Политический режим современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 19:12, доклад

Описание работы

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.
Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.
Сегодня в государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

Работа содержит 1 файл

Политический режим современной Росси.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

Политический  режим современной  России.

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного  политического режима, во второй половине 80-х – начале 90-х годов в  России начался переход к демократическому политическому режиму.

  С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим  федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого должна быть  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

  О демократизме современной России неоднократно высказывался  нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов1». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия  должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа2».

  Вместе  с тем, ряд оппозиционно настроенных  политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что  в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического  режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

  В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством3.

  Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным  для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.

  О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или  провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения  с реальной действительностью.

  Российская  действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

  Сегодня в государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

  У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

  Вместе  с тем, в условиях нынешней социально-экономической  и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических  принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.

  Так в президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных  ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

  К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие  силу законов, и, во-вторых, практикой  издания исполнительной власть многочисленных подзаконных актов, способных сорвать  выполнения любых законов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).

  Проводимые  социально-экономические реформы, названные  самой властью «непопулярными», привели к поляризации и расколу общества. Сейчас около 200 российских семей владеют 80% богатства России. Соотношение доходов богатых и бедных составило 35:1, тогда как по общемировым стандартам оно не должно превышать уровень 6:1. При отсутствии стабилизирующего «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

  Обнищание населения, задолжность по выплате  зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

  Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

  Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

  Во-вторых, переход к демократии осуществлялся  от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

  В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства – расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

  Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое  ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

  Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

  В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритете которых для современной  России безусловен в плане демократизации политического режима.

  Кроме того, гарантией роста демократизма политического режима являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности  и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян. 

  Библиографический список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации,  1993 год.
  2. Из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ// Российская Федерация сегодня. – 2004. - №11.
  3. Акопов П. Точка возврата// Политический журнал. – 2004. - №7(10).
  4. Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2005. - №14.

Информация о работе Политический режим современной России