Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:26, реферат
Целью данной работы является знакомство и обобщение известной литературы русских авторов касающейся политических режимов.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
1) по тому, в чьих руках власть;
2) по тому, как эта власть используется.
1.ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ………………………………………4
2.1 Виды политических режимов………………………………………4
3.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.................................................. 5
3.1 Характерные черты демократического режима………………… 7
4.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ............................................. 9
4.1. Тоталитаризм................................................................................ 9
4.2. Авторитаризм.............................................................................. 10
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 18
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима:
высокая способность
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе ( Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями(Иордания, Марокко, Саудовская Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена.
В современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
По мнению многих русский менталитет предполагает наличие сильной руки, жандарма и т.п., но я с этим не согласен, ибо считаю, что те ростки свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться и приумножаться.
Я надеюсь, что на следующих выборах
в Думу, а затем и на президентских
выборах наибольший процент голосов
получат силы демократического толка,
и еще несколько лет
Политический режим |
Политическая сфера |
Экономическая сфера |
Социальная сфера |
Социальная сфера |
Тоталитарный "Запрещено всё, что не приказано" |
• концентрация государственной (политической) власти в одних руках. Это не законодательная, не исполнительная и не судебная власть, а власть стоящей за ними одной партии, узкой группы людей, а часто и одного человека (харизма). Внешне такая власть чаще всего концентрируется в исполнительных органах, законодательство носит формальный характер (облечение в необходимую форму заранее принятых решений), судебная юрисдикция сведена к минимуму. • в стране и обществе функционирует однопартийная система, партия является скелетом всех государственных органов, она активно вмешивается во все стороны государственной и общественной жизни и предопределяет все важные решения как государственных органов, так и общественных организаций. • право утрачивает самостоятельную ценность, оно становится орудием в руках государства. • монополия государства на все средства вооружения |
• преобладает государственное регулирование экономики, централизованное директивное планирование, приоритетной является государственная собственность, а иногда она оказывается и единственной. • государству принадлежит решающая роль. • концентрированное и целеустремленное государственное руководство экономикой позволяет в отдельных случаях добиваться экономических успехов, особенно в области милитаризации. • государственная собственность на землю, дома. |
• стремление к унификации, единообразию общества; • стремление подогнать людей "под одну гребенку", добиться ситуации "все как один". Отсюда лозунги о движении к социальной однородности, к сближению классов, групп населения, наций и т.д., высокий уровень подчинения и дисциплинированности. • господство одной идеологии, общественный монизм. • жёсткая регламентация общественной и частной жизни. • права человека не обеспечиваются, их предоставление носит характер доброхотного даяния общества и государства. • индивид используется в качестве строителя общего дела, "винтика" в общественном механизме. |
• право используется в качестве жесткого и директивного регулятора общественных отношений, в качестве ограничителя свободы. • обществу отдается приоритет перед отдельным человеком. • монополия государства на средства массовой информации. • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе • об щеобязательная государственная религия. • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации. |
Авторитарный "Разрешено всё, кроме политики" |
•
власть осуществляется одним конкретным
лицом, при минимальном участии народа,
в роли диктатора выступает индивидуальный
политический деятель из • представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию прикрывающую авторитарную власть. • господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. • чаще всего наделена особой социально-политической ролью армия. • легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим, исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. • отрицаются принципы конституционности и законности. • игнорируются
разделения властей,строгая централизация
всей государственной • вождизм превращается в официальный государственный принцип. • рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. |
Регулирование экономики осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. |
• массовый террор отсутствует. в известных пределах допускается независимость личности. • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере). • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. |
• власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. • отсутствует единая идеология. • нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. |
Демократический "Разрешено всё, что не запрещено законом" |
•
источником власти в государстве является
народ. Он избирает власть и наделяет ее
правом решать любой вопрос, опираясь
на • проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей не является главной, нет и подчинения властей. Власти, с одной стороны, автономны и независимы, с другой стороны, тесно взаимосвязаны (системы сдержек и противовесов). • как правило, присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти. • в обществе функционирует многопартийная система. При этом партии выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов власти. • главная область деятельности политических партий - участие в выборах. • приоритетное положении права перед государством. • свободные и честные выборы. • конституционное ограничение правительства. • гласность в работе властей всех уровней. |
• гос.вмешательство в экономику ограничено, приоритетной является частная собственность. • гос.планирование экономики применяется в малых масштабах либо вообще отсутствует. • активно поддерживается предпринимательство. • государство обслуживает потребности гражданского общества. |
• дифференциация общества; • функционируют сложные механизмы управления, которые имеют целью не столько подчинить людей властям, сколько учесть и скоординировать различные интересы. • гражданскому обществу принадлежит решающая роль. право используется для определения "правил игры", оно определяет рамки, в пределах которых гарантируется свобода поведения участников общественных отношений. • деидеологизированность общественной жизни, общественный плюрализм, конкуренция разных идеологий. • высокая степень реализации прав человека. • равенство перед законом |
• гос.вмешательство в общественную жизнь ограничено. • приоритет человека, индивида в обществе. • человек - мера всех вещей, все общественные проблемы рассматриваются через призму человеческой личности. • обеспечивается индивидуальная свобода человека. • права человека изначальны, государство и законодатель обязаны их провозгласить, соблюдать и защищать. Решающая роль в защите прав человека принадлежит суду. • свобода вероисповедания. • ценности сотрудничества и компромисса. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Власть при переходе от
2.Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.
5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.
6. Стародубский Б.А.
7.Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
8.Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М. С-13
9.Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М. С-17
10.Петров В.С. «Тип и формы государства» ЛГУ. 1967. С-56.
11. Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства» Л. 1971. С-112.
12. Таблица политические
режимы и их характеристики
сайт http://www.vsetabl.ru/
Федеральное агентство по образованию
Пермский государственный технический университет
РЕФЕРАТ по ПОЛИТОЛОГИИ
«ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ»
Выполнил:
студент гр. ЭС-08
Кустарева М.А.
Проверил:
преподаватель
Беляева
Пермь 2011