Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:41, реферат
Свою работу я хочу начать с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
1) по тому, в чьих руках власть;
Введение_________________________________________________________3
1 Понятие политический режим______________________________________4
2. Демократические режимы_________________________________________6
3. Недемократические режимы_______________________________________12
3.1 Тоталитарный__________________________________________________12
3.2 Авторитарный_________________________________________________ 15
4. Либеральный политический режим_________________________________18
Заключение ___________________________________________________ 20
Список литературы________________________________________________22
В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.
Эти принципы
прежде всего характеризуют
«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике».7
При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.
В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.
Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима.
Заключение.
За последние 20 лет много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся
на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому),
является Россия. Наша страна пошла по
пути быстрой политической и экономической
реализации западной либеральной модели
демократии, по пути так называемой шоковой
терапии. Однако в России не было на тот
момент, характерных для Запада многолетних
традиций рыночной экономики и индивидуалистической
культуры. Советское общество глубоко
отличалось от западных демократий почти
тотальной милитаризацией, суперцентрализацией
и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью
к какой-либо конкуренции; преобладанием
в народном сознании коллективистских
ценностей, полиэтническим составом населения,
отсутствием массовых демократических
движений, способных сформировать альтернативную
номенклатуре политическую элиту, и т.д.
В результате мы переживаем трудные времена,
либеральная модель демократизации привела
к политической анархии, к подрыву мотивации
производительного труда, резкому росту
цен и падению уровня жизни населения.
Очевидно, что для России оптимальная
модель политического и хозяйственного
реформирования может быть найдена лишь
на пути тщательного учета собственной
специфики и мирового опыта, проведения
активной и реалистической государственной
политики в целях формирования более динамичного
и гуманного общества.
Список литературы:
1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль.
1993 - № 8.
2. Клямкин И.М., Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит. иссл. 1993- №5.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.
5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.
6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск., 1989.
7. Денисов А.И. Сущность и форма государства. М. 1960.
8. Петров В.С. Тип и формы государства. ЛГУ. 1967.
9. Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. Л. 1971.
10.Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.:Логос, 2002
11.Политология: Учебное пособие для студентов технических вузов / Под ред. М.А. Василика.-4-е изд., перераб. И доп. –СПб.: Пионер, 2002
1 Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М.
2 Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М.
3 Петров В.С. «Тип и формы государства» ЛГУ. 1967.
4 Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства» Л. 1971.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.
6 Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.1989.
7 Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.:Логос, 2002