По объектам
политического воздействия политические
процессы подразделяются на внешнеполитические
и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения
государства с другими субъектами внешнеполитической
деятельности. Содержание внутриполитических
процессов существенно различается во
многих странах. Фундаментом внутриполитического
процесса любой страны является соотношение
социально-экономических укладов, сложившаяся
социальная структура общества, степень
удовлетворенности населения своим положением.
Можно говорить об эволюционном и революционном
политических процессах. При революционном процессе используются
как мирные, так и не мирные средства, насилие.
Преобразования осуществляются за сравнительно
короткое время, имеют часто обвальный
характер и далеко не всегда достигают
тех результатов, на которые были рассчитаны.
Основа эволюционного
развития -- легитимность властей, единые
социокультурные ценности элиты
и масс, этика согласия, наличие
конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности осуществления
правящими кругами своих властных полномочий,
принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой)
политические процессы.
При открытом политическом
процессе интересы групп и граждан
выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах,
через обсуждение проблем в средствах
массовой информации, через контакты граждан
с институтами власти, через учет общественного
мнения. Теневые, скрытые политические
структуры располагаются на высших и средних
уровнях власти. Речь идет 6 скрытых действиях
государственных учреждений, секретных
документах, приказах, существовании органов
с секретными функциями (органы безопасности)
и полностью законспирированных учреждений
(разведка, контрразведка и т.п.). Может
возникать противоправная деятельность
и коррупция официальных лиц и властей.
При определенных условиях формируются
нелегальные (теневые) структуры неполитического
характера (параллельная экономика, черный
рынок, организации преступного мира,
мафии и мафиозные корпорации разного
рода). Они имеют тенденцию смыкаться с
легальными государственными структурами
и могут оказывать на них серьезное влияние,
вплоть до скрытого участия в политической
жизни отдельных регионов. Они проводят
своих представителей в депутаты, на должности
в госаппарате и т.д.
С точки зрения устойчивости
политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном
политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной
структуре, повышающемся жизненном уровне
населения, легитимности режима. Граждане
поддерживают правила игры; доверяют власти.
Все участники политического процесса
настроены на сотрудничество, поиск компромиссных
решений, их объединяет приверженность
демократическим ценностям. Нестабильный
политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти,
утраты ею легитимности. Причины нестабильности
могут быть самые разные: спад производства,
социальные конфликты, дискриминация
тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность
своим общественным статусом и т.д.
Политические
процессы бывают системные (глобальные)
и частные. Системный процесс предполагает совокупные
действия субъектов политики, обеспечивающие
формирование, функционирование и развитие
всей политической системы. Частные процессы
представляют собой деятельность политических
субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных
элементов и сторон политической системы:
политико-идеологической, политико-правовой
и т.д.
Также политические
процессы можно классифицировать и
по следующим основаниям:
1. По значимости для общества - базовые и периферийные.
2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.
3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.
4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики,
можно выделить процессы от микроуровневых
(межличностные и внутригрупповые) до
мегауровневых (процессы мирового масштаба).
5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные
и горизонтально организованные политические
процессы. Горизонтально организованные
политические процессы образуют равноправные
независимые субъекты. Вертикально организованные
политические процессы протекают в рамках
отношений «господство - подчинение».
6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам
можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических
процессов состоит в том, что они подконтрольны
субъектам политики и направляются ими.
Стихийные политические процессы имеют
собственную логику развития, не зависящую
от намерений каких-либо отдельных субъектов.
7. По месту в политической системе можно выделить:
1. Процессы «входа»:
а) артикуляция интересов
- выражение и обсуждение нужд граждан
и их требований к правительству;
б) агрегация интересов
- деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические
программы.
2. Процессы конверсии - принятие политических решений.
3. Процессы «выхода» - управление, контроль.
Неотъемлемой частью
политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма
активного отношения к окружающему миру,
связанная с его целенаправленным изменением.
В масштабах всего
жизненного цикла социальной системы
политический процесс можно разделить
на четыре стадии (фазы):
1. Стадия конституирования - важнейшая в политическом процессе.
Пришедшие к власти политические силы
создают отвечающую их интересам систему.
Достигается общественное согласие по
фундаментальным ценностям в обществе,
принимается конституция.
2. Стадия функционирования совпадает со стабильным периодом общественного
развития. Деятельность субъектов политики
не воспроизводит сложившийся порядок.
3. Стадия развития сопровождается перегруппировкой политических
сил, изменениями в структуре и полномочиях
государственных органов, реформами в
различных сферах жизни общества.
4. Стадия упадка характеризуется преобладанием центробежных
тенденций над центростремительными.
Должностные лица используют власть прежде
всего в своих собственных интересах,
не заботясь об общественном благе, а центральная
власть не способна с этим бороться, в
силу чего происходит ослабление ее легитимности.
Возникают условия для радикальных изменений
в обществе, которые могут привести к конституированию
новой политической системы.
Также политический процесс
можно условно разделить наследующие
5 стадий:
ь формирование (вызревание) политических
приоритетов;
ь выдвижение политических
приоритетов на авансцену (повестку
дня) политического процесса;
ь формулирование политических
проблем, требующих правительственных
решений и принятия политических
решений;
ь приведение в действие механизма реализации
принятых решений (политическая инструментализация);
ь оценка результатов
политических решений.
Современный политический
процесс характеризуется рядом
общих задач, которые проявляют
себя неодинаково в различных
исторических условиях и странах, а также на тех
или иных стадиях деятельности его собственных
субъектов.
Развитие политических
процессов демонстрирует возрастающую
роль политики в качестве мощного
фактора и орудия действия общественных
сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого
существенного элемента в политике - политической
власти.
2. Политические конфликты
и способы их разрешения.
Введение
История показывает немало
примеров трагедий, когда процветающая
держава оказывалась порабощенной воинственным и менее развитым соседом.
И тогда гибла самобытная культура, утрачивал
былую славу народ, еще недавно могущественный
и исполненный достоинства.
Другие государства
рассыпались в прах когда ни одна
чужеземная сила была не в состоянии
посягнуть на их могущество. Они падали жертвами
внезапных бунтов и волнений. Серая, смутная
толпа рушила все, что в недавнем прошлом
было под неприкасаемым авторитетом Власти.
Многие ученые пытались
найти объяснение подобным явлениям,
объявляя причинами или порочность и глупость властей, или высшую справедливость
угнетенных народных масс, сводя глобальное
явление к какому-то кругу первопричин,
к тому же редко созерцаемых глазами беспристрастного
наблюдателя. Поэтому, опираясь на постулаты
вездесущей философии можно последовательно
и однозначно поставить под сомнение правильность
всех известных теорий о причинах, порождающих
государственные катаклизмы.
1. Понятие,
субъект и роль конфликта
Конфликт - объективно-субъективное
явление, состояние, реальность, присущие
общественным отношениям. Тезис
о всеобщей гармонии интересов - один из
многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе
- противостояние различных потребностей,
интересов, ценностей конкретных субъектов
политики, составляющих социальную структуру.
В основе противоборства конфликтующих
сторон - объективные противоречия (экономические,
социальные, политические, этно-конфессиональные,
идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят
между индивидами и социальными группами
в сфере политики. Политика, с одной стороны,
деятельность по предупреждению и разрешению
конфликтов: «Искусство жить вместе» Зеркин
Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону,
2004, с.256
. С другой
стороны, политика - средство провоцирования
конфликтов, поскольку она связана с борьбой
за обладание властью. Технология и практика
управления конфликтами определяются
не только общими правилами, но и социально-экономическим,
политическим состоянием общества, историческими,
национальными, религиозными и культурными
особенностями.
Политический конфликт - острое столкновение
противоположных сторон, обусловленное
взаимопроявлением различных интересов,
взглядов, целей в процессе приобретения,
перераспределения и использования политической
власти, овладения ведущими (ключевыми)
позициями во властных структурах и институтах,
завоевания права на влияние или доступ
к принятию решений о распределении власти
и собственности в обществе.
Субъектами политического конфликта могут
быть государство, классы, социальные
группы, политические партии, личности.
2. Причины
и стадии развития политических
конфликтов
Наиболее
общей причиной возникновения конфликтов
является неравное положение, занимаемое
людьми в обществе, разлад между
ожиданиями, практическими намерениями
и поступками людей, несовместимость претензий
сторон при ограниченности возможностей
их удовлетворения., Главный вопрос в конфликтах
- это кто и каким образом распоряжается
ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая
одной группе людей распоряжаться деятельностью
других.
В процессе управления конфликтом важно
учитывать этап его формирования и развития.
Конфликт не возникает сразу. Причины
его накапливаются, зреют очень длительное
время. Объективно существующие противоречия
могут привести к конфликту лишь в случае
их осознания субъектами (лидерами, партиями,
группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается
в атмосфере напряженности в отношениях
между оппозиционными сторонами, что свидетельствует
о наличии предмета спора и конкуренции,
несовпадении позиций. Это этап возникновения
конфликта. На данном этапе важно выявить
подлинные причины конфликта, тем самым
вскрыть противоречие, лежащее в его основе,
установить определенные нормы и правила
взаимодействия сторон. Такой анализ может
способствовать введению конфликта в
рамки, позволяющие контролировать его
ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется
проявлением сил, поддерживающих конфликтующие
стороны или противостоящие им. Становятся
очевидными границы конфликта, его интенсивность
и напряжение. Особенно велико напряжение
конфликтов по поводу ценностей, связанных
с нравственностью, представлениями о
чести и достоинстве. Эффективность действий
властей на этапе развития конфликта определяется
их способностью законными методами обеспечить
снижение напряженности в отношениях
сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта - наиболее сложная
фаза, так как от результата окончания
противоборства зависит новая расстановка
сил в обществе. Возможны два варианта
окончания конфликта: достижение примирения
сторон либо их непримиримость, то есть
неразрешимость конфликта. Примирение,
в свою очередь, может носить характер
полного или частичного урегулирования
конфликта. Конфликт может разрешиться
сам собой, например, из-за утраты актуальности
предмета спора, усталости участников,
истощения ресурсов и т.п.
Главная причина
политических конфликтов в современной
России связана со стратегией и тактикой
перераспределения государственной
собственности и власти, что определяет
их остроту и ведет к социально-экономической
и политической нестабильности
и напряженности во всех сферах общества.
Социально-психологический фон, на котором
возникают и протекают конфликты, характеризуют
следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной
структуре общества, проявляющиеся в стремительной
дифференциации населения по уровню доходов
и идеологической ориентации;
б) деформация-смена системы ценностей,
распространение образцов западной культуры,
индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической
напряженности на базе конституционных,
территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте,
нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим,
радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции
прав и свобод, прежде всего социально-экономических
и на получение правдивой информации о
деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения
ее в самостоятельную политическую силу
с целью наведения порядка или изменения
политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней
России имеют такие особенности: во-первых,
это конфликты в сфере самой власти за
обладание реальными рычагами власти;
во-вторых, исключительно велика роль
власти в конфликтах, возникающих в неполитических
сферах, но которые так или иначе, прямо
или косвенно затрагивают основы существования
данной власти; в-третьих, государство
практически всегда выступает в качестве
посредника, арбитра.
Многочисленные конфликты и конфликтные
ситуации - реальность современного российского
общества. Их истоки обусловлены не только
становлением и развитием новых социально-зкономических
и политических структур, но и недавним
прошлым, когда в течение продолжительного
времени господствующей в нашем обществе
была идеологическая установка на «бесконфликтность»,
гармоническое единство составляющих
его индивидов и социальных групп. Это,
естественно, способствовало формированию
отношения к конфликту как явлению, не
присущему советскому обществу.
3. Классификация
политических конфликтов
Несмотря
на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален,
он все равно несет в себе некоторые общие
черты, позволяющие отнести его к тому
или иному типу (классу, виду). В основе
типологии конфликтов может быть:
- сходство причин, вызвавших конфликт:
социальная несправедливость, неравное
участие в принятии политических решений,
отчуждение от власти и политических институтов;
- сфера проявления: экономическая, социальная,
межнациональная, культурная, военная
и т.п.;
- уровень формирования и проявления: на
межличностном, групповом, региональном
и глобальном уровнях; на организационном
уровне - межпартийные, межинституциональные,
между существующей властью и общественными
силами, интересы которых не представлены
во властных структурах или представлены
в виде отрицания и подавления этих интересов,
внутри самой власти;
- время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты,
связанные с процессами модернизации
политических систем: конфликты цивилизационного
характера, а также конфликты потребностей,
интересов, ценностей и идентификации.
Определим основные виды политических
конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной
ветвями власти в процессе становления
института президентства;
- между элитами финансово-промышленных
групп;
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-административного
аппарата.
В современных условиях конфликты в России
- единственный реальный способ выявления
объективных противоречий, возникающих
в процессе реформирования. Сложная политическая
и социально-психологическая ситуация
в России не только определяет в значительной
степени содержание конфликтов и формы
их проявления, но и влияет на их восприятие
населением, элитами, действенность применяемых
средств регулирования. Не разработаны
конституционные основы и правовые нормы
разрешения конфликтов. По этой причине
и из-за отсутствия опыта цивилизованного
и легитимного управления конфликтами
чаще всего используются силовые методы:
не переговоры и компромисс, а подавление
противника. Конфликтные по сути методы
реформирования российского общества
продолжают создавать условия для сохранения
конфронтации. Отчуждение населения от
власти и политики не только ведет к снижению
легитимности господствующих политических
сил, но обусловливает нестабильность
функционирования политической системы
в целом.