Политическое наследие Муаммара Каддафи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:40, доклад

Описание работы

Страница перевернута. Муаммар Каддафи ушел из жизни как настоящий полковник, Братский вождь и руководитель ливийской революции. 20 октября 2011 года оборвалась жизнь человека, пробившегося из низов колониально-племенного общества в лидеры целого государства и превратившегося из мальчика бунтаря в идейного вдохновителя освобождения арабских стран.
Приход полковника Каддафи к власти – результат многолетней антинародной политики, которая проводилась королём Идрисом I (1951 — 1969) и группой его приближённых, разделивших между собой природные богатства принадлежавшие всему ливийскому народу. В результате этой политики более 3/4 населения Ливийского королевства оказались нищими и бездомными кочевниками, вынужденными бороться за своё выживание день ото дня.

Работа содержит 1 файл

доклад Каддафи.docx

— 29.24 Кб (Скачать)

Политическое  наследие Муаммара Каддафи

 

Страница перевернута. Муаммар Каддафи ушел из жизни как настоящий полковник, Братский вождь и руководитель ливийской революции. 20 октября 2011 года оборвалась жизнь человека, пробившегося из низов колониально-племенного общества в лидеры целого государства и превратившегося из мальчика бунтаря в идейного вдохновителя освобождения арабских стран.

Приход полковника Каддафи к власти – результат многолетней антинародной политики, которая проводилась королём Идрисом I (1951 — 1969) и группой его приближённых, разделивших между собой природные богатства принадлежавшие всему ливийскому народу. В результате этой политики более 3/4 населения Ливийского королевства оказались нищими и бездомными кочевниками, вынужденными бороться за своё выживание день ото дня.

Неудивительно, что политическая система, существовавшая до полковника, была с легкостью опрокинута им и его соратниками из числа “свободных офицеров” под лозунгом перераспределения нефтяных доходов в пользу большинства, искоренения коррупции и культурного возрождения Ливии. Так же на его успехе сказался и тот факт, что полковник был одним из самых уважаемых офицеров ливийской армии и служим примером не только для курсантов и новобранцев, но и для верховного командования армии.

Через 15 дней, после революции (16 октября 1969 года), Муаммар Каддафи, как председатель Совета революционного командования (СРК), выступая на массовом митинге, обнародовал пять принципов нового курса ливийской политики политики: 1) полная эвакуация иностранных баз с ливийской территории, 2) позитивный нейтралитет, 3) национальное единство, 4) арабское единство, 5) запрещение политических партий.

Первым шагом  полковника (в течение 1969—1971 годов) была национализация иностранных банков, и всей принадлежавшей итальянцам земельной собственности. Государство также национализировало собственность иностранных нефтяных компаний; остальные нефтяные компании были национализированы на 51 %.

Но важнейшей проблемой для только что прошедшей революции стали иностранные военные базы, угрожавшие контрреволюцией для правительства Каддафи. Плэтому, уже к апрелю 1970, полковник настоял на выводе войск базы ВМС Англии в Тобруке, в июне — с крупнейшей в регионе американской военно-воздушной базы Уилус-Филд, в предместье Триполи. 7 октября того же года из Ливии были изгнаны и лишены своего умущества все 20 тысяч итальянцев. Этот день был объявлен “днём мщения”. Помимо этого, в качестве мести за жестокую колониальную войну, развязанную фашистской Италией в 1920-х годах, были выкопаны могилы итальянских солдат.. Лишь в 2009 году во время своего исторического визита в Италию Каддафи встретился с сотней изгнанных итальянцев и заявил, что только изгнание могло спасти их от смерти.

Так же, одним из ключевых шагов Каддафи после прихода к власти стала культурная реформа: календарь - в нём были изменены названия месяцев года, а летоисчисление стало вестись от года смерти пророка Мухаммеда. В ноябре 1971 года СРК создал комиссию по пересмотру всего законодательства Ливии в соответствии “с основными принципами исламского шариата”. В стране были запрещены алкогольные напитки и азартные игры. 15 апреля 1973 года, во время своего выступления в Зуаре, Муаммар Каддафи провозгласил культурную революцию, которая включала пять пунктов:

  • аннулирование всех существующих законов, принятых предыдущим монархическим режимом и их замена законами, основанными на шариате;
  • репрессии против коммунизма и консерватизма, производя чистку всех политических оппозиционеров — тех, кто выступал против или сопротивлялся революции, таких, как коммунисты, атеисты, члены Братьев-мусульман, защитники капитализма и агенты западной пропаганды;
  • распределение оружия между людьми таким образом, чтобы общественное сопротивление защитило бы революцию;
  • административная реформа, чтобы закончить чрезмерную бюрократизацию, превышение обязанностей и взяточничество;
  • поощрение исламской мысли, отвержение любых идей, не соответствующих ей, особенно идей, импортированных из других стран и культур.

Ливийская культурная революция ознаменовала возвращение к арабскому и исламскому наследию. С 1979 года в стране введены шариатские законы.

Режим Каддафи в 1970—1990-е годы имел много общего с другими аналогичными постколониальными режимами в Африке и на Ближнем Востоке. Богатая природными ресурсами, но нищая, отсталая, трайбалистская Ливия, из которой в первые годы правления Каддафи изгонялись атрибуты западной жизни, была объявлена страной особого пути развития. Официальная идеология представляла собой смесь крайнего этнического национализма, рентоориентированного планового социализма, государственного ислама и военной диктатуры левого толка с Каддафи во главе при декларируемой коллегиальности управления и “народовластии”. Политика полковника в эти годы была относительно умеренной, хотя партийные чистки и искоренение оппозиции продолжалось. Опорой режима были армия, госаппарат и сельское население, для которого эти институты были фактически единственным механизмом социальной мобильности.

До свержения монархии, в 1968 году 73 % населения страны было неграмотно. За первое десятилетие революционных преобразований в Ливии было открыто 220 библиотек и читален, 25 центров по распространению знаний, около 20 национальных культурных центров и 40 спортивных клубов. К 1977 году уровень грамотности вырос, в общем, до 51 %, а с 1970 по 1980 год в стране было построено более 180 тыс. квартир, что дало возможность обеспечить современным жильём около 80 % нуждающихся, живших до этого в подвалах, хижинах или палатках. Каддафи играл важную роль в реализации грандиозного проекта Великая рукотворная река, назвав её “Восьмым чудом света”. В августе 1984 года он заложил первый камень в фундамент завода по производству труб в Брега и тогда же начались работы по проекту. Эта огромная ирригационная система позволила снабжать пустынные районы и побережье страны водой из Нубийского водоносного слоя.

Сокращение потока нефтедолларов  в связи с падением цен на нефть  в начале 1980-х годов вызвало  в Ливии некоторые экономические  трудности. Выступая 1 сентября 1988 года на массовом митинге по случаю 19-й  годовщины революции, Лидер революции  объявил о широкомасштабной денационализации мелких и средних предприятий  и даже упразднении организаций, ведающих импортом и экспортом товаров  широкого потребления. Ливийский лидер  заявил: “Любой группе людей даётся возможность участвовать в создании предприятий по строительству домов, дорог, их техническому обслуживанию, а также в других отраслях. Ливийцы  могут создавать рестораны, кафе, организовывать места отдыха…”. Но этот решение всё равно не изменило факта о том, что полковник оставался авторитарным правителем, жёстко контролирующим все правительственные решения и имеющим прообраз собственного культа личности.

Политическим наследием полковника стала сформулированная им “Третья всемирная теория”, изложенную в его трёхтомном труде “Зелёная книга”, установив в Ливии новую форму правления — Джамахирия, новая система взглядов, которая противопоставляется идеям коммунизма Маркса и капитализма Адама Смита. В данной теории подробно раскритикована современная демократия: по мнению полковника, демократия перестала быть подлинно народной. Так же, теория отрицает традиционные орудия власти — парламенты, партии, референдумы — и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и предложены в повестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны. “Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии”. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт.

При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама. Каддафи пытался найти идеальную форму общественного сосуществования, при котором наряду с социальной справедливостью наличествовала бы сильная власть, народная представительность и национальная самобытность. В Ливии была сделана попытка реализовать его идеи на практике: в марте 1977 года была обнародована “Декларация Себхи”, и страна стала именоваться Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (слово “джамахирия” (“государство народных масс”). Существование данной формы государственного устройства, отличной от монархии и республики, вытекает из “Третьей Всемирной Теории” ливийского лидера Муаммара Каддафи.

С наступлением глобализации и информационной революции Каддафи несколько модифицировал свою теорию, введя в неё тезис об эпохе больших пространств, в которую национальное государство становится нежизнеспособным.

Муаммар Каддафи стал последним представителем из поколения арабских националистов-революционеров, пришедших к власти в результате военных переворотов 1950—1960-х годов. За эпоху своего правления, Каддафи сделал немало для простых ливийцев. Было время, когда бензин был бесплатным - так Каддафи распределял доходы от нефти. Он реализовал ряд больших проектов, направленных на улучшение жизни людей: например, решил проблему пресной воды. Однако, с начала XX века, полковник сконцентрировал всё внимание на международной арене, пытаясь построить отношения с крупными державами, забыв о своём народе.

Так же провальная внешняя политика, поддержка международного терроризма, прямое признание о спонсорстве  теракта над Локерби в 1988 негативно сказались и на внутреннем имидже Муаммара. который пришёл к власти через революцию, свергнув монархический режим, благодаря поддержке народа. И вдруг он начал назначать сыновей в качестве своих преемников, а его режим начинает напоминать двор свергнутого им короля Идриса I. Из главы суверенного народа он превратился в главу коррумпированного клана, основанного им самим. Всё это привело к тому, что в Ливии при поддержке западных сил, ориентированных на ливийскую нефть, и иностранных интервентов произошла гражданская война и окупация, в ходе которой армия полковника Каддафи была разбита, а сам полковник был жестоко растерзан в результате самосуда захватившими его в плен повстанцами. В последние минуты жизни Муаммар Каддафи призывал повстанцев одуматься: “Харам алейкум… Харам алейкум… Позор вам! Вы не ведаете греха?!”.

Тело Муаммара Каддафи, было выставлены на всеобщее обозрение в промышленном холодильнике для овощей в торговом центре в Мисурате.  На рассвете 25 октября тело было тайно похоронены в Ливийской пустыне. На этом закончилось 42-летнее правление полковника Каддафи и революция, которую он провозгласил после свержения монархии в 1969 году.

Полковник Каддафи - националист, убеждённый патриот, который никому не подчиняется. И даже после его смерти, его наследие, его Джамахирия, как альтернативная система политического устройства, уже заняла своё место в политической науке и мысли, а реализованные им идеи фактически превратили его любимую Ливию в одну из ключевых стран Африки, а его политика панарабизма дала толчок к консолидации исконно исламского общества, отрицающего исламский радикальный фундаментализм и показала необходимость противостоять западной экспансии на арабские страны.

При всех его недостатках, достоинством полковника Муамма́р бен Мухаммад Абу Менья́р Абде́ль Саля́м бен Хами́д аль-Кадда́фи является служение собственному народу, отцовская забота о нём и пламенное сердце истинного ливийца.

 


Информация о работе Политическое наследие Муаммара Каддафи