Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:30, реферат
Цель работы: разобраться в сущности существующих политических режимов, выявить положительные и отрицательные стороны.
Задачи:
1) Дать понятие и раскрыть типологию политических режимов;
2) Раскрыть сущность, особенности и формы тоталитарного режима;
3) Дать понятие, признаки и разновидности авторитаризма;
4) Раскрыть понятие демократического режима.
5) Попытаться охарактеризовать политический режим в современной России.
Введение
1. Понятие и типология политических режимов.
2. Сущность, особенности и формы тоталитарного режима.
3. Понятие, признаки и разновидности авторитаризма
4. Демократический режим
5.Политический режим в современной России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение
1. Понятие и типология политических режимов.
2. Сущность, особенности и формы тоталитарного режима.
3. Понятие, признаки и разновидности авторитаризма
4. Демократический режим
5.Политический режим в современной России.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Само слово «режим» (от франц. regime, от лат. regimen – управление) получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII – начале XIX вв., одновременно со словом «конституция», служившим для определения устойчивых параметров политического устройства, уважение которых было обязательным и для государства, и для гражданского общества.
В настоящее время в мире еще не сформировался политический режим, который бы удовлетворял бы всем требованиям общества. Не смотря на стремление всех государств к единой демократии, во многих экономически развитых европейских государствах проходят акции протеста, террористические акты и другие способы выражения несогласия с властью. Наше государство пошло по демократическому пути развития, но практика показывает, что общество еще не готово в полной мере идти по этому пути, люди привыкли жить по «указке» сверху, не понимая и зачастую недооценивая свою роль в развитии государства. Актуальность данной темы и состоит в том, чтобы раскрыть понятия политических режимов, выявить недостатки каждого, определить пути развития.
Цель работы: разобраться в сущности существующих политических режимов, выявить положительные и отрицательные стороны.
Задачи:
1) Дать понятие и раскрыть типологию политических режимов;
2) Раскрыть сущность, особенности и формы тоталитарного режима;
3) Дать понятие, признаки и разновидности авторитаризма;
4) Раскрыть понятие демократического режима.
5) Попытаться охарактеризовать политический режим в современной России.
При написании контрольной работы использовались различные источники периодической печати.
1. Понятие и типология политических режимов.
В современной политологии существуют понятия “государственный режим” и “политический режим”. Государственный режим - это совокупность форм и методов осуществления государственной власти. Это понятие дает ответ на вопрос о том, какие методы превалируют в процессе осуществления государственной деятельности и достижения целей, которые стоят перед государством. Понятие государственного режима не следует полностью отождествлять с понятием "политический режим", хотя по значению они и близки одно к другому. Последнее понятие имеет больше широкое значение и характеризует не только методы деятельности государственных органов, которые определяются понятием "государственный режим", но и возможности и формы деятельности всех элементов политической системы - политических партий, движений, других объединений граждан.
Понятие “политический режим” является одним из общепринятых в современной политологии. Эта научная категория, которая характеризует способы, формы и методы реализации политической власти, оказывает содействие адекватной оценке сущности государства, поскольку в границах одной формы правления на различных этапах ее развития политическая жизнь может существенно видоизменяться по характеру и содержанию. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикальными, теократическими и пр. Все это обуславливает существенные отличия во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством в различных странах, которые и сказываются на своеобразности политического режима. Следовательно, политический режим теснее и более непосредственно связан с сущностью государства, чем другие ее формы.
Политический режим - система способов и методов осуществления политических властей; модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и население.
В более конкретном понимании понятия “политический режим” охватывает: порядок формирования представительских учреждений; положение и условия деятельности политических партий; правовой статус личности, права и обязанности граждан; порядок функционирования карательных и правоохранительных органов; соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.
Любой политический режим зависит от таких факторов: соотношения политических сил в общественном организме; лица общенационального лидера и качества правящей элиты; исторической и социокультурных традиций; политической культуры населения. Чтобы отдать себе отчет сущность политического режима, надлежит помнить, что он создается спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса, и не может быть установленный конституциями или другими законами.
Существует много классификаций политических режимов. Зачастую употребляется трехчленная классификация их на тоталитарные, авторитарные и демократические, причем любая классификация является условной, т.к. “чистых” и завершенных политических режимов в политической практике не существует. Классификации начали появляться в начале XX ст., но практически к 60-х гг. зачастую использовали классификацию М. Вебера, который делил политические режимы на демократические и недемократические. В начале 60-х гг. американский политолог 3. Бжезинский, использовав выводы Р. Даля о многополярности власти и о том, что ни одно государство не достигло демократии, вычленил тоталитарный режим. Через политологический анализ политических систем стран бывшего социалистического лагеря он доказал, что большинство этих государств принадлежали к авторитарным политическим режимам. Характеристики и особенности политических режимов изучались в политологии в течение нескольких десятилетий. Сейчас исследуются преимущественно проблемы, которые касаются философско-политических вопросов внутренней эволюции каждого в отдельности взятого режима и процедуры перехода от одного режима к другому.
Исходя из трехчленной классификации, проанализируем содержание и характерные особенности каждого из политических режимов - тоталитаризма, авторитаризма и демократии.
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинских слов «TOTALITAS» ― цельность, полнота, и «TOTALIS» ― весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Для антидемократического (тоталитарного) режима характерны следующие признаки:
- подавление личности, ущемление ее прав, препятствие ее свободному развитию;
- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
- диктатура одной партии, фактически осуществляющей все государственные функции и обладающей полномочиями, не ограниченными никакими законами;
- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и других);
- личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
- игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
- жесткий контроль над всеми СМИ;
- не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отдается предпочтение одной из религий или полностью отрицается религиозное мировоззрение.
Казалось бы, подобные свойства исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти.
Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем совместном труде «Тоталитарная диктатура и автократия» утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии.
Однако в последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен. Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако нельзя сказать, что они одинаковы. Опыт Венгрии, Чехословакии, во многом Польши и, быть может, СССР, показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с относительно мирным постепенным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Такого рода переход был успешно осуществлен в Греции, Испании, Чили, которые отказались от фашистских режимов и выбрали демократический путь развития.
И все же тоталитаризм ― исторически обреченный строй. Это общество ― самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм ― закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.[1]
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности.
Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку ,стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.
3. Понятие, признаки и разновидности авторитаризма
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям,
5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Признаки авторитаризма.
1. Стремление исключить политическую оппозицию из процесса принятия решений.