеристика группового ответа предполагает обработку полученных результатов с помощью следующих методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка.
В развитии метода «Дельфи» применяется перекрестная коррекция. Будущее событие представляется как огромное множество связанных и переходящих друг в друга путей развития. При введении перекрестной корреляции значение каждого события за счет введенных определенных связей будут изменятся либо в положительную, либо в отрицательную сторону, корректируя тем самым вероятности рассматриваемых событий. С целью будущего соответствия модели реальным условиям в модель могут быть введены элементы случайности.
Недостатком данного метода является то, что проблема коррелирующих научно-технических сдвигов является очень сложной, так как в реальной жизни величину корреляции очень трудно измерить, корреляционные связи нечетки и варьируют в широких пределах в зависимости от рассматриваемых достижений.
* получение согласованного мнения (одна из реализаций метода Делфи, ориентированной на получение коллективного мнения различных групп экспертов относительно крупных событий в той или иной области в заданный период будущего)
* повторяющаяся процедура независимых сценариев (составление независимых сценариев по каждому из аспектов, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, и повторяющемся итеративном процессе согласования сценариев развития различных аспектов ситуации)
* использование матриц взаимодействия и др. (определение на основании экспертных оценок потенциального взаимовлияния событий рассматриваемой совокупности).
A |
B |
C | |
A |
|||
B |
|||
C |
Методы сценариев (по лекциям):
- метод согласования мнений,
- метод сведения сценариев
- матрица взаимодействия факторов (на рисунке, показывает как А влияет на В и С и наоборот и т.д.)
Аналогия (традукция) - прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель - аналог объекта, изучаемого посредством моделирования
Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.
Для использования метода аналогий необходимо
а) вычленить причину затруднений;
б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;
в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;
г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;
д) подобрать команду специалистов из выбранной области;
е) организовать и провести мозговой штурм;
ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;
з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.
Одним из способов научного исследования, для которого характерен взгляд на научное познание как на “борьбу идей” и “естественный отбор”, — такой способ следует квалифицировать как особый метод “доказательства по аналогии”. Надо заметить, что им пользуются многие, если не все эволюционные эпистемологи. Между тем тот же Майкл Рьюз, в уже приводимой здесь статье, посвященной проблемам эволюционной эпистемологии, указывает на ограниченные возможности использования этого метода по отношению к науке, выдвигая в качестве исчерпывающего аргумента почти афористичное суждение: “наука — лучшее доказательство”[12]. В чем–то этот афоризм М.Рьюза близок высказанному Тарским суждению, выведенному из анализа логического содержания объективной теории истины: “истина равна факту”. Оба этих ученых, в особенности Рьюз, приближаются к мысли о том, что предметная область той или иной науки развивается исходя из внутренних запросов самой науки, а не только в силу наличия каких бы то ни было конкурирующих между собой теорий или концепций. Для целей и задач эволюционной эпистемологии важно и то, и другое.