Политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Политический процесс представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.

Работа содержит 1 файл

Современый политический процесс .docx

— 18.46 Кб (Скачать)

Термином “процесс” (от лат. processus – продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

 

Политический процесс  представляет собой последовательную, внутренне связанную цепь политических событий и явлений, а также  совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе. Политический процесс  – это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных  лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле – целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов  политики на протяжении определенного  промежутка времени по осуществлению  политических решений.

 

Политический процесс  в целом: ход развития политических явлений, совокупность действий различных  политических сил (субъектов политики), течений, добивающихся осуществления  определенных политических целей; форма  функционирования определенной политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени; один из общественных процессов, в отличие  от правового, экономического и др.; обозначение конкретного с конечным результатом процесса определенного  масштаба (революции, реформирования общества, формирования политической партии, движения, хода забастовки, избирательной кампании и др.). [c.370]

 

Политический процесс  выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни  в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей  и функций. Он выражает вполне определенную Совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами  власти по реализации своих прав и  прерогатив в политической сфере. В  политическом процессе взаимодействуют  различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения  и преобразования в политической сфере общества.

 

Раскрывая содержание политики через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей  воспроизводит или разрушает  различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные  ее изменения, переход от одного состояния  к другому. Политический процесс  раскрывает характер движения и социодинамики политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Он представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных политических субъектов по осуществлению своих основных функций в сфере власти, ведущих к изменению, развитию или распаду данной политической системы общества.

 

Анализируя содержание политического  процесса по “вертикали”, можно сказать, что он включает две основные формы  политического волеизъявления граждан. Во-первых, это – различные способы  презентации рядовыми участниками  политического процесса своих интересов  в разнообразных видах политической деятельности: участие в выборах, референдумах, забастовках, общественно-политических движениях и т.д. Во-вторых, принятие и реализация управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

 

В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции.

 

Политические процессы развертываются как в мировых масштабах, так  и в рамках политической системы  общества, отдельного региона, локальной  территории. Их можно типологизировать по масштабам, характеру преобразований, составу участников, временной продолжительности и др. Политические процессы выступают как мировые и национальные, общегосударственные и региональные (местные), как межклассовые, межгрупповые, так и внутри классов, социальных и иных групп, вне или внутри политических партий и движений. По характеру, значимости и формам развития (протекания) политические процессы бывают базовые (по проблемам развития всего общества) и периферийные (по вопросам региона, группы людей), революционные и эволюционные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, долговременные или кратковременные (период выборов). [c.371]

 

Основная проблема политического  процесса – проблема принятия и  реализации таких политических решений, которые должны, с одной стороны, интегрировать различные интересы граждан, а с другой – учитывать  интересы развития и прогресса всего  общества.

 

Дело в том, что выработка  общеколлективных целей формируется как бы на пересечении действий, с одной стороны, официальных органов и институтов власти, а с другой – общественности, групп интересов и т.д. Ведущую роль в рассматриваемых действиях играют высшие институты государственной власти. Именно они выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, властные институты способны поддерживать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету и интересам граждан. Характер деятельности институтов по сути определяет особенности взаимоотношений политических субъектов, а также ритмы, этапы и темпы политических изменений в обществе.

 

Деятельность институтов обычно задает и характерные для  конкретных обществ циклы политического  процесса. Процесс выработки и  реализации общегосударственных, общеколлективных решений чаще всего осуществляется ведущими политическими институтами. Например, в демократических странах политический процесс формируется “сверху”. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В то же время при уходе законодателей в летние отпуска (“парламентские каникулы”) политическая жизнь по обыкновению затихает.

 

С точки зрения системных  качеств организации политической власти различаются две основные разновидности политических процессов: демократические, где сочетаются различные  формы прямого и представительного  народовластия и недемократические, внутреннее содержание которых определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих  политических партий и общественных организаций и лидеров, существованием авторитарной политической культуры и  менталитета граждан.

 

По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные. [c.372]

 

Эволюционный тип политического  процесса характеризуется постепенным  разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением  функций и ролей различных  политических субъектов; устойчивостью  сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты  и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими  статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

 

Революционный тип политического  процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой  к ней (по В.И. Ленину: “верхи” не могут, “низы” не хотят жить по-старому, высокая политическая активность масс). Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти – дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

 

Целесообразно выделять основные этапы формирования и развития политического  процесса:

 

Его началом можно рассматривать  этап выработки и представления  политических интересов групп и  граждан институтам, принимающим  политические решения.

 

Далее выделяется этап принятия политических решений, в которых  концентрируется межгрупповая, государственная  и коллективная политическая воля.

 

Третий этап политического  процесса – реализация политических решений, воплощения волевых, устремлений  институтов власти, различных субъектов  политики.

 

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов  власти можно выделять стабильные и  нестабильные политические процессы.

 

Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми  формами политической мобилизации  и поведения граждан, а также  функционально отработанными механизмами  принятия политических решений. Такой  процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей  социальной структуре, высокой эффективности  господствующих в обществе правовых и культурных норм. [c.373]

 

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти. К этому может  привести осложнение международных  отношений, спад материального производства, социальные конфликты. Неспособность  режима отреагировать на новые потребности  общества или его основных групп  адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

 

Политические процессы протекают  в открытой и скрытой формах.

 

Открытый политический процесс: политические интересы групп и граждан  регулярно выявляются в электоральных  предпочтениях; под воздействием общественного  мнения корректируется политический курс, обсуждаются программы и средства развития общества; доступность для  общественности различных фаз и  этапов принятия политических решений; открытое рекрутирование элит.

 

Скрытый политический процесс: граждане апеллируют не к официальной  власти, а к нелегализованным, непризнанным обществом структурам; управленческая информация не обращена к общественному мнению субъектов, действующих в данном политическом пространстве; контроль за правящими элитами полностью отсутствует.

 

В целом, как и сама политика, имеющая свою объективную логику, не зависимую от предначертаний тех  или иных лиц или партий, так  и политические процессы в значительной мере носят объективированный относительно базовых основ характер. Степень  этой объективации зависит от ряда социально-экономических и политико-культурных факторов: характера общественного  устройства, социально-классовой структуры  населения, расстановки политических сил, политической культуры масс, существующих политико-правовых традиций и др.

 

Современный политический процесс  характеризуется рядом общих  задач, которые проявляют себя неодинаково  в различных исторических условиях и странах, а также на тех или  иных стадиях деятельности его собственных  субъектов.

 

Внутренне ему присущи  переплетение и взаимосвязь революционных  и реформаторских начал; сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития. По мере усложнения и демократизации общества видоизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики. В этой сфере по сравнению с  прошлым более активно проявляют  себя представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы. [c.374]

 

На политический процесс  внутри отдельных стран оказывают  значительное воздействие внешний  фактор, мирополитические и мирохозяйственные отношения и связи, вся совокупность экономических, политических, идеологических, информационных, военно-стратегических и других реалий международного характера. В этом проявляют себя усиливающиеся интеграционные процессы, интернационализация экономической и социальной жизни, взаимосвязь и взаимозависимость развивающихся в мире политизированных движений, складывающаяся общность коренных интересов и целей народов и государств. Развитие политических процессов демонстрирует возрастающую роль политики в качестве мощного фактора и орудия действия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике – политической власти.

ЗМІСТ

 

Популярные главы книги:

§ 2. Субъекты и объек


Информация о работе Политический процесс