Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:03, контрольная работа
Лидерство рассматривается как институт власти, как управленческий статус, связанный с принятием решений и позволяющий влиять на поведение других людей, характеризующийся постоянством, воздействием на всю группу, являющийся способом внутреннего структурирования группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов.
Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации, в которой он выполняет свои функции, предложил немецкий социолог М.Вебер в работе «Харизматическое господство». В качестве классификационного признака он выдвинул понятие «авторитет», которое определяет как «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей». М. Вебер выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.
Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка основана подчиняться на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер.
Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т. е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения.
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о законности, разумности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М. Вебер называл “господство” в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой ”компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”.
По видам различают (в организациях) «формальное» и «неформальное» лидерство. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. «Неформальный» лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.
Политическое лидерство достаточно многообразно.
Лидер-знаменосец — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет.
Лидер-служитель — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы.
Лидер-торговец — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами.
Лидер-пожарный — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности.
Лидер-актер (демагог) — лидер,
Традиционный лидер — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае — носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречающийся в обществе (монархия).
Бюрократический (рационально-легальный) лидер — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр).
Харизматический
лидер — лидер, смысл деятельности
которого проявляется в особой связи
между лидером и его
Авторитарный лидер — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу.
Демократический лидер — лидер,
Функциональный лидер — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности.
Дисфункциональный лидер — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
Лидер-конформист (нонконформист) — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы.