Политический процесс, его структура и характер. Классификация политических процессов. Политическая мысль в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики;
2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей;
3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Содержание

1. Политический процесс, его структура и характер. Классификация политических процессов.
2. Политическая мысль в эпоху Возрождения.
3. Определите основные отличия парламентской и президентской форм государственного управления.
4. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 50.15 Кб (Скачать)

                                              План

1. Политический процесс, его структура и характер. Классификация политических процессов.

2. Политическая мысль в эпоху Возрождения.

3. Определите основные отличия парламентской и президентской форм государственного управления.

4. Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Политический процесс, его структура и характер. Классификация политических процессов.

       Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики;

2) совокупность  действий субъектов политики, направленных  на осуществление своих ролей  и функций в рамках политической  системы, на реализацию ими  собственных интересов и целей; 

3) совокупная  деятельность всех субъектов  политических отношений, связанная  с формированием, изменением, преобразованием  и функционированием политической  системы.  

    1) Некоторые ученые отождествляют политический процесс с понятием политики в целом. Другие же, напротив, 2) видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в 3) динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф).  

    При всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. 

    Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.

       Неотъемлемой стороной политической реальности выступает политический процесс, который раскрывает специфические черты и грани этой сферы общественной жизни. В общем виде он характеризует взаимодействие социальных и политических структур общества, ту плоскость политики, где выполняются роли и функции главных субъектов и носителей политической власти. При этом политический процесс раскрывает содержание не нормативных или официально-желательных, а реально существующих фактов и явлений, которые сложились на сечении социальной и политической жизни.

       Структура политического процесса:

1) субъекты  процесса, действующее начало;

2) объект, цель процесса (решение политической  проблемы);

3) средства, методы, ресурсы.  

   В качестве средств могут выступать материальные и технические ресурсы, информация, знание и т.д. Несогласованность всех элементов политического процесса (субъектов, объектов = целей, средств, методов и ресурсов исполнителей) приводит к непредсказуемым результатам (процессы перестройки, создание СНГ и др.).

       В рамках политического процесса явления власти изучаются с точки зрения движения, изменения своего обычного положения. Поэтому в целом целесообразно различать три разных режима существования политического процесса.

       Первый - это режим функционирования, который не выводит политическую систему за границы взаимоотношений граждан и институтов власти, которые сложились. В этом случае политический процесс отображает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизведению рутинных, повторяемых со дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и правопреемственность в развитии политических связей владеют здесь неопровержимым авторитетом в противоположность любым инновациям и сдвигам в осуществлении функций основными политическими субъектами.

       Второй режим протекания политического процесса - это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, которое позволяет адекватно ответить на вызовы времени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нашли цель и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре и среди политических сил. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием микро- и макро-факторов власти, борьбой разносторонних течений и тенденций, которые в конечном результате ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений.

       И, в конце концов, третьей разновидностью режима существования политического процесса есть режим упадка, распада политической целостности или, как говорил П. Струве, "регрессивная метаморфоза" политики. В данном случае направление динамики политического процесса имеет негативный относительно норм и условий целостного существования политической системы характер. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, распад режима правления носит неотвратимый характер. В результате решения, которые принимаются режимом, теряют управленческую способность, а сам режим - свою легитимность.

         Все три режима существования политического процесса характеризуют постоянное взаимодействие разных групп и граждан, которые относятся к ним и которые используют разные каналы и институты политической власти для удовлетворения своих общественно значащих нужд.

        Понятно, что настолько богатое и разностороннее содержание политического процесса требует определенных упрощений, чтобы оказать его наиболее сущностное и глубинное свойства и характеристики. Учитывая же, что в любом обществе, так или иначе, составляется определенный курс государственной политики, которая отображает разнообразие требований разных групп, политический процесс можно было бы коротко определить как совокупность институализированых и неинституализированых действий субъектов политики, которые осуществляют формирование и реализацию межгрупповой (и в этом понимании - общеколлективной) властью воли общества.

       Политическая воля одновременно интегрирует и селекционирует групповые претензии на власть.

       Такое понимание политического процесса позволяет выделить его наиболее значащие фазы и этапы осуществления. Прежде всего, можно говорить об этапе представления политических интересов групп институтам, которые принимают управленческие решения. Организованные и неорганизованные ассоциации граждан имеют разный характер и регулярность в представительстве своих интересов. Накопление критической массы политических заявлений включает в действие организационные структуры как массового (электорального) характера, так и специализированного назначения (партии, группы интересов). Понятно, что в плюралистических и монопартийных системах как набор организационных средств, так и общий климат трансляции политических интересов к высшим элементам власти имеют довольно таки разный характер.

        Как показывает опыт политического развития, в ряде современных демократических режимов Запада кризис партийных институтов выражает намерение к установлению непосредственных связей с институтами государственной власти; в странах же, которые только что освободились от диктатуры "реального социализма", наоборот, слабая эффективность партийных институтов вызвана низким политическим сознанием и организованностью большей части населения, которое нередко принуждает политическую презентацию их интересов начинать с демонстрации силы, противоправных и других действий, которые демонстрируют "твердость позиций".

       И все же центральное значение на данном этапе политического процесса имеет электоральный процесс, где проходит главная линия политического конституирования  людей, осуществление ими гражданских функций. В этом понимании содержательные различия политических процессов в тех или других странах зависят, прежде всего, от наличия или отсутствия там свободных выборов и установленной избирательной системы. Вместе с тем, для характеристики данного этапа политического процесса недостаточно знаний об установленных избирательных системах, поскольку электоральный процесс непосредственно зависит от действующих в этой сфере норм, обычаев и стереотипов населения, которые сложились.

       Для определения доминирующих форм электорального поведения и господствующих взглядов в этом процессе необходимо определить факторы, способные решающе повлиять на вкус и отношение граждан. Чаще всего ученые советуют обращать внимание на политические страсти правящих элит и образа, которыми они пользуются для влияния на результаты голосования, социальную структуру и этнический состав населения, судьбу городских жителей, уровень образованности и динамику материальных доходов, доминирующие ценности и уровень стереотипизации сознания. Эти факторы во многих случаях определяют сознательное и подсознательное, компетентное и некомпетентное участие граждан в избирательном процессе.

       Второй стадией политического процесса выступает этап принятия решений и формулирование политического предпочтения. Здесь, по мнению Д.Істона, политический процесс представляет собой совокупность "конкретных приемов, методов, процедур, осознанных и спонтанных стратегий, которые ведут к принятию конкретных решений". Эта стадия политического процесса включает наличие таких обязательных элементов, как выделение из политического контекста проблем, сбор информации, рассмотрение разных возможных альтернатив. Анализ политического процесса должен учитывать здесь как макрофакторы (конституционно закрепленный порядок принятия решений), так и сведения о конкретных лиц и групп, которые выступают от лица государства, а также информацию, которой они владеют, и конкретную ситуацию, в которой производится общая воля.

       Таким образом, содержание политического процесса будет зависеть от уровня централизации (децентрализации) власти; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов государственной системы; взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; степени распределения ветвей власти. Качественные отличия политических процессов зависят от того, или базируются они на консенсусе, согласию политических сил, или найденные компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, или расходятся статусные и реальные возможности субъектов, которые принимают участие в принятии решений.

       Признанные авторитеты в области теории управления и, в том числе, Ч.Линзблом, считают, что существуют два основных методы принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений ("метод ветвей"). Первый предусматривает рациональный поиск проблемы и выбор путей ее решения, которые более всего отвечают поставленной цели. Это будто идеальный план решения вопроса, результат "правильного мышления", что делает его наиболее распространенным среди представителей оппозиционных сил.

      В то самое время понятно, что на практике политики выходят не столько с оптимального, сколько из возможного образа действий.

      Именно поэтому более оптимальным есть метод "ветвей", который выходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность так называемых "инкрементных поправок" (приращение), необходимых для реализации частичной цели. Допуская даже противоположные действия в пределах общей стратегии управления, правящие элиты способны все же добиваться таким путем постепенного приращения общего успеха. С точки зрения стабильности режима управления особенно важным есть то, что при таких методах управления правительство, как правило, избегает больших сложностей и ошибок. Хотя нельзя не признать, что, идя по этому пути, невозможно добиться и серьезных прорывов в политическом реформировании общества. 
         Учитывая плюсы и минусы рассмотренных методов принятия решений, ряд ученых настаивают на большой производительности так называемого "смешанно-сканируемого метода", который обеспечивает масштабный процесс принятия решений, объединяя при этом преимущества обеих вышеназванных методов.

       Третьей фазой и структурным элементом политического процесса является этап реализации политической воли, выраженной в форме управленческих решений. Здесь на содержании политического процесса прежде всего отображается умение властей добиваться адекватной реализации принятия решений и сформулированных задач, массово подчинить им поведение граждан. Правящие структуры должны обеспечить вертикальную интеграцию политического жизни общества.

      Таким образом, на данном этапе политического процесса главным вопросом является выбор адекватных принятым решением средств и методов политического регулирования (прежде всего : насильнических - ненасильственных, идеологизированных – неидеологизированных). В этом понимании правящие круги могут ориентироваться на рациональную и популистскую политические линии, проводить открытую политику, обращенную к сознанию каждого гражданина, или же делать ударение на правление группировок, не заинтересованных во втягивании народа в политическую жизнь.

Информация о работе Политический процесс, его структура и характер. Классификация политических процессов. Политическая мысль в эпоху Возрождения