Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:57, контрольная работа

Описание работы

Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.

Содержание

1 Сущность и истоки политического лидерства
2 Функции политического лидера
3 Типы и виды политического лидерства
Литература

Работа содержит 1 файл

политология вариант 18.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Тема 18. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

1 Сущность и  истоки политического лидерства

2 Функции политического  лидера

3 Типы и виды  политического лидерства

Литература

3

7

10

15


 

 

  1. Сущность и истоки политического лидерства

 

Изучение феномена политического лидерства конкретизирует и углубляет знания о политической власти. По своей сущности и форме политическое лидерство - проявление власти и властных отношений. Властные функции осуществляются конкретными лицами - политическими лидерами.

Слово «лидер»  в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий», «управляющий другими людьми». Становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке оптимальных путей достижения целей. Эти функции выполняют люди активные, пользующиеся авторитетом.

Под лидерством понимается механизм взаимодействия лидеров  и ведомых. Основными аспектами  лидерства являются: 1) способность  лидера точно оценить ситуацию, найти  оптимальные решения стоящих  проблем, мобилизовать людей на выполнение решений; 2) принятие ведомыми идей лидера, готовность сознательно и добровольно подчиняться ему.

Таким образом, лидерство относится к числу  комплексных понятий. С одной  стороны, оно предполагает генерирование  лидером новых идей, активное влияние на людей, управление ими. С другой стороны, оно основывается на готовности управляемых следовать за лидером.

Политический  лидер - это человек, который руководит  политическими процессами, оказывает  влияние на социальное поведение индивидов, групп, слоев и общества в целом. Вместе с тем он не только субъект, но и объект политики. В решении различных проблем лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их требований, к различным компромиссам.

В структуре  политического лидерства обычно выделяют три главных компонента: личностные качества лидера, инструменты  осуществления власти, ситуацию, в  которой действует лидер и  влияние которой испытывает. Комбинация этих трех компонентов во многом определяет становление лидера и эффективность его деятельности.

Качества лидера исследователи объединяют в три  группы - природные, нравственные и  профессиональные.

К числу необходимых  лидеру природных качеств относят  силу характера, решительность, интуицию, магнетизм личности. К числу нравственных качеств относят гуманизм, ответственность, честность. Необходимыми лидерам профессиональными качествами ученые считают аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, компетентность, гибкость, готовность к компромиссам.

Очевидно, что  реальные лидеры не являются носителями всего набора перечисленных качеств. Он рассматривается как идеал.

Понятие инструменты  власти включает все, на что может  опираться лидер в достижении поставленных целей. Это политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации. При определенных обстоятельствах эти инструменты могут быть и факторами, противодействующими лидеру в выполнении политических задач.

Исторически возникновение  политического лидерства связано  с формированием общественных интересов  и с появлением личности как субъекта политического действия. Архаическим  обществам политическое лидерство  не было свойственно не только ввиду  отсутствия властных интересов, но и в силу невыделенное индивидуального «я» из родового, коллективного сознания.

В античности политическое лидерство носило личностный характер и было основано на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель - ученик». В политической жизни важную роль играли мировоззренческие вопросы, моральные ценности.

В средневековой  Европе политическое лидерство теряло нравственноэтическое содержание. Влияние лидера основывалось главным образом не на личных достоинствах, а на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требовались не столько нравственные качества, сколько умение сплотить группу для достижения определенных целей, сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации политического лидерства отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период первых буржуазных революций.

В современном  обществе политическое лидерство - это  способ построения власти, основанный на интеграции различных групп вокруг выдвигаемой лидером программы решения определенных задач и проблем.

Различается формальное и неформальное политическое лидерство.

Формальное  лидерство основывается на положении  определенного лица в общественной иерархии и закрепляется в правилах и нормах. Субъективная готовность и способность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны группы людей характеризуется категорией неформального лидерства. 
  В политике формальный, институциональный аспект лидерства является ведущим, поскольку общественная потребность в самоорганизации зависит не столько от личных качеств (хотя и это важно), сколько от силы и влияния институтов власти. В современном обществе даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать лидером без опоры на организацию, институты, средства массовой информации.

В конкретных обществах  функции лидеров зависят от уровня культуры населения, типа политического  режима, состояния экономики, наконец, от индивидуальных качеств самих лидеров. В граждански зрелых обществах возможности доступа к лидирующим позициям политиков-дилетантов и популистов существенно уже, чем в традиционных и переходных обществах.

Объективно  обусловленный феномен политического  лидерства таит и определенную опасность. Завышенная оценка функций и роли политических руководителей нередко принимает форму культа..

Культ политических руководителей - неотъемлемый элемент  сакрализации власти. По своей сути он сродни языческому идолопоклонству, особенно в таких его атрибутах, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, религиозные ритуалы. В тоталитарных государствах идейные истоки культа личности лежат в претензии идеологий на монопольное обладание истиной. Лидеры, олицетворяющие эти «единственно верные идеологии», наделяются качествами пророков и ясновидцев.

Благоприятными  субъективными предпосылками культа личности являются патриархальная и  подданническая политические культуры, которые исходят из веры в «хорошего  царя» или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация власти в руках одного человека, тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своего труда, сколько от благосклонности руководства.

Из вышеизложенных обстоятельств формирования культа личности вытекает необходимость включения  в механизм лидерства системы  контроля за деятельностью лидера в  виде совокупности демократических  процедур (выборность, сменяемость, отчетность, создание сдержек и противовесов и пр.).  

В последние  десятилетия в осуществлении  политического лидерства проявляются следующие тенденции:

- институционализация лидерства. Ее суть в том, что процесс рекрутирования и деятельности политических руководителей осуществляется прежде всего в рамках определенных политических институтов -государства, партий, общественных движений;

- концентрация усилий лидеров на решении прежде всего повседневных экономических и социальных проблем;

- профессионализация лидерства, возрастание роли знаний, навыков и опыта;

- сокращение границ власти политических лидеров вследствие ограниченных сроков пребывания у власти, функционирования механизма разделения властей, контроля со стороны выдвинувших их политических партий, оппозиции и общественности;

- уменьшение вероятности появления политических лидеров-героев типа Наполеона вследствие непродолжительности сроков пребывания у власти и отсутствия чрезвычайных обстоятельств (войн, революций), чаще всего порождающих такое лидерство;

- возрастание роли и влияния неформальных лидеров (типа М.Ганди, Мартина Лютера Кинга, А.Сахарова).

С учетом значимости профессионализма в осуществлении  лидерства в ряде стран (США, Япония, Франция) отбор лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Лица с задатками лидеров проходят подготовку в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с разнообразным политическим участием граждан и контролем за деятельностью властей обеспечивают достаточно высокий уровень политического лидерства в интересах всего общества.

 

2 Функции политического лидера

 

Функции политического  лидерства варьируются в зависимости  от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется.

При характеристике основных этапов деятельности лидера можно выделить три общие функции:

1. Политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации;

2. Определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы;

3. Мобилизация исполнителей(должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей;

Что касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующее:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.

4. Коммуникация власти и масс, упрочнение каналов политической и , особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности.

6. Легитимация(«узаконивание») строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.

7. Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание и даже обожествление человека.

При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства — над обществом. Функция вождя — центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся — уничтожают.

При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера — важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы. Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма.

При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

Информация о работе Политическое лидерство