Политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам).

Содержание

Трактовка понятия «политический процесс» в политической науке 3
Структура и содержание политического процесса 6
Типология политических процессов 8
Характеристика современного политического процесса в
Российской Федерации 12

Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

Политология 2 курс.docx

— 38.04 Кб (Скачать)

    УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

    АКАДЕМИИ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

    по  курсу: «Политология»

    по  теме: «Политический процесс» 
 
 
 
 

                                                  Выполнил: студент  II курса

            ЭСЗ-203 группы,

                                                  Ф.И.О. Заводчикова Наталья Валерьевна

                                                 

                                                  Проверил:

                                                                    _________________________

                                                              (Ф.И.О) 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Челябинск

     2011 

План: 

  1. Трактовка понятия «политический процесс» в политической науке  3
  2. Структура и содержание политического процесса     6
  3. Типология политических процессов       8
  4. Характеристика современного политического процесса в

    Российской  Федерации                12

Список  использованной литературы              14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Трактовка понятия «политический процесс» в политической науке.
 

    Характеристика  политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов  по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим  масштабам политический процесс  совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют  его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и транс­формацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

    Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлении Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнен ими ролей и функционировании институтов, а также во всех ин элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную с состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

    В силу такой интерпретации политического  процесса его центральной характеристикой  выступает изменение, которое означает любые модификации структуры  и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений   Изменения означают как трансформацию  свойств, которые не затрагивают  основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие  ценности, нормы, способы отправления  власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

    В науке сложилось множество представлений  об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел  основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией  элит, Вебер — с деятельностью  харизматического лидера, Парсонс — с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

    Конфликт  — один из возможных вариантов  взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность  людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения  групп и индивидов, трансформации  властных структур, развития политических процессов. Как источник политического  процесса конфликт представляет собой  разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура и содержание политического процесса 

     Содержание  политического процесса может быть самым разнообразным. Это может  быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или  иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.

     По  своей структуре политический процесс  состоит из следующих элементов:

- субъекта, носителя власти;

- объекта,  который должен быть создан  или достигнут как цель процесса;

- средств,  методов, ресурсов, исполнителей  процесса.

     Ресурсами могут служить знание, наука, технические  и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

     Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Политический процесс предстает как зрелище, ритуал, театр со своими действующими лицами, победами и поражениями, атрибутами славы, власти, государственной символики.

     Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает  процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции  процесса, его стратегии и тактики  привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки  в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

     Исход политического процесса зависит  от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных  или неблагоприятных внешних  условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического  процесса должны учитываться как  внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы  способны нарушить процесс, изменяя  число его активных сторонников  и участников, сроки завершения и  результаты. 

     Реальное  взаимодействие субъектов политики происходит в ходе политических отношений  и процессов. Поэтому, чтобы разобраться  в динамике политической жизни, необходимо уяснить содержание этих понятий. Политические отношения — это отношения  между субъектами политики по поводу политической власти и ее осуществления.

     Фиксация  условий функционирования экономической  системы через различение фрагментов взаимодействия экономики и политики позволяет выявить концептуальное содержание понятия «политическая  культура», ее сущностных характеристик  и компонентов. Представляя собой  не что иное, как механизм и факторы  взаимодействия с населением, политическая культура обеспечивает реализацию взаимодействия государства с прочими экономическими субъектами через воздействие на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) факторы их экономической деятельности. 
 
 

3.Типология политических процессов 

     Проявление  указанных особенностей политического  процесса в различных временных  и прочих условиях предопределяет и  возникновение его разнообразных  типов. Так, с содержательной точки  зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Они различаются специфической  предметной сферой, особыми способами  взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития.

     С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического  регулирования социальных отношений  политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, системных свойств. К ним можно отнести, например, политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.п. В таком же смысле можно говорить и о процессе государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.), определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. В то же время периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, других связей и отношений в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

     Политические  процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой  форме. К примеру, явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому скрытый, теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

     Политические  процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т.д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой — позитивный или негативный для субъекта — характер имеют сложившиеся трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. Например, при развитии международных кризисов или реформировании переходных общественных отношений нередко в принципе невозможно понять, несут ли субъекту выгоду совершаемые им действия, как вообще оценить складывающуюся обстановку, какие в связи с этим предпочесть альтернативы и т.д. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как свершаемых, так и планируемых действий.

     Важным  является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил и тенденций. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах отсутствует четкое преобладание тех или иных базовых свойств организации власти, исключающих возможность качественной идентификации изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалансированности политической активности основных субъектов в политическом пространстве.

Информация о работе Политический процесс