Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:04, лекция

Описание работы

Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая - полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения "наилучшего государства".

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 29.07 Кб (Скачать)

2.1. Политический режим 
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов : демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо "наилучшего государства", тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм /11,т.3/. 
Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая - полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения "наилучшего государства". Правда, тирания ( платоновский эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.  
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. "Наилучшее государство" - идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием собственнических интересов и конкуренции. " Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.  
Политическими предпосылками этого режима являются:

  1. отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
  2. наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
  3. ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
  4. функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;
  5. существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
  6. наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций , митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация этих предпосылок делает политический режим  демократическим.  
Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.  
Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.  
.  
Политический режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.. 
 
2.2. Форма правления 
Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.  
Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально - политических сил и результатами борьбы между ними Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика.  
Существовали и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии /7,стр.160-162/. 
В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте). 
Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

  1. существование единоличного носителя верховной власти , - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
  2. наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
  3. тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);
  4. отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Эти признаки в своей  идеальной совокупности встречаются  достаточно редко.Республика как форма правления отличается следующими признаками:

  1. выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
  2. наличием выборного на определенный срок главы государства;
  3. производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
  4. юридической ответственностью главы государства.


Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни. 
Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства. 
Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

  1. наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;
  2. совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась тенденция наследственной передачи власти, например, в КНДР и СРР );
  3. наделением главы государства диктаторскими полномочиями;
  4. формальным характером партийных и государственных выборов;
  5. повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;
  6. отсутствием юридической ответственности главы государства и партии /16,стр.81-87/.

1. Политическая власть: сущность и структура

Власть является центральной категорией политической науки.

Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого  общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности  и стабильности общества. Отсюда вытекают основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов).

В истории существовало несколько форм власти. Французский  политолог М. Дюверже говорит о трёх исторических формах власти:

1) анонимная власть, «распылённая» среди членов примитивного  общества;

2) индивидуализированная  власть, возникающая с усложнением  процессов разделения труда и  появления новых видов деятельности;

3) институализированная  власть, опирается на деятельность  специальных институтов, которые  выполняют определённые функции.

Структура власти

Множество подходов к определению сущности власти можно  условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.

Атрибутивно - субстанциональные  концепции трактуют власть как атрибут (от лат. attribio - придаю, наделяю; необходимое, неотъемлемое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет». В эту концепцию входят потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные концепции власти.

Потенциально - волевые  концепции определяют власть как  способность или возможность  политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю.

Инструментально-силовые  концепции власти свойственны прежде всего англо-американской политологической школе. Здесь власть отождествляется со средствами её реализации. Истоки этой традиции восходят к политической философии Т. Гоббса, который понимал власть прежде всего как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия.

В современной политической теории наибольшее распространение  получили системная и структурно-функциональная концепции власти. Системный метод  исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает  её как «способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств», направленных на реализацию её коллективных целей. В рамках системных концепций  можно определить три подхода  к пониманию власти:

1) истолковывает  власть как свойство или атрибут  макросоциальной системы;

2) рассматривает  власть на уровне конкретных  систем - семьи, организации и  т.п.;

3) определяет власть  как взаимодействие индивидов,  действующих в рамках специфической  социальной системы.

Среди представителей системного подхода есть теоретики, трактующие власть как средство социального  общения, которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Структурно-функциональные концепции власти рассматривают  её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и  исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционные (от англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект. Выделяют три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:

1. Теория «сопротивления»  - исследуются такие властные  отношения, в которых субъект  власти подавляет сопротивление  её объекта, то есть разрабатываются  классификации различных степеней  и форм сопротивления.

2. Теория «обмена  ресурсами» - ситуации, когда имеет  место неравное распределение  ресурсов между участниками социального  отношения и вследствие этого  возникает потребность в ресурсах  у тех, кто их лишён. В  этом случае индивиды, располагающие  «дефицитными ресурсами» могут  трансформировать их излишки  во власть, уступая часть ресурсов  тем, кто их лишён, в обмен  на желаемое поведение.

3. Теория «раздела  зон влияния» - при оценке природы  существующих отношений власти  принимать во внимание не каждое  действие в отдельности, а рассматривать  их в совокупности.

В современной политологической литературе выделяют, как минимум, три  аспекта власти:

директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;

Информация о работе Политический режим