Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:56, реферат
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
ВВЕДЕНИЕ
Механизм
политического лидерства
Одним
из современных вариантов
Лидером можно стать либо в известной степени случайно-интуитивно угадав интересы широких слоев, совпав своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно – выявив, исследовав эти интересы. Чем сложнее политическая и социальная жизнь, тем более вероятен второй путь.
Политический лидер, по мнению российского политолога Р.Мухаева, – это «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию»
Исследование феномена политического лидерства может быть успешным, если учитывать его составляющие, а именно: наличие потребности в политическом лидерстве; саму политическую систему, в которой это лидерство функционирует; личные характеристики лидера; ситуацию, с которой он сталкивается; влияние окружения; наличие последователей. Этой цели в значительной мере служат классификации политического лидерства.
В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Номенклатурное
прошлое, усугубляемое отсутствием
социального контроля, ярко проявляется
у посткоммунистических российских
лидеров, которые воспроизводят некоторые
формы и методы деятельности номенклатурной
системы. В этом отношении российские
политические лидеры ближе к номенклатурному,
чем к западному типу лидерства.
«Наша
задача - открыть дорогу
для массового внедрения
инноваций во все сферы
жизни: в систему управления,
в производство, в социальную
сферу. Россия должна
стать восприимчивой
к инновациям. В этом -
вопрос нашего будущего,
наших позиций и конкурентоспособности
в мире завтрашнего
дня».
Владимир
Владимирович Путин (родился
7 октября 1952 года, Ленинград, СССР) — российский
государственный и политический деятель,
с 8 мая 2008 года — Председатель Правительства
Российской Федерации. Второй Президент
Российской Федерации с 7 мая 2000 года по
7 мая 2008 года. На выборах в Государственную
думу 2007 года Путин возглавил избирательный
список политической партии «Единая Россия»
(будучи беспартийным); федеральный список
партии состоял из него одного. Председатель
политической партии «Единая Россия»
с 7 мая 2008 года.
БИОГРАФИЯ
Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. Русский. Отец Путина, Владимир Спиридонович Путин (23.02.1911 — 02.08.1999) — участник ВОВ, затем мастер на заводе им. Егорова. Мать, Мария Ивановна Шеломова (1911—1998), также работала на заводе, пережила блокаду Ленинграда. Дед Спиридон был поваром В. И. Ленина и И. В. Сталина. Владимир был третьим сыном в семье — двое старших братьев, родившихся ещё в тридцатые годы, умерли в детстве. В 1970—1975 гг. учился на международном отделении юридического факультета Ленинградского государственного университета имени Жданова (ЛГУ). В ЛГУ вступил в КПСС и оставался её членом до запрета партии в 1991. Во время учёбы впервые встретил Анатолия Собчака, в то время доцента ЛГУ. С июля 1983 года женат на Людмиле Александровне Путиной. В семье двое детей: дочери Мария (1985, Ленинград) и Катерина (1986, в Дрезден) — учились в СПбГУ — Мария на Биолого-почвенном, Катерина — на Восточном факультете. Мастер спорта по самбо (1973), по дзюдо (1975). Чемпион Ленинграда по дзюдо. Увлекается катанием на горных лыжах. Свободно владеет немецким языком, также немного английским. В. В. Путин награждён рядом зарубежных наград, включая Большой крест ордена Почётного легиона. Является почётным гражданином 10 городов, в том числе Санкт-Петербурга, и почётным доктором пяти зарубежных университетов. Лауреат нескольких премий.
После
окончания ЛГУ Путин был
В 1984 году, в звании майора юстиции, откомандирован на обучение на одногодичный факультет Краснознаменного им. Ю. В. Андропова института КГБ СССР, который окончил в 1985 году по специальности «Внешняя разведка». В 1985—1990 годах работал в ГДР. Проходил службу в территориальной разведточке в Дрездене под прикрытием должности директора дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР. В течение командировки по выслуге лет повышен в звании до подполковника и в должности до старшего помощника начальника отдела. В 1989 году был награждён бронзовой медалью «За заслуги перед Национальной народной армией ГДР». После окончания загранкомандировки и возвращения в СССР, по словам Путина, добровольно отказался от перехода в центральный аппарат внешней разведки КГБ СССР в Москве. Снова вернулся в штат первого отдела Ленинградского управления КГБ.
Работа в Санкт-Петербурге
С 1990 года — советник председателя Ленинградского городского совета. С 12 июня 1991 года, после избрания А. А. Собчака на пост мэра, — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. С марта 1994 — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. В качестве основных достижений Комитета по внешним связям при Путине бывший его заместитель, ныне председатель Центральной избирательной комиссии РФ Владимир Чуров отмечает:
Впоследствии многие из тех, кто вместе с В. Путиным работал в мэрии Санкт-Петербурга (И. И. Сечин, Д. А. Медведев, В. А. Зубков, А. Л. Кудрин, Д. Н. Козак, С. Е. Нарышкин, и др.) в 2000-е годы заняли ответственные посты в правительстве РФ, администрации президента РФ и руководстве госкомпаний.
В 1992 году депутатской рабочей группой Ленсовета во главе с Мариной Салье и Юрием Гладковым против Путина как руководителя Комитета по внешнеэкономическим связям было выдвинуто обвинение в махинациях в связи с программой снабжения Санкт-Петербурга продовольствием в обмен на сырьё. По утверждению группы, ущерб, нанесённый городу в результате его действий, составил 122 млн. долларов. Петросовет одобрил доклад группы и рекомендовал Анатолию Собчаку отправить Путина в отставку и передать материалы в прокуратуру. По мнению Путина, этот скандал часть депутатов Ленсовета пыталась использовать для воздействия на Анатолия Собчака, чтобы тот его уволил.
Работа в Москве
За три года Владимир Путин прошёл путь от заместителя управляющего делами президента до секретаря Совета безопасности. С августа 1996 года, после поражения Собчака на губернаторских выборах, приглашён на работу в Москву в должности заместителя управляющего делами президента Российской Федерации Павла Бородина. 26 марта 1997 года назначен заместителем руководителя Администрации президента России — начальником Главного контрольного управления президента РФ, сменив на этом посту Алексея Кудрина. 25 мая 1998 года назначен первым заместителем руководителя Администрации президента РФ, ответственным за работу с регионами. К моменту назначения считался одной из самых влиятельных фигур в Кремле. С 25 июля 1998 года — директор Федеральной службы безопасности РФ, одновременно — c 26 марта 1999 года — секретарь Совета безопасности РФ.
Председатель Правительства (август — декабрь 1999 года)
9
августа 1999 года был назначен
первым заместителем и
30
декабря 1999 года в ряде российских
изданий была опубликована
31 декабря 1999 президент России Борис Ельцин ушёл в отставку. В соответствии с Конституцией РФ исполняющим обязанности президента в тот же день стал В.Путин. Первым государственным актом, подписанным Путиным на посту и. о. Президента РФ, стал указ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Указ предоставлял бывшим российским президентам (на тот момент таким был только Борис Ельцин) гарантии неприкосновенности.
Во главе государства
31
декабря 1999 года в связи с
досрочным уходом Ельцина в
отставку Путин становится
С 26 марта 2000 года избранный президент России. Вступил в должность 7 мая 2000 года. В мае 2000 года назначил на должность председателя правительства России Михаила Касьянова. 24 февраля 2004 года отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, назвав его работу «в целом удовлетворительной». Новым председателем правительства стал Михаил Фрадков.
14
марта 2004 года избран президентом
Российской Федерации на
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Как писал кандидат экономических наук Арсений Яценюк, в наследство от ельцинской эпохи Путину досталось потерянное управление страной, клановость, олигархия, внутренние конфликты, сепаратизм, преступность, бардак, война в Чечне, отсутствие места России во внешней системе координат.
Во внутренней политике В. В. Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление вертикали власти. Первым крупным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе.
Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года В. В. Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Согласно одному из опросов ВЦИОМ, это было осуществлено вопреки мнению 48 % опрошенных. Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Вместе с предыдущей реформой Совета Федерации это фактически означало переход от федеративного к унитарному государственному устройству: территориальное представительство в Государственной думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.