Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:02, реферат
Сталин возглавил поистине великую, поистине Отечественную, войну против германского фашизма — страшной угрозы для всего человеческого рода. И его роль в этой войне не следует преуменьшать: она была безусловно велика (пусть и не в меру обычной полноты его власти, в тот момент резко ограниченной рядом не зависевших от него обстоятельств, волею противника, реальным соотношением сил на фронте, необходимостью считаться с доводами специалистов военного дела и пр.).
Введение 3
Период становления и первые политические шаги И. В. Сталина 6
Сталин один из лидеров большевиков 6
Сталин во главе партаппарата 7
Политическое противостояние Сталина после смерти Ленина 9
«Вождь» партии и государства 11
Результаты индустриализации 14
Большой террор 15
Великая Отечественная война 19
Культ личности и его последствия 20
Последние годы Сталина 22
Заключение 24
Список использованной литературы
4.
Политическое противостояние
Сталина после смерти
Ленина
После смерти Ленина власть в стране фактически перешла к Политбюро, в состав которого входили в начале 1924 г. семь человек: Троцкий, Каменев, Зиновьев, Сталин, Бухарин, Рыков, Томский. Формально все они имели равное влияние на дела, но фактически, по названным выше причинам, власть Сталина, руководившего аппаратом партии, с самого начала была больше. К тому же Троцкий всегда оставался в меньшинстве, так как молодые члены Политбюро Бухарин, Рыков и Томский хранили нейтралитет, а Каменев и Зиновьев во всем поддерживали Сталина. Их страстным речам и острым полемическим статьям Сталин в немалой степени был обязан своей победой на январском пленуме ЦК 1925 г., на котором Троцкий был снят с поста наркома военных дел.
Впрочем, Каменев и Зиновьев торжествовали рано — победа не привела их к власти. Вместо того чтобы разделить влияние со своими прежними союзниками, Сталин вдруг стал демонстрировать близость с Бухариным, главой направления, которое в партии называли «правым». Бывшие союзники стали расходиться все дальше и дальше, а в декабре 1925 г . на XIV съезде произошел полный разрыв. Вновь развернулась борьба. Однако силы оказались неравными. Зиновьев, как глава Ленинградской парторганизации, мог контролировать выбор делегатов только в своей губернии. Между тем Сталин, как Генеральный секретарь, с успехом провел своих делегатов во всех остальных губерниях. В результате на съезде Зиновьев и Каменев остались в полном меньшинстве. Выступления их сторонников были затопаны, зашиканы и захлопаны другими делегатами. Поражение имело для них чувствительные последствия: Зиновьев перестал быть главой Ленинградской парторганизации (его место занял лояльный Сталину Киров), а Каменев лишился поста зам. председателя Совнаркома и был выведен из членов Политбюро в кандидаты. Сталин ввел в Политбюро своих ставленников Ворошилова, Молотова и Калинина и с этого времени имел твердое большинство во всех главных партийных органах.
Власть над партией в условиях тогдашней советской действительности означала власть над государством. К тому же в 1925—1926 гг. очень кстати умерли глава ОГПУ Дзержинский и глава военного наркомата Фрунзе. На эти ключевые посты Сталин выдвинул своих людей: Менжинского и Ворошилова. Менжинский постоянно болел, поэтому все дела вел его зам Ягода, который был уже не сторонником, а преданным слугой Сталина. Противникам Сталина противостояла теперь не просто партийная бюрократия, а организованная мощь государственных карательных органов. Но, потеряв всякое чувство реальности, они не сразу почувствовали это. Весь 1926 г. Каменев и Зиновьев, объединившись со своим бывшим врагом Троцким, ожесточенно нападали на Сталина и Бухарина, но неизменно терпели поражение на каждом пленуме. В октябре Троцкий и Зиновьев были исключены из Политбюро. Выбитые из руководящих органов партии, троцкисты и зиновьевцы решили начать нелегальную борьбу. 7 ноября оппозиционеры попытались организовать в Москве и Ленинграде свои демонстрации, но были разогнаны милицией и агентами ОГПУ. В декабре состоялся XV съезд, на котором Троцкий, Каменев, Зиновьев, Пятаков, Радек и многие другие — около семидесяти известных деятелей оппозиции — были исключены из партии. Так в юбилей Октября Сталин выгнал из партии почти всех ближайших сподвижников Ленина. Вскоре Троцкий был отправлен в ссылку в Алма-Ату, а потом выслан за границу.
К тому времени, когда единоличная и бесконтрольная власть окончательно перешла в руки Сталина, он был уже искушенным, сложившимся политиком. Как и многие большевики, он не получил в молодости систематического образования и должен был заполнять пробелы в своих знаниях упорным самообразованием. Таким образом, хотя Сталин несомненно знал очень много, едва ли можно считать его образование фундаментальным, а знания энциклопедическими. В этом отношении он уступал другим членам Политбюро. Зато ему всегда было присуще глубокое понимание сути и механизмов государственной власти. Как никто другой, Сталин умел подбирать себе послушных исполнителей и проводить свою железную волю через созданный им и прекрасно отлаженный государственный аппарат. В этом отношении он не знал себе равных, и все его личные качества как нельзя более соответствовали роли человека, стоявшего во главе такого аппарата. Он отличался феноменальной памятью и за 30 лет своего правления ни разу не ошибся, называя фамилию должностного лица. Ясность и четкость, свойственные его мышлению, умение сразу схватить суть любого явления выпукло проявлялись в его манере выступать и вести беседу. Речь его была логичной, но не сухой. Он был хороший полемист, никогда не опускался до словоблудия, каждая реплика его была емкой и глубоко продуманной. Кроме того, он обладал исключительной работоспособностью. Сталина справедливо упрекали за то, что он всю страну заставил трудиться в поте лица.
В
своей политической деятельности Сталин
всегда оставался великим практиком. Собственной
теории построения социализма он не имел.
Но хорошо усвоив идеи Маркса, Ленина и
Троцкого, он, кажется, никогда не колебался
в выборе того пути, по которому следует
вести страну. Он ясно сознавал, что Советский
Союз только тогда сможет играть в мировой
политике решающую роль, когда получит
многомиллионную, первоклассную армию,
оснащенную сверхсовременным оружием:
танками, самолетами, машинами и кораблями.
Создать все это без мощной, развитой индустрии
было нереально. Поэтому первым этапом
в сталинском плане построения социализма
стала сверхбыстрая супериндустриализация
страны, к которой он и приступил в 1927 г.,
после того как все рычаги власти оказались
в его руках.
5.
«Вождь» партии и государства
Идея такой индустриализации, как уже говорилось выше, исходила от Троцкого и его сторонников, которые предлагали провести ее в кратчайшие сроки, изъяв необходимые средства из деревни. Сталин без колебания взял на вооружение идеи своего бывшего идейного врага и железной рукой претворил их в жизнь. Индустриализация была куплена огромной ценой. Изыскивая средства, необходимые для основания и оснащения сотен современных промышленных предприятий, Сталин продал на внешний рынок огромные запасы золота, платины, алмазов. На экспорт были брошены иконы, драгоценные книги, коллекции великих мастеров Возрождения, сокровища музеев и библиотек. За границу гнали все, чем богата Россия: лес, уголь, никель и марганец, нефть и хлопок, икру, пушнину, хлеб и многое другое. Продажа зерна давала тогда пятую часть необходимых средств. Стараясь выжать из этой статьи дохода максимальные прибыли, советское государство стало систематически занижать закупочные цены.
Однако уже осенью 1927 г. большая часть крестьян отказалась продавать свой хлеб за бесценок. План хлебозаготовок был сорван, вскоре образовался большой дефицит хлеба, который стал серьезно сказываться на снабжении городов. Реакция коммунистических лидеров на это глухое сопротивление днревни была жесткой: по предложению Сталина большинство членов ЦК проголосовало за применение чрезвычайных мер против зажиточных крестьян, «скрывающих» излишки зерна. В деревню, как во времена Гражданской войны, были двинуты вооруженные отряды. Они стали проводить реквизиции и аресты, разгоняли местные органы власти и закрывали рынки. Все это фактически означало конец новой экономической политики, защитниками которой были «правые» — Бухарин и его сторонники (Рыков, Томский и другие). Это неизбежно привело к возрождению внутрипартийной борьбы. В апреле 1929 г. на пленуме ЦК Сталин неожиданно выступил против «правых» с резким докладом. В ноябре Бухарин был исключен из Политбюро. В следующем году потеряли свои посты Рыков и Томский. Сталин установил полный контроль как над партией, так и над правительственными органами. Власть его с этого времени фактически стала неограниченной.
Между тем грубый нажим на крестьян в 1928—1929 гг. привел к тому, что резко сократились посевные площади. Заготовка зерна весной 1929 г. шла еще хуже, чем в предыдущие годы. По всей стране и даже в Москве ощущались перебои с продажей печеного хлеба. Сталин понял, что без кардинальной перестройки сельскохозяйственных отношений продолжать индустриализацию прежними темпами невозможно. Строптивых единоличников должны были сменить послушные и зависимые от государства колхозники. Начало новой политике положила написанная сенью 1929 г. статья «Год великого перелома», в которой Сталин выдвинул лозунг «сплошной коллективизации». В декабре на конференции аграрников-марксистов он объявил о ликвидации кулачества как класса и о том, что раскулачивание должно стать составной частью коллективизации. В январе 1930 г. было принято соответствующее постановление ЦК. После этого государство, используя всю мощь своих карательных органов, стало загонять крестьян в колхозы.
Во многих областях выдвинули лозунг: «Кто не идет в колхозы, тот враг Советской власти». Так как понятие «кулак» было довольно растяжимое, репрессии обрушились не только на зажиточных крестьян, но и на всех тех, кто не желал добровольно передавать свое добро в коллективное пользование — их лишали имущества и вместе с семьями высылали из деревень. Масштабы развернувшегося террора были огромны. В нетопленых вагонах сотни тысяч крестьян, женщин, детей было вывезено в отдаленные районы Урала, Казахстана, Сибири, где было создано множество кулацких спецпоселений. Общее число раскулаченных и выселенных семей составляло не меньше 1 млн. (то есть около 5 млн. человек).
К 1 марта 1930 г. в колхозы было насильно объединено 55% крестьянских хозяйств. А 2 марта Сталин совершил политический трюк, который он проделывал потом неоднократно: публично отмежевался от проводимой им политики. В этот день в газете «Правда» появилась его статья «Головокружение от успеха». В ней Сталин обрушился с резкой критикой на местные советы и партийные организации, «запрещая» силой загонять крестьян в колхозы. Через два месяца половина крестьян уже вышла из колхозов, но «обработка» их продолжалась, так что к лету 1931 г. в колхозах было вновь объединено до 60% единоличников. В результате Сталин получил послушную деревню, из которой мог брать столько хлеба, сколько ему требовалось. Государственные заготовки непрерывно возрастали, достигнув к 1934 г. 40% собираемого зерна. Следствием жестоких изъятий хлеба стал страшный голод, охвативший в 1932—1933 гг. Украину, Поволжье, Кавказ и Казахстан. Крестьяне вымирали целыми деревнями. Кое-где процветало людоедство. Никакой помощи этим бедствующим районам оказано не было. Напротив, продажа хлеба за границу продолжалась. Голодающие пытались бежать в города, но расставленные всюду воинские заставы не выпускали их из охваченных голодом районов. Предполагают, что здесь за два с небольшим года вымерло не меньше пяти миллионов человек.
Ленин был вождем, но не был диктатором. Сталин, наоборот, является диктатором, но не является вождем.
Какая разница между вождем и диктатором?
Подлинный вождь выдвигается прежде всего движением масс, он опирается в первую очередь на массы и на их доверие, он глубочайше связан с массами, постоянно вращается среди них, он идет во главе их, говорит им правду не обманывает их, и массы убеждаются на собственном опыте в правильности его руководства и его поддерживают. Таков был именно Ленин. Диктатор, наоборот, большей частью приходит к власти или через подавление революции, или после спада волны революции, или через внутренние комбинации правящей клики, или через дворцовый переворот, опираясь на государственный или партийный аппарат, армию, полицию. Диктатор опирается в основном не на массы, а на свою верную клику, на армию, на государственный или партийный аппарат; он не связан с массами, он не вращается среди них, он может с ними заигрывать и льстить им, но он обманывает массы, он правит не потому, что массы ему доверяют, а чаще всего вопреки этому. Политика диктатора – это политика внутренних закулисных комбинаций, политика подбора лично ему верных людей, политика оправдания, защиты и возвеличивания его господства. Наполеон, Муссолини, Пилсудский, Хорти, Примо де Ривера, Чан Кайши и прочие – все они в основном укладываются в эту характеристику. В эту характеристику укладывается и диктатура Сталина, хотя его диктатура и отличается коренным образом от буржуазных диктаторов тем, что она выросла на базе пролетарской диктатуры, являясь искажением пролетарской диктатуры и содействуя её дальнейшему искажению и вырождению.
Сталин
не был настоящим, подлинным вождем, но
ему тем легче было в ходе событий превратиться
в настоящего диктатора. Свою роль он занял
не благодаря поддержке масс. Он пришел
к своему теперешнему безраздельному
господству путем хитрых комбинаций, опираясь
на кучку верных ему людей и аппарат, и
с помощью одурачивания масс. Он оторван
от масс, он не связан с ними, он держится
не на доверии масс, а на терроризировании
их.
6.
Результаты индустриализации
На
таком фоне проходила сталинская индустриализация,
в подлинном смысле слова изменившая облик
страны. Несмотря на огромные трудности,
за десять лет в СССР были реконструированы
сотни старых и построены тысячи новых
предприятий, составивших костяк советской
тяжелой промышленности. Параллельно
строились десятки мощных электростанций
и создавалась новая энергетическая база.
Особое внимание в годы первых пятилеток
уделялось черной металлургии. В европейской
части СССР выросли металлургические
комбинаты «Запорожсталь» и «Азовсталь»,
а в Западной Сибири — Новокузнецкий (плановая
мощность 1,2 млн. тонн чугуна в год) и Магнитогорский
(плановая мощность 2,5 млн. тонн чугуна
в год) комбинаты. Быстрыми темпами развивалась
цветная металлургия. (В 1927 г. был введен
в строй свинцовый завод в Казахстане,
в 1938 г. заработал гигантский Балхашский
медеплавильный завод, построенный в совершенно
пустынной местности. В 1939 г. в Заполярье
был пущен гигант «Североникель».) Наряду
с этим были заложены основы таких отраслей
промышленности, каких не знала царская
Россия: станкостроение (кроме станкозавода
им. Орджоникидзе в Москве, в 1933 г. был пущен
знаменитый Уралмаш, а в 1934 г. еще более
мощный Ново-Краматорский завод тяжелого
машиностроения), автомобилестроение
(в 1932 г. с конвейера Московского автомобильного
завода имени Сталина сошли первые 15 тыс.
грузовиков АМО, вскоре дал продукцию
другой гигант — Горьковский автомобильный
завод), тракторостроение (основу его составили
гигантские тракторные заводы в Сталинграде,
Харькове и Челябинске), химическая (в
том числе химические комбинаты в Бобриках,
Березниках, а также в Хибинах на Кольском
полуострове, где вырос завод «Апатит»)
и авиационная промышленность. Было налажено
производство мощных турбин и генераторов,
качественных сталей, ферросплавов, азота
и др. Впервые в мире была создана промышленность
синтетического каучука (резиновые заводы-гиганты
в Ярославле, Воронеже и Ефремове, давшие
первую продукцию в 1932 г.). Были ведены
в строй тысячи километров новых железных
дорог (среди них Туркестано-Сибирская
дорога, протяженностью в 1,5 км) и проведена
грандиозная реконструкция старых: легкие
рельсы заменялись тяжелыми, одноколейные
железные дороги превращались в двухколейные,
усиливалась конструкция железнодорожных
мостов, обновлялся парк локомотивов и
вагонов (в середине 30-х гг. дали продукцию
мощный Луганский паровозостроительный
и гигантский Нижнетагильский вагоностроительный
заводы). Параллельно было прорыто несколько
стратегических каналов (в том числе печально
знаменитый Беломорканал, вырытый руками
тысяч заключенных). Была создана новая
нефтяная база в Поволжье и новая металлургическая
база в Западной Сибири. Все эти успехи
стали возможны благодаря колоссальному
напряжению жизненных сил всей страны.
На новостройках рабочие годами ютились
в бараках и землянках, работали по добровольно-принудительному
методу по 10 и 12 часов, нуждаясь буквально
во всем. Из-за денежной эмиссии росли
цены. Поскольку основные средства вкладывались
в тяжелую и оборонную промышленность,
ощущался постоянный дефицит товаров
народного потребления. Впрочем, на эти
трудности тогда обращали меньше внимания.
Великий энтузиазм, охвативший массы и
умело подогреваемый государственной
пропагандистской машиной, заставлял
смотреть на все бытовые проблемы как
на временные и проходящие.