Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 04:16, контрольная работа
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразования государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Введение
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразования государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременным предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающие те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.
Вопрос о лидерстве не случайно возник только в наше время Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием все или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока н везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Член гражданского общества - мыслящие участники политической жизни поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием ил властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.
Положение участников политической жизни в политической иерархии неравное. Это обусловлено разной степенью близости их к власти, способностью влиять на социальные изменения и возможностью принимать стратегические решения. И даже внутри элиты отдельные ее представители отличаются от других преимущественным влиянием на общество. Таким образом, личность, которая оказывает постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию, называется политическим лидером.Институт лидерства возник очень давно в связи с потребностью у сложно организованных систем в сбалансированном развитии, т.к. их жизнедеятельность всегда требовала руководящего начала. Это связано с тем, что функционирование таких систем основано на взаимодействии разнородных, а часто и противоположных, экономических, социальных, политических, духовных интересов и их носителей, которые включают в себя разнообразные группы, организации и индивиды.
Лидер в переводе с английского языка (leader) означает «ведущий», «указывающий путь». Смысл этого слова отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.
Общественное лидерство является прежде всего социальной функцией. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для поддержания функционирования социальной системы в целом.
Целостная картина проявления лидерства складывается по мере эволюции общества, усложнения социальных взаимосвязей, конкретизирующих функции лидера.
В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени). Функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость великодушие, духовное совершенство.
В «Параллельных жизнеописаниях» Плутарх продолжил платоновскую традицию изображения идеального лидера. Он показал блестящую плеяду греков и римлян, обладающих высокими моральными нормами и принципами.
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.
Политическое лидерство – весьма сложное и многогранное явление. В политологии имеется множество точек зрения на его сущность, что обусловило большое количество подходов к его изучению. Укажем наиболее значимые:
Институциональный подход представляет лидера как некий механизм, обеспечивающий процесс управления обществом. Лидерство представляется как комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующий механизмы завоевания и удержания власти.
Функциональный подход определяет главную функцию и через нее раскрывает сущность явления. Для лидера – это влияние или власть над другими людьми.
Культурологический подход рассматривает лидерство как явление политической культуры. Реальная политическая культура всегда противоречива, а следовательно, всегда найдется то, чем люди недовольны, то есть нечто, требующее переделки, реформ. Когда ситуация неблагоприятна для большинства членов общества, может появиться человек, который предложит выход из создавшегося положения и мобилизует сторонников для решения этой задачи. Если в результате действий лидера возникает общественно-политическое движение, оно способно изменить политическую культуру.
Следующий подход характеризуется как теория черт. Согласно этой теории лидер обладает определенными качествами, отличающими его от его последователей. Это энергия, ум, сильный характер, чувство юмора, политическая интуиция. Сторонники этого подхода выявили множество зачастую противоречивых черт, присущих политическому лидеру и пришли к выводу, что набор необходимых качеств, делающих человека лидером, зависит, прежде всего, от социальной среды. В то же время лидерство – это нечто присущее индивиду, и уже с рождения можно сказать, предопределен человек для лидерства или для подчинения.
Ситуационный подход (ситуационализм) рассматривает лидерство как функцию ситуации, а лидера как ее продукт. Именно конкретные обстоятельства выдвигают человека в лидеры и определяют его политическое поведение. Лидера отличает готовность принять на себя ответственность, компетентность, политическая интуиция. Внешняя среда (ситуация) играет большую, но не решающую роль, так как сильный политик способен обратить ситуацию в свою пользу.
Теория определяющей роли последователей изучает психологию и запросы последователей лидера (элиты, т.н. клиентелы, электората). В первую очередь анализируется взаимовлияние лидера и его окружения. Это позволяет во многом понять и предсказать поведение лидера.
Психоаналитические концепции, основоположником которых является З. Фрейд, рассматривают стремление к власти, к лидерству как сублимацию (концентрацию на высшем уровне) т.н. либидо (полового влечения), как компенсацию низкой самооценки личности (т.н. комплекса неполноценности). Сторонник политического психоанализа американский ученый Г. Лассуэлл считал, что все стремления людей, в том числе к власти, берут начало в детстве и имеют основанием детскую патологию (особенно в сексуальной сфере). Другими словами, в политику часто попадают люди со скрытыми или явными психическими отклонениями.
Итак, сложное явление политического лидерства вызывает множественность подходов к его изучению. Необходимо понять, что все перечисленные подходы имеют реальные корни в объективной политической реальности: все описанные выше черты характеризуют лидера и лидерство. Поэтому для успешного выполнения своих функций в обществе политология должна в большей или меньшей мере учитывать все подходы.
В связи с множественностью подходов к проблеме существует и много определений понятия лидерство. Остановимся на следующем: политическое лидерство можно охарактеризовать как постоянное приоритетное (первенствующее в иерархии власти) влияние со стороны определенного лица на общество, организацию, группу. Важно подчеркнуть, что понятие лидерство включает взаимоотношение лидера и его последователей (элит, групп интересов, социальных слоев), интересы и ожидания которых представляет лидер.
Взаимоотношение «лидер – его последователи» – обоюдонаправленное явление, причем степень самостоятельности лидера по отношению к своим последователям зависит от характера политического режима в стране: в демократических государствах большое влияние на лидера оказывают последователи, в тоталитарных – наоборот, причем здесь лидер становится иногда абсолютным властелином, диктатором.
2. Типология лидерства
политическое лидерство классификация функция тип
Проявления лидерства достаточно разнообразны. Предпринимавшиеся попытки их классификации и типологизации вызваны желанием спрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков (переменных). В зависимости от количества классификационных признаков и их содержания системы типологий бывают простыми и сложными. Так, количественный показатель (число лидеров) позволяет «развести» единоличное лидерство и коллективное.
Три типа лидерства
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М. Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». М. Вебер выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, силу привычки, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Это тот тип авторитета, которым некогда пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Хотя данный тип лидерства сходит со сцены, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Харизматическая власть, отмечал М. Вебер, «характеризуется личной преданностью подданных человеку и их верой только в его личность, которую отличают выдающиеся качества, героизм или другие отличительные свойства, превращающие его в вождя». Харизматическое лидерство присуще переходным обществам, проводящим модернизацию. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований (например, не опирается на закон, традицию), а существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера, веры в него.
Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть авторитета признается в силу «легальности», в силу веры в правомерность правового статуса и «компетенции», основанной на рационально установленных законах. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого носителя власти обусловлена конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство получает распространение во все большем количестве государств, а традиционное и харизматическое лидерства сходят с исторической сцены.
Кроме того, что выделяют три типа лидерства, лидеров классифицируют на основе имиджа, а также в последнее время появилось разделение лидеров по стилю поведения.
3. Функции политического лидера.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим, зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных обществах.
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:
Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.
Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов.
Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами.