Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

В рамках данной работы мы рассмотрим понятия “лидер” и “лидерство” в самом широком значении, т.е. безотносительно к конкретной форме и сфере их проявления. Эти знания помогут более полно и глубоко понять специфику непосредственно интересующих политологию сложных явлений - “политический лидер” и “политическое лидерство”.

Работа содержит 1 файл

реферат сам.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

Тактика достижения поставленных целей

Одним из обобщающих критериев  типологии политических лидеров  являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими  на общество. В связи с этими  критериями американский политолог  Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры.

Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они  ставят, и воздействие, оказываемое  ими на общество. В связи с этим Р. Такер выделяет три типа политических лидеров:

консерваторы стремятся сохранить статус-кво общества. Активность политического лидера, его программа и его действия направлены на сохранение общества в его современном виде. Это не самый распространенный тип лидерства. Например, Николай I18;

реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур. Например, Петр I19, Мартин Лютер Кинг20;

революционеры ставят цель прихода к иной общественной системе. История показывает, что мирный путь в этом случае – большая редкость; обычно это революция. Например, К. Маркс21.

Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические руководители делятся на правящих и  оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных и мелкобуржуазных.

Таким образом, возможности для типологизации  политических лидеров определяются личностными качествами лидеров; инструментами, с помощью которых они осуществляют власть; конкретной средой, в которой они действуют.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.3 Политическое лидерство в России

Роль политического  лидерства в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велика. Проблема лидерства для современного российского общества, осуществляющего переход к демократии, представляет несомненный интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку, как правило, именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации. 
Однако особенность политического лидерства в современной России заключается в том, что в условиях формирующейся демократии проявляется прежние политические традиции лидерства, и в первую очередь в массовм сознании сохраняются устойчивые представления о лидере, чертах, которыми он должен обладать. 
Исходя из классификации М.Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое. Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное господство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласили: « Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции. 
Советский период породил особую разновидность лидерства - вождизм22. Харизматическей вождь, к числу которых можно отнести В.И.Ленина и И.В. Сталина23, является наиболее точным синонимом термина «лидер». Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением  развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. И все-таки самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М.Вебер определял «как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или по меньшей мере необычной, специфической, не достижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как «Вождь». 
Следовательно, в основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие « единой коллективности воли народа», которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

В конце 70-х 80-х годов мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе пережила острейший кризис, ибо задачи создания и поддержания мифов об исключительности Л.И Брежнева и

К.У. Черненко оказались  практически неосуществимой. Что  касается М.С.Горбачева, то на первом этапе своей деятельности он несомненно обладал харизмой. Это объясняется тем, что поначалу он формировал свой образ мудрого политика, опираясь на тезис о «верности социалистическому выбору» и идею «очищения социализма» от разного рода извращений. Он часто выступал по телевидению, произносил много ярких и для большинства населения весьма убедительных речей. Почти с первых же дней М.С.Горбачев начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности.

После разрушения коммунистических идеалов и мифов массовое сознание обнаружило потребность в новых, в том числе и о лидере страны. Однако формирование нового облика лидера – современного, аристократического, духовно раскованного, который надеялся предложить народу М.С.Горбачев на втором этапе своей деятельности, явно отставало от процессов, инициированных им самим. С распадом советской системы и СССР, вызвавшим острое ощущение дискомфорта у большинства населения страны, этот новый облик вождя совсем утратил свою привлекательность, поскольку произошло рассогласование между имиджем М.С.Горбачева – президента СССР и ожиданиями, надеждами, требованиями населения к нему как главной фигуре в политической элите страны. Не удивительно, что новое время, которое подготовили М.С.Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

После своего вторичного (с 1987 года) возвращением во власть Б.Н.Ельцин выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей, собиравшихся на площадях, и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На этом, первом этапе народ в основном воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс, которые активно втягивались тогда в политическую жизнь. Лидерство Б.Н.Ельцина в тот период основалось на его харизме, на популистском мифе.

Приход к власти в качестве президента России потребовал поиска новых идей, созвучных настроениям масс. Сохраняя многое из прежних методов политического руководства ( по существу авторитарного), Б.Н.Ельцин обратился к традиционным ценностям русского национального самосознания – справедливости, честности, национальному суверенитету, государственному интересу. На этой идеологической основе складывается образ лидера новой политической элиты – красивого и могучего россиянина, чья размеренная речь, своеобразная жестикуляция и добрая с хитринкой улыбка производили впечатление близости и доступности его простому народу и вместе с тем -   особой значимости его как политической фигуры, высочайшей ответственности и мудрости.

Как и при М.С.Горбачеве, творцом и носителем популистского мифа выступала интеллигенция. Именно она – автор и главный пропагандист нового мифа о целостности, сплоченности российского общества, где нет места конфликту интересов. Олицетворением этого единства, по ее замыслу, вновь должен был стать  Б.Н.Ельцин. С учетом роли и значения иррационального в сознании российских граждан ( мифов, символов, стереотипов, привычек, традиций), их специфического психологического настроя в весьма трудное для стран время (потребности в прочной опоре и надежной защите) была поведена избирательная кампания 1996года по выборам в президенты, главным лозунгом которой было: « Голосуй сердцем!»  
Однако российское общество уже перестало быть единым, социально и политически однородным;   оно раскололось по многим показателям: уровню жизни и доходов, отношению к собственности и др. В этих условиях потребовалась замена очередного мифа, поскольку доверие к прежнему облику российского политического лидера оказалось в известной мере подорвано. Этому в немалой мере способствовало несоответствие предлагавшихся от его лица существующими институтами власти проектов и программ реальной обстановке в стране.

Велика была роль  Б.Н.Ельцина  в разрушении тоталитарной системы, однако в современных условиях с  позитивными изменениями в различных  сферах жизни общества, и в первую очередь с реальным повышением уровня жизни большинства населения страны, с преодолением экономического кризиса, успешной борьбой против преступности и коррупции и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Тенденции развития лидерства в России

Прошедшие в 1995 году парламентские  и в 1996 году президентские выборы в России позволили выявить некоторые  тенденции развития в ней политического  лидерства. Во-первых, политический рынок (рынок лидеров и новых идей) оказался достаточно скудным. Новых лидеров в политической элите России за прошедшие два года почти не прибавилось. Об этом свидетельствует тенденция повторного использования тех политиков, которые вместе с Б.Н.Ельциным начали реформы в стране, но потом были на время отстранены от политической власти.

Во-вторых, время лидеров-теоретиков, как и лидеров-романтиков, выдвигавших  интереснейшие, но, как оказалось, трудно осуществимые проекты, фактически закончились. Ушли или уходят из активной политической жизни страны М.Горбачев, А.Яковлев24, Г.Попов25, А.Собчак26, Ю.Афанасьев27 и многие другие. Наступило время лидеров-прагматиков типа Ю.Лужкова28, Б.Немцова29, способных ставить реальные задачи и изыскивать ресурсы для их решения, учитывающих обстоятельства и ориентирующихся на результат.

В-третьих, чем больше общество погружается в состояние всеобщего кризиса, тем быстрее растет в общественном сознании понимание необходимости выхода на политическую сцену нового поколения лидеров-радикалов, сторонников решительных мер, рассчитанных на немедленный результат.

В-четвертых, несмотря на существенные изменения в политической жизни, в стране остался по существу прежний тип лидерства, т.е. традиция вождистского типа лидерства сохраняется. А вождизм, как известно, основан на харизме и личной преданности персоне, олицетворяющей верховную власть. Переход к рационально-легальному типу лидерства, опирающемуся на легитимные регуляторы, осложняется рядом причин, прежде всего типом российского национального самосознания, в котором власть вождя-царя занимает особое место в организации жизни общества. Президентские выборы 1996 года показали, что избирательные стереотипы и предпочтения остаются слишком консервативными. В массовом сознании российского населения сохраняется отношение к лидеру скорее как к некой мистической фигуре, чем как к целеустремленному преобразователю. Отчасти этим можно объяснить поражение лидера новой генерации Г.Явлинского (народу с другими просчетами в проведении его избирательной кампании).

Изменение харизматическых  представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны проходить специальные подготовку и отбор, а политическая деятельность должна стать их профессией. Им придется действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти. Лидеры новой генерации должны не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны. 

1 Немов Роберт Семенович (р. 1941), доктор психологических наук, профессор, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности. Имеет более 120 публикаций в отечественной печати и четыре - за рубежом.

2 Галина Михайловна Андреева (р. 13 июня 1924, Казань) - советский психолог, основательница советской социальной психологии.

3 Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1986. С. 490..

4 Политическая социология. Отв. Ред. Г.П. Сопов. Ростов н/Д, 1997. С. 568..

5 ВЕБЕР (Weber) Макс (1864-1920 ), немецкий социолог, историк, экономист и юрист.

6 ЦЕЗАРЬ Гай Юлий (Gaius Julius Caesar), (13 июля 100 до н. э. – 15 марта 44 до н. э.), римский политический деятель и полководец; диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. — пожизненно.

7 НАПОЛЕОН I Бонапарт (Napoleon I Bonaparte, Buonaparte) (15 августа 1769, Аяччо — 5 мая 1821, остров Святой Елены), французский государственный деятель, полководец, император в 1804-1814 и в марте — июне 1815.

8 ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич [10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, Горки, Московская губерния], российский политический и государственный деятель; основатель коммунистической партии и советского государства; один из лидеров международного коммунистического движения.

9 КАСТРО (Castro) Фидель, Фидель Кастро Рус (р. 13 августа 1926/27), кубинский государственный деятель, премьер-министр (1959-76), председатель Государственного совета и Совета министров Кубы с 1976.

10 НЕРУ Джавахарлал (1889-1964), индийский государственный и политический деятель, премьер-министр и министр иностранных дел Республики Индии с 1947.

11 ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич (р. 2 марта 1931, село Привольное, Ставропольский край), советский и российский государственный и общественный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985-91, президент СССР в 1990-91.

 

12 ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1 февраля 1931, село Бутка Талицкого района Свердловской области — 23 апреля 2007, Москва), российский государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР (1990-1991), первый президент Российской Федерации (1991-1999), лидер демократического движения кон. 1980-х- начала 1990-х гг, лидер сопротивления во время Августовского путча (1991), один из инициаторов Беловежских соглашений (1991) о ликвидации СССР и создании СНГ, принятия Конституции РФ (1993).

13 ГАНДИ Мохандас Карамчанд (2 октября 1869, Гуджарат, Индия — 30 января, 1948, Дели), индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения

14 ГИТЛЕР (Hitler) Адольф (20 апреля 1889, Браунау-на-Инне, Австрия — 30 апреля 1945, Берлин), фюрер и имперский канцлер Германии (1933-1945)

15 БРЕЖНЕВ Леонид Ильич (1906-82), советский государственный и политический деятель, 1-й (1964-1966) и генеральный (1966-1982) секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума ВС СССР (1960-1964, 1977-1982), Маршал Советского Союза (1976), Герой Социалистического Труда (1961), Герой Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981).

16 ЧЕРНЕНКО Константин Устинович (1911-1985), советский государственный политический деятель, Герой Социалистического Труда (1976, 1981, 1984). В 1956-60 в аппарате Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. С 1984 Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР. Член Политбюро ЦК КПСС с 1978.

17РЕЙГАН Рональд (полн. Рональд Уилсон Рейган, Ronald Wilson Reagan) (6 февраля 1911, Тампико, Иллинойс — 5 июня 2004, Лос-Анджелес), американский государственный деятель, 40-й президент США (1981-1989) от Республиканской партии, губернатор Калифорнии (1967-1975)

18 НИКОЛАЙ I (1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской АН (1826).

19 ПЕТР I ВЕЛ˜ИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725, Санкт-Петербург], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

Информация о работе Политическое лидерство