Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:04, лекция
Тимократия и олигархия были историей преодолены ( первая - полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное толкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль ХХ века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения "наилучшего государства".
2.1.
Политический режим
Современная теория государства различает
два основных типа политических режимов
: демократический и тоталитарный. Эта
классификация восходит еще к Платону,
выделявшему, помимо "наилучшего государства",
тимократию (господство благородных воинов),
олигархию (правление богатых семей), демократию
и тиранию; последняя, если пользоваться
современной терминологией, есть тоталитаризм
/11,т.3/.
Тимократия и олигархия были историей
преодолены ( первая - полностью, вторая
- частично), а демократический и тоталитарный
режимы превратились ныне в господствующие
формы. Их современное толкование отличается
от платоновского. Государствоведческая
мысль ХХ века противопоставляет демократию
как политическую форму, обеспечивающую
прогресс, тоталитаризму как воплощению
политической реакции, тогда как у Платона
обе они суть формы вырождения "наилучшего
государства". Правда, тирания ( платоновский
эквивалент современного тоталитарного
режима), в этой градации занимает последнее
место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону,
таков. "Наилучшее государство" -
идеал, отличающийся стабильностью. Тимократия
отличается от него прежде всего элементом
нестабильности: некогда единый патриархальный
класс расщепляется под воздействием
собственнических интересов и конкуренции.
" Политический режим демократического
типа имеет своей социально - экономической
предпосылкой существование суверенных
индивидуальных субъектов, являющихся
собственниками экономических условий
своей жизни и строящих отношения друг
с другом на основе обмена и договора.
Политическими предпосылками этого режима
являются:
Реализация этих
предпосылок делает политический режим
демократическим.
Главное в политическом режиме - порядок
и условия формирования государственной
власти. Условия демократии обеспечивают
в этом процессе решающую роль народа.
Демократический режим делает возможной
последовательно определяющую связь населения
с партиями, партий через периодически
проводящиеся выборы с представительной
властью, представительной власти с властью
исполнительной. Такой порядок считается
главным достоинством демократического
политического режима, т.к. обеспечивает
систематическую смену правителей мирным,
ненасильственным путем.
Политический режим тоталитарного типа
таким преимуществом не обладает. Для
него характерно насильственное навязывание
населению общественных порядков, чьи
модели разработаны на основе единой идеологии.
Господство этих порядков достигается
посредством монопольного тоталитарного
контроля над политикой, экономикой, культурой
и бытом. Идеологическое и организационное
единство обеспечивается политическим
господством Партии, возглавляемой Вождем.
Она подчиняет себе государство. В ее руках
находятся средства массовой информации,
печать. В методах управления преобладает
политическое и физическое насилие, полицейский
и жандармский террор.
.
Политический режим авторитарного типа
- третий его вид, зафиксированный современной
теорией государства. Он является промежуточным
между тоталитарным и демократическим
режимами, переходным от одного к другому.
При этом переход может осуществляться
как в сторону демократии, так и в сторону
тоталитаризма..
2.2. Форма правления
Форма правления - организация верховной
государственной власти и порядок ее образования.
Характер формы правления в конечном счете
зависит от типа общества. В обществах,
не связанных экономическими узами обмена
и вынужденных объединяться посредством
централизованной государственной власти,
естественной формой правления представляется
монархия. Там, где форма правления не
сопряжена с иерархической системой феодальной
собственности на землю и ее верховным
собственником в лице самого монарха,
она принимает вид деспотии. Для обществ,
основанных на обменных отношениях между
свободными, политически равными субъектами
- собственниками, характерна республиканская
форма правления.
Форма правления обусловливается также
конкретной расстановкой социально - политических
сил и результатами борьбы между ними
Теория государства, фиксируя в его истории
реально возникавшие формы правления,
выработала несколько их классификаций.
Наиболее распространенная из них - это
деление форм государства по числу правящих
лиц. Если власть принадлежит одному -
монархия, если многим - аристократия,
если всем - демократия, или республика.
Существовали и другие классификации.
Монтескье, например, обращал внимание
на различные принципы - силы, которые,
по его мнению, движут государственную
жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается
в демократии (республике), умеренность
- в аристократии, честь - в монархии, страх
- в деспотии /7,стр.160-162/.
В результате сегодня идет речь о различении
монархии и республики, хотя отдельные
элементы аристократической формы правления
существуют и до сих пор (например, палата
лордов в английском парламенте).
Монархия как форма правления отличается
следующими признаками:
Эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко.Республика как форма правления отличается следующими признаками:
.
Республиканская форма правления появляется
там, где речь идет о политическом объединении
свободных граждан, являющихся самостоятельными
субъектами хозяйственной и общественной
жизни.
Особенности устройства верховной власти
тоталитарного государства не охватываются
ни понятием монархии, ни понятием республики,
эти признаки дают основание для выделения
третьего вида формы правления - формы
правления тоталитарного государства.
Форма правления тоталитарного государства
обычно является извращенной формой республики
и отличается следующими признаками:
1. Политическая власть: сущность и структура
Власть является центральной категорией политической науки.
Необходимость власти
обусловлена сущностью
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трёх исторических формах власти:
1) анонимная власть,
«распылённая» среди членов
2) индивидуализированная
власть, возникающая с усложнением
процессов разделения труда и
появления новых видов
3) институализированная
власть, опирается на деятельность
специальных институтов, которые
выполняют определённые
Структура власти
Множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.
Атрибутивно - субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут (от лат. attribio - придаю, наделяю; необходимое, неотъемлемое свойство объекта), либо как самодостаточный «предмет». В эту концепцию входят потенциально-волевые, инструментально-силовые и структурно-функциональные концепции власти.
Потенциально - волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю.
Инструментально-силовые концепции власти свойственны прежде всего англо-американской политологической школе. Здесь власть отождествляется со средствами её реализации. Истоки этой традиции восходят к политической философии Т. Гоббса, который понимал власть прежде всего как реальное средство принуждения, как форму силового воздействия.
В современной политической
теории наибольшее распространение
получили системная и структурно-
1) истолковывает
власть как свойство или
2) рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п.;
3) определяет власть
как взаимодействие индивидов,
действующих в рамках
Среди представителей
системного подхода есть теоретики,
трактующие власть как средство социального
общения, которое позволяет регулировать
групповые конфликты и
Структурно-функциональные концепции власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.
Реляционные (от англ. relation - отношение) концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнёрами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстаёт как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определённых средств контролирует объект. Выделяют три основных варианта теорий реляционной интерпретации власти:
1. Теория «сопротивления»
- исследуются такие властные
отношения, в которых субъект
власти подавляет
2. Теория «обмена
ресурсами» - ситуации, когда имеет
место неравное распределение
ресурсов между участниками
3. Теория «раздела
зон влияния» - при оценке природы
существующих отношений власти
принимать во внимание не
В современной политологической литературе выделяют, как минимум, три аспекта власти:
директивный аспект, в соответствии с которым власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы;