Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:37, сочинение

Описание работы

На мой взгляд, проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны – очень актуальна в современном мире, особенно в России. Для того чтобы понять насколько важны политические лидеры для любой страны, нужно рассмотреть тему политического лидерства подробнее, именно об этом и пойдет речь в моей работе.

Содержание

Введение 3
Определения лидерства 3
Типологии политических лидеров 5
Качества политического лидера 6
Заключение 7

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 34.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное

учреждение  высшего профессионального образования 

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

(Финансовый  университет) 

Эссе

по  дисциплине «Введение в политическую теорию» 

на  тему:

«Политическое лидерство» 
 

Выполнила:

Студентка группы П1-1

Бобровская  Екатерина

                                             

Научный руководитель:

Матвеев Р.Ф. 
 

Москва 2011 

Оглавление

Введение 3

Определения лидерства 3

Типологии политических лидеров 5

Качества политического лидера 6

Заключение 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

На мой взгляд, проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны – очень актуальна в современном мире, особенно в России. Для того чтобы понять насколько важны политические лидеры для любой страны, нужно рассмотреть тему политического лидерства подробнее, именно об этом и пойдет речь в моей работе.

Проблема политического  лидерства возникает только при  наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и  внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий  необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает  появление новых политических лидеров  демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм.

В условиях тоталитаризма  и авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура, прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры. Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов. С этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии.

 
Определения лидерства

      В современной науке лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство  — это разновидность власти, спецификой  которой является направленность  сверху вниз, а также то, что  ее носителем выступает не  большинство, а один человек  или группа лиц. Политическое  лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство  — это управленческий статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство - это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство  — это влияние на других  людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:

Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что  внутри любого крупного объединения  существует несколько или даже множество  центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны  членов группы подвергается и сам  лидер. Особенностью политического  лидера является широта влияния, распространение  его на все общество или крупные  группы.

      В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.

      В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет  или хотя бы признание правомерности  руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует  отметить, что не все авторы считают  несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

4. Политическое  лидерство — это особого рода  предпринимательство, осуществляемое  на специфическом рынке, при  котором политические предприниматели  в конкурентной борьбе обменивают  свои программы решения общественных  задач и предполагаемые способы  их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер  — это символ общности и  образец политического поведения  группы. Он выдвигается снизу,  преимущественно стихийно, и принимается  последователями. Политическое лидерство  отличается от политического  руководства, которое, «в отличие  от лидерства, предполагает достаточно  жесткую и формализованную систему  отношений господства—подчинения». 

Типологии политических лидеров

Существует множество  подходов к изучению политического  лидерства. Одни исследователи определяют политическое лидерство- как " влияние ", другие - как " управление ", третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерами только " новаторов ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. По моему мнению, политический лидер должен сочетать в себе все вышеназванное.

В политологии  начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических  в зависимости от того на чем основываются их претензии на власть.

1. Традиционные  лидеры (вожди) - опираются на вековые  традиции ни у кого не вызывающие сомнений.

2. Легальные  лидеры - должны получить власть  законным путем. 

3. Харизматические  лидеры - они стоят особняком,  их власть (скорее - авторитет) опираются  не на внешнюю силу, а на  некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет " Харизмой " (в раннехристианской  литературе этот термин обозначает  «боговдохновленность"). Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Существуют четыре собирательных образа лидеров: " знаменосец ", " служитель ", " торговец ", " пожарник ".

1. Лидер знаменосец — отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

2. Лидер служитель — выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.

3. Лидер торговец— основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4. Лидер пожарник — реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по «тушению пожаров».

Согласно самой  распространенной в современной  науке концепции политического  лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (и проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки.

Значение обстановки определяется тремя факторами:

1. Она оказывает  влияние на формирование личности  лидера.

2. Она ставит  перед ним проблемы.

3. Она ставит  условия, в которых лидеру придется  эти проблемы решать, в частности  круг его потенциальных противников  и сторонников.

Качества  политического лидера

Первым и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.

Л. Троцкий в  книге " Что такое СССР и куда он идет " писал, например, что Февральская  революция подняла к власти Керенского и Церетели не потому, что они  были " умнее " и " ловчее ", а потому, что они представляли, по крайней мере, временно, революционные народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ.

Политическая  программа лидера должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера.

Политическая  информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера.

Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень  густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К  тому же, большинство людей не понимает его.

За рубежом  быстро развивается герменевтика, с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического времени.

В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность  чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: " Быть политиком - значит своевременно принимать меры ". Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение.

Информация о работе Политическое лидерство