Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:52, реферат

Описание работы

Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства и групповому лидерству.

Содержание

1. Понятие политического лидерства.
Основные подходы к изучению……………………………………..2
2. Типология лидерства……………………………………………..10
3. Функции политического лидера…………………………………13
4. Литература………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Политическое лидерство.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     желания и потребности=>надежды и ожидания=>требования=>политические действия.

     Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:

     1) потребность в силе, достижениях,  автономности и свободе;

     2) потребность в доминировании,  репутации, престиже, успехе, статусе  и т. д. 

     Большинство исследователей придерживаются мнения, что основным властным мотивом является стремление удовлетворить одну потребность — в доминировании. Д. Берне считает, что главный элемент политических амбиций — потребность в уважении (одновременно, в высокой самооценке и высокой оценке других). Все «великие люди» демонстрировали наличие этой потребности. Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой (В. Вильсон, по 3. Фрейду). По мнению Д. Бернса, стремление к уважению — это не патология, а лишь повышенная потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы — это и есть потенциальные лидеры.

     Так выглядят шесть основных подходов к проблеме лидерства, составивших первоначальный фундамент ее научного изучения. Только по мере формирования этой опоры возможным оказался следующий шаг: попытка создания типологий лидерства и выделения типов лидеров. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Типология лидерства.

     С научной точки зрения, представляет интерес типология лидеров. Различается  формальная типология, основанная на функциональном анализе, связанном с масштабами функций лидера. В основе классификации лежат такие критерии, как содержание, стиль деятельности лидера, его авторитет.

     Одна  из первых типологий была предложена немецким социологом М.Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и вызывать повиновение", М. Вебер различал:

     1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти сам "законно" (или легитимно) становится монархом);

     2) рационально-легальное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность". В нем лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы (вспомним годы правления Л.И. Брежнева и К.У. Черненко);

     3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности. Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой. Харизматическое лидерство, по М. Веберу, возникает в критических ситуациях. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит "рутинизация харизмы".

     Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберу, опирается на многолетний обычай. Человек обладает "правом на лидерство" благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

     Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в силу каких-то особых качеств личности (хотя лидер должен продемонстрировать определенный уровень компетентности), а с помощью законных бюрократических структур. Бюрократическое лидерство обезличено.

     Среди отмеченных типов лидерства наибольший интерес вызывает харизматический. Понятие "харизма" означает "божия  благодать". Этот термин применяется  к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается  наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества, и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.

     По  стилю деятельности выделяются авторитарный и демократический типы лидера.

     Авторитарный - это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие - "железная требовательность", угроза наказания.

     Демократические же лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы, создают атмосферу сотрудничества.

     По  характеру деятельности выделяются типы лидерства:

     1) универсальный, т.е. постоянно проявляющий качества лидера;

     2) ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

     По  содержанию выделяются типы лидерства:

     а) лидер - вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

     б) лидер - исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

     в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

     По  видам деятельности различают "формальное" и "неформальное" лидерство.

     Формальное лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.

     Политологи  обычно разделяют индивидуальное лидерство - лидер и его последователи - и  коллективное лидерство - элита и  массы.

     Политическое  лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего, ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управленческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 г. сменилось более пятидесяти глав правительств, но стабильность общества сохранилась. 
 
 
 
 
 
 

     3. Функции политического лидера

     Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить их три общие функции:

     1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

     2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

     3) мобилизация исполнителей (должностных  лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

     Более конкретные, содержательные характеристики деятельности лидера, по ним можно выделить следующие функции:

     1. Интеграция общества, объединение   масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей подавать пример служения народу, отечеству.

     2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто, действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

     3. Социальный арбитраж и патронат, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронат на деле реализуется далеко не всегда, вера в "хорошего царя" отца народов, "народного президента" и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

     4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

     5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализации политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять ненародные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления "вьетнамского синдрома", эмоционального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Р.Рейган.

     6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом  лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделял их чертами земных божеств и усиленно культивируя культ их личностей.

     Выполнение лидером своих функций в политической системе и обществе характеризует понятие "эффективность политического лидерства". Она характеризует степень и своевременность реализации стоящих перед лидером целей, соответствующих ожиданиям его последователей. Эффективность лидерства может проявляться на нескольких уровнях. На макроуровне эффективность политического лидера проявляется в реализации им целей общества, обычно выражаемых и избирательных и особенно правительственных программах; на мезоуровне (среднем уровне) - в реализации целей организации (например, в обеспечении победы партии на выборах); на микроуровне - личных целей и совпадающих с ними целей ближайшего окружения, например семьи лидера; на мегауровне - целей международного объединения, к примеру мирового общества - ООН. Последний уровень характеризует лишь деятельность лидеров международного масштаба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Литература. 

     1. Политология. Высшее образование/ Пугачев В.П. – М.: Филол.о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2003. – 576с. 

     2. Д.В. Ольшанский, Политическая психология, М. 2002 г.

Информация о работе Политическое лидерство