Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:56, реферат
Главная цель контрольной работы посвящена раскрытию вопроса о политическом лидерстве. Из цели вытекает ряд задач:
1)изучить специфику политического лидерства, его типы и функции;
2)рассмотреть политическое лидерство и политический маркетинг;
3)проанализировать современные тенденции развития политического лидерства
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Специфика политического лидерства, его типы и функции………………….4
2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства…………………………………..13
3. Практическая часть……………………………………………………………...16
Словарь терминов…………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………………...23
В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного, справедливого и решительного человека, что в конечном счете и предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.
Своего рода универсальной теорией является синтетическая теория личности. Эта теория – попытка объединить вышеназванные теории, преодолеть их ограниченность через универсализацию не отдельных компонентов, а их связи.
Согласно синтетической теории, при исследовании лидерства необходимо учитывать комплекс вопросов, а именно:
- черты субъекта;
- характер и особенности объекта;
- специфические условия в которых они действуют.[6,с.34].
Однако, в силу сохранения качественной разносторонности компоненты лидерства в действительности не соединяются в системное целое. Ситуационная теория во многом оставляет в тени внутренний механизм увязывания лидеров и последователей.
Существует также другая теория лидерства – мотивационная. Согласно этой теории эффективность лидерских действий зависит от воздействия его на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности
Богатство понятия лидерства
отражается в его типологии. Существуют
разнообразные классификации
Проявление лидерства разнообразны. Попытки их типологизации на основе различных признаков вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров. Одна из первых типологий (популярная по сей день) была предложена М.Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных лиц. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое. [9, с. 259].
- традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции, силу привычки;
- рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем (Г. Шрёдер, Б.Клинтон, Ж. Ширак);
- харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.
В современной политологии нередко используются четыре собирательных образа лидера:
-знаменосца, или великого человека; - торговца;
-служителя;
Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, “мечта”, способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
2. Политическое лидерство
и политический маркетинг.
Маркетинг Политический - (англ.marketing- рынок, сбыт) - система целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребности, которые выгодны действующему субъекту политических отношений.
Эта система включает
в себя политические теории, методы,
приемы и способы изучения
политической среды, а также
пути формирования
Политический маркетинг исходит из того, что политические вкусы, пристрастия, убеждения у людей разные и нужно учитывать это своеобразие, а не бороться с ним путем политического принуждения и насилия. В том обществе, где политика делается на самом верху общественной пирамиды, а затем политические идеи и установки предлагаются гражданам, которые вынуждены потреблять не то, что нравится, а то, что им предлагает действующий режим, политический маркетинг невозможен. А там, где политика формируется с учетом политических устремлений рядовых граждан, потребность в политическом маркетинге появляется неизбежно. Неслучайно в странах с развитыми демократическими традициями партии тратят на маркетинговые исследования для своих лидеров ежегодно значительные средства. Сама политическая практика подсказывает, что в современных условиях без маркетингового обеспечения любой претендент на лидерство оказывается обреченным на провал. [2, с.33].
Разновидностью политического маркетинга является выборная инженерия или избирательная технология. Этим термином обозначается направление научных исследований, в рамках которого исследуется совокупность проблем организации и проведения избирательных кампаний, в частности, сравнительный анализ различных избирательных округов и учет особенностей поведения в них претендента, с целью повышения его шансов на избрание.
В современных условиях политика прочно обосновывается на товарном рынке. Становится очевидным, что она такой же товар, как и все остальное. Однако политический маркетинг занимается не нравственным осуждением политической продажности, а эффективностью рыночного продвижения политического товара. В качестве последнего могут выступать политическая власть, политические идеи, организации, лозунги, убеждения, сами политики, т. е. все, что может быть предметом политического обмена между людьми не только на индивидуальном, но и на массовом уровне.
Среди особенностей осуществления
политического лидерства в
1) Отсутствие в России до последнего времени действительно общенационального лидера, имеющего широкое признание и способного выдвинуть программу, выражающую интересы большинства общества – это связано прежде всего с отсутствием в самом обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции, клики или «группы поддержки»;
2) Очевидное преобладание в российской политике лидеров харизматического либо смешанного традиционно – харизматического типа (Б. Ельцин, В. Жириновский, А. Лебедь, А. Тулеев и др.) над лидерами легально – бюрократического типа (исключениями с определенными оговорками могут считаться Е. Примаков и отчасти Г. Явлинский).
Причина этого явления – веками формировавшиеся в России авторитарно – монархические традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян «голосовать сердцем»);
3) Как следствие – ведущая роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей популистского толка (Б. Ельцин, те же В. Жириновский и А. Лебедь, с определенными оговорками – Ю. Лужков). Для такого лидера характерны стремление продемонстрировать обществу свою силу («я – царь», «я – хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям (можно вспомнить решение Б. Ельцина о роспуске парламента в октябре 1993 г., попытки А. Лебедя «взять на таран» Кремль и прорваться к власти осенью 1996 г.), раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить (программа Б. Ельцина в период президентских выборов 1991 и 1996 гг., обещание провести либерализацию цен без снижения уровня жизни населения и т.п.);
4) Более чем существенный
разрыв между образами
5) Как следствие этого
– наличие в российской
6) Стремление многих
российских политических
3. Покажите, на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько такая позиция верна.
Многие современные критики считают, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно.
Хочу привести в пример суждение одного критика по этому поводу: «Последнее поколение ярких национальных лидеров ушло в шестидесятые годы. Де Голль и Черчилль, Мао Цзедун и Сталин, и даже злополучные Муссолини и Гитлер всегда, даже в годы войны, находили время для чтения литературных новинок. Сегодня же что левые, что правые лидеры — явные невежды, после букваря ничего не читавшие. К примеру, развитие президента Путина закончилось на американских боевиках и примитивной поп-музыке. Что толкового можно ждать от таких политиков?».
Что такое политический лидер? Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, считают критики, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону.
Мое мнение по поводу этого суждения – противоположно. Я считаю, что время политических лидеров не ушло. Я считаю, что лидерство как социальное и политическое явление универсально. Можно смело утверждать, что там, где сложилась та или иная человеческая общность, должны появиться политические лидеры, а в наиболее крупных социальных общностях – и общественно-политическое лидерство.
По мере приближения парламентских и президентских выборов не только политическая элита, но и представители общественно-политических сил, и простые граждане пристально вглядываются в ведущих политиков, намеревающихся взойти на вершину политического «Олимпа».
Я считаю политическим лидером современности В.В. Путин. Думаю многие согласятся с тем, что он вполне может называться политическим лидером, хотя многие критики считают, что политики вынуждены находится в его «тени», но это только слухи.
Роль Владимира Путина как лидера надежно гарантирована партией "Единая Россия" и ее парламентским большинством. Все действия партии и в парламенте, и в регионах направлены на поддержку курса национального лидера.