Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:57, контрольная работа
Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.
1 Сущность и истоки политического лидерства
2 Функции политического лидера
3 Типы и виды политического лидерства
Литература
Тема 18. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
1 Сущность и истоки политического лидерства 2 Функции политического лидера 3 Типы и виды политического лидерства Литература |
3 7 10 15 |
Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.
Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Основными аспектами лидерства являются: 1) способность лидера точно оценить ситуацию, найти оптимальные решения стоящих проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.
Таким образом, лидерство относится к числу комплексных понятий. С одной стороны, оно предполагает генерирование лидером новых идей, активное влияние на людей, управление ими. С другой стороны, оно основывается на готовности управляемых следовать за лидером.
Политический лидер - это человек, который руководит политическими процессами, оказывает влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Вместе с тем он не только субъект, но и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их требований, к различным компромиссам.
В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты осуществления власти, ситуацию, в которой действует лидер и влияние которой испытывает. Комбинация этих трех компонентов во многом определяет становление лидера и эффективность его деятельности.
Качества лидера исследователи объединяют в три группы - природные, нравственные и профессиональные.
К числу необходимых лидеру природных качеств относят силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относят гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.
Очевидно, что реальные лидеры не являются носителями всего набора перечисленных качеств. Он рассматривается как идеал.
Понятие инструменты власти включает все, на что может опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.
Исторически возникновение
политического лидерства
В античности политическое лидерство носило личностный характер и было основано на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель - ученик». В политической жизни важную роль играли мировоззренческие вопросы, моральные ценности.
В средневековой Европе политическое лидерство теряло нравственноэтическое содержание. Влияние лидера основывалось главным образом не на личных достоинствах, а на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требовались не столько нравственные качества, сколько умение сплотить группу для достижения определенных целей, сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации политического лидерства отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период первых буржуазных революций.
В современном обществе политическое лидерство - это способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач и проблем.
Различается формальное и неформальное политическое лидерство.
Формальное
лидерство основывается на положении
определенного лица в общественной
иерархии и закрепляется в правилах и нормах.
Субъективная готовность и способность
человека к выполнению роли лидера, а также
признание за ним права на руководство
со стороны группы людей характеризуется
категорией неформального лидерства.
В политике формальный, институциональный
аспект лидерства является ведущим, поскольку
общественная потребность в самоорганизации
зависит не столько от личных качеств
(хотя и это важно), сколько от силы и влияния
институтов власти. В современном обществе
даже личность, обладающая выдающимися
способностями, не сможет стать лидером
без опоры на организацию, институты, средства
массовой информации.
В конкретных обществах функции лидеров зависят от уровня культуры населения, типа политического режима, состояния экономики, наконец, от индивидуальных качеств самих лидеров. В граждански зрелых обществах возможности доступа к лидирующим позициям политиков-дилетантов и популистов существенно уже, чем в традиционных и переходных обществах.
Объективно
обусловленный феномен
Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент сакрализации власти. По своей сути он сродни языческому идолопоклонству, особенно в таких его атрибутах, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, религиозные ритуалы. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятными
субъективными предпосылками
Из вышеизложенных обстоятельств формирования культа личности вытекает необходимость включения в механизм лидерства системы контроля за деятельностью лидера в виде совокупности демократических процедур (выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.).
В последние
десятилетия в осуществлении
политического лидерства проявл
- институционализация лидерства. Ее суть в том, что процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках определенных политических институтов -государства, партий, общественных движений;
- концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем;
- профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта;
- сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности;
- уменьшение вероятности появления политических лидеров-героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), чаще всего порождающих такое лидерство;
- возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М.Ганди, Мартина Лютера Кинга, А.Сахарова).
С учетом значимости профессионализма в осуществлении лидерства в ряде стран (США, Япония, Франция) отбор лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Лица с задатками лидеров проходят подготовку в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с разнообразным политическим участием граждан и контролем за деятельностью властей обеспечивают достаточно высокий уровень политического лидерства в интересах всего общества.
2 Функции политического лидера
Функции политического
лидерства варьируются в
При характеристике основных этапов деятельности лидера можно выделить три общие функции:
1. Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;
2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;
3. Мобилизация исполнителей(должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;
Что касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующее:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.
3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической и , особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности.
6. Легитимация(«узаконивание») строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.
7. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека.
При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства — над обществом. Функция вождя — центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся — уничтожают.
При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера — важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма.
При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.