Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопрос политических режимов, их сущность и сравнительный анализ. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- раскрыть понятие политического режима;
- изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов;
- раскрыть понятие и основные черты тоталитаризма;
- исследовать специфические особенности авторитарных политических режимов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие политического режима
2. Общее и особенное в организации либерального и демократического режимов
3. Понятие и основные черты тоталитаризма
4. Специфические особенности авторитарных политических режимов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 35.68 Кб (Скачать)

    Либеральный государственно-политический режим - воплощение социально-политических принципов  и идеалов либерализма (от лат. liberalis - свободный) - одного из важнейших и  распространенных идейных и общественно-политических течений, окончательно сложившегося в  особое, самостоятельное направление  в 30-40-е гг. XIX столетия, хотя идейные  истоки либерализма уходят в XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т.Джефферсон, Б. Франклин, И. Бентам и др.). Исторически  классический либерализм сложился в  борьбе против феодального закабаления  личности, против сословных привилегий, наследственной государственной власти и т.д., за свободу и равноправие  граждан, равные возможности для  всех и каждого, демократические  формы социально-политической жизни.

    Для либерализма характеры: признание  самоценности личности и изначального равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм и космополитизм; отстаивание  неотчуждаемых прав, свобод и ответственности  граждан, прежде всего прав на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью; поддержка принципов  народовластия, конституционализма, разделения властей, парламентаризма, законности и правопорядка; понимание государства  как органа, основанного на договоре и консенсусе с членами общества, ограниченного целями защиты изначальных  прав человека, не вмешивающегося в  его частную жизнь, поддерживающего  принципы рыночной экономики, свободы  предпринимательства и конкуренции  при минимальном вмешательстве  государства в экономику. Классический либерализм, получивший широкое распространение  и серьезное влияние во второй половине XIX - первой половине XX в., особенно в связи с созданием и деятельностью  либеральных партий и приходом многих из них к власти, претерпел сегодня  значительную эволюцию и обновление. В частности, современный либерализм или неолиберализм отличается большим  восприятием идей плюралистической демократии и многообразия форм собственности, расширения и усиления роли государства в общественной жизни, социального государства, социальной справедливости и др.

    Если  в прошлом, особенно в XIX в., либеральный  режим был присущ индустриально  развитым странам, переживавшим тогда  процесс становления подлинной  демократии, то в современном мире такие режимы особенно характерны для  постколониальных и постсоциалистических стран, переходящих от антидемократических  колониальных или тоталитарных режимов  к развитому демократическому правлению (Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка  и др.), серьезно продвинувшиеся по пути демократизации политической жизни, но пока еще далеко не достигшие уровня стран развитой демократии, а также  в некоторых постсоциалистических странах Европы.  

 

    3. Понятие и основные  черты тоталитаризма 

    Название  “тоталитаризм” происходит от латинского totalis - весь, полный, целый.

    Тоталитарный  режим характеризуется тем, что  вся власть сосредоточена в руках  какой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические  свободы и возможности возникновения  политической оппозиции, полностью  подчинившей жизнь общества своим  интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению  населения.

    Термин  “тоталитаризм” появился в двадцатые  годы двадцатого века. Автором его  был Б. Муссолини. Появление термина  связано с зарождением фашизма, который его теоретики назвали  “тотальной концепцией жизни”. Постепенно он проник во многие страны и во многие языки. Сначала его использовали только для обозначения фашизма, в тридцатые голы начали применять  по отношению к СССР.

    В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем  есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и  отражают его сущность:

    1. Высокая концепция власти, гипертрофия  руководящего аппарата, его проникновение  во все поры жизни общества. Власть и народ мыслятся как  единое целое, неразделимое целое,  актуальным становится народ  в борьбе против внутренних  врагов, власть и народ против  враждебного внешнего окружения. 

    2. Для тоталитарных режимов характерна  одно партийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер.

    3. Идеализация всей жизни общества.

    В основе тоталитарной идеологии –  рассмотрение истории как закономерного  движения к определенной цели (мировое  господство, построение коммунизма и  т.д.)

    4. Тоталитаризм характеризуется монополией  власти на информацию, полным  контролем за средствами массовой  информации. Ведется постоянное  прославление существующего строя,  его достижений

    5. Монополия государства на использование  всех средств ведения вооруженной  борьбы. Все силовые структуры  находятся в исключительном подчинении  центру политической власти.

    6. Существование отработанной системы  всеобщего контроля за поведением  людей, система насилия. Для  этих целей создаются концентрационные  лагеря и гетто, где применяются  тяжелый труд, пытки людей, подавление  их воли к сопротивлению, происходит  массовое убийство невинных людей  [1,c.27].

    Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в  соответствии с принципом – “запрещено все, кроме того, что приказано  властью”.

 

     4. Специфические  особенности авторитарных  политических режимов 

    Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической  инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности  со стороны населения, как при  тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям  реальной политической конкуренции  за власть, к фактическому участию  населения в принятии решений  по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет  основные гражданские права.

    Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В  силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом  процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они  не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в  течение длительного времени  и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки  зрения проведения экономических и  социальных реформ могут быть названы  авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах  арабского Востока.

    Авторитаризм  не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу  интерпретировать авторитаризм как  способ правления “с ограниченным плюрализмом”. Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня  лишить права голоса широкие массы  населения, прибегает с этой целью  к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т.д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

    В обобщенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

    - сосредоточение власти в руках  одного человека или группы. Носителем  власти может быть харизматический  лидер, монарх или военная хунта.  Как и при тоталитаризме, общество  отчуждено от власти, отсутствует  механизм ее преемственности.  Элита формируется путем назначения  сверху;

    - права и свободы граждан ограничены  главным образом в политической  сфере. Законы преимущественно  на стороне государства, а не  личности;

    - в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость  по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему  режиму;

    - политика монополизируется властью.  Деятельность политических партий  и оппозиции запрещена или  ограничена. Профсоюзы подконтрольны  власти;

    - государственный контроль не  распространяется на неполитические  сферы - экономику, культуру, религию,  частную жизнь;

    - обширный государственный сектор  жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует  в рамках рыночной экономики  и вполне уживается с частным  предпринимательством. Экономика может  быть как высокоэффективной, так  и малоэффективной;

    - осуществляется цензура над средствами  массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при  сохранении лояльности по отношению  к системе;

    - власть опирается на силу, достаточную,  чтобы в случае необходимости  принудить население к повиновению.  Массовые репрессии, как при  тоталитаризме, не проводятся;

    - при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться  большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

    - режиму свойственны унитарные  формы государства с жесткой  централизацией власти. Права национальных  меньшинств ограничены [5,c.49].

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, политический режим – это  совокупность методов, средств, способов, а так же механизмов осуществления  политической власти, определенное устоявшееся (временно итоговое) политическое состояние  общества, характеризующееся существованием определенных политических процессов, набором политических институтов, сложившимися отношениями власти и общества, господствующей идеологией, социальными взаимоотношениями, экономическими составляющими, определенным видом политической культуры.

    В большинстве пособий но конституционному праву обычно выделяют три вида государственных  или политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные. В других специально выделяется дополнительно  и либеральный режим, что представляется более правильным и последовательным. Если ограничиться лишь самым общим  подразделением указанных режимов, то их, как уже говорилось, можно  подразделять просто на демократические  и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и  тоталитарные, выражающие различную  степень их недемократичности, то, оставаясь  последовательными, необходимо и демократический  тип государственной власти подразделить по степени демократичности и  на собственно демократический и  либеральный, или либерально-демократический. Каждый из режимов обладает своими специфическими чертами.

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

    
  1. Базылёнок А.В. Основы политологии: Краткий курс учебного материала. – Могилёв: Могилёвский  колледж МВД РБ, 2006.
  2. Конституционное право / Под ред.А.Е. Козлова.М.: “Юристъ”, 2003.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред.Б. A. Страшуна.М. 1993-1999. Т.1-4.
  4. Конституционное право / Под ред.В.В. Лазарева. – М.: 1998.
  5. Ожиганов Н.И., Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2003.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999.

Информация о работе Политический режим