Политический лоббизм: сущность и его реализация власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.

Содержание

Введение 3
1.Политический лоббизм: сущность и его реализация власти 5
1.1Понятия и виды лоббизма
1.2Достоинства и недостатки лоббизма 10
1.3Лоббизм как политологическая категория: сущность, функции 13
управления
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОЛИТОЛОГИЯ0.docx

— 30.70 Кб (Скачать)

3) может служить фактором  развития и защиты ведомственности,  местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения  “специальных интересов”;

4) лоббизм таит в себе  немалую опасность “размывания”  народовластных устоев общества, превращения демократических институтов  в мощный инструмент отдельных  властных групп; 

5) лоббистские мероприятия  в определенных условиях могут  проявляться в форме социальной  несправедливости (как показывает  социальная практика некоторых  западных государств, результативность  лоббизма большого бизнеса, благодаря  финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов,  что может дестабилизировать  обстановку, дисбалансировать интересы  социальных групп, содействовать  росту напряженности в обществе);

6) лоббизм зачастую блокирует  действительно нужные управленческие  решения, препятствует удовлетворению  общественно ценных интересов,  сопутствуя осуществлению интересов  чиновничьих; 

7) лоббизм иногда существенно  мешает стабильной и оперативной  государственной политике, ибо может  быть направлен, например, на постоянное  перераспределение бюджета (“перетягивание  одеяла на себя”), на частую  смену приоритетов, на усиление  позиций одной ветви власти  при одновременном ослаблении  другой и т.п.;

8) лоббизм может использоваться  и в более “прозаичных” целях  - как инструмент обогащения отдельных  слоев, элит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Лоббизм как политологическая категория: сущность, функции управления

В странах, где допускается  свободное участие граждан в  политической жизни и признается право человека воздействовать на работу представляющих его интересы государственных  органов, существует такое явление, как лоббизм.

Лоббизм чаще всего преследует экономические цели, но поскольку  только ими не ограничивается, то по степени влияния на принятие тех  или иных политических решений, несомненно, приобретает политический характер.

В проекте Закона Государственной  Думы "О регулировании лоббистской  деятельности в федеральных органах  государственной власти" (1996г.) лоббизм  определяется как деятельность юридических  и физических лиц в отношении  федеральных органов государственной  власти с целью оказания влияния  на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и  законами Российской Федерации.

Лоббизм оформился в организации  первоначально в США. Закон о  регулировании лоббизма был принят там, в 1946 гг. Число лоббистов в  Вашингтоне превышает количество депутатов  обеих палат. В Великобритании их называют парламентскими агентами. Лоббистские  организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых  при законодательных и правительственных  органах. Основная задача этих организаций - добиться отражения или закрепления  в принимаемых нормативных актах  и решениях частных интересов  групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих общественным интересам.

Отметим, что партии артикулируют и агрегируют интересы далеко не всех политических и социальных групп  общества. Лоббистские группировки  как раз и восполняют этот недостаток: они выражают и отстаивают иные интересы, прежде всего корпоративные и политические, реализуя тем самым в парламенте представительство:

- партийное (политическое),

- корпоративное,

- профессиональное,

- этническое,

- социальное,

- региональное и др.

При наличии двух таких  систем влияния на властные структуры -партийной и лоббистской - в цивилизованном, правовом, демократическом государстве  осуществляется наиболее полное представительство  социальных и иных интересов, а это  значит, что политические решения  наиболее адекватно отвечают социальному  и политическому заказу общества.

Лоббизм сегодня - вопреки  обыденным представлениям - не только закулисный подкуп, но и система  аргументации, механизм подготовки, консультирования, содействия принятию соответствующих  законов, участия в других социально-конструктивных актах и др.

Лоббизм - многоступенчатое явление. Венчает его политик (или  группа политиков), предлагающий или  осуществляющий решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто  это бывшие чиновники и государственные  деятели. профессиональные юристы, специалисты  по общественному мнению и т.п.

Основа лоббизма - та или  иная социальная, политическая, этническая или какая-либо другая группа, движение. Частично механизм лоббирования находится  под контролем, но сама природа этого  феномена исключает возможность  полного контроля. Сильнейшим, к  примеру, в США считается лобби  военно-промышленного комплекса.

Существование лоббистских  организаций обычно не связано с  усложнением парламентских и  правительственных структур, с дополнительными  нагрузками на бюджет.

Лоббистские организации - частный  институт. Они существуют при парламенте, вокруг парламента или правительства, но в организационном плане совершенно независимы. Как правило, они находятся  на полном финансовом самообеспечении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Все различия в технологиях  лоббизма проистекают из различия политических систем России и Западных стран (именно Запад мы берём за эталон "прозрачного" лоббизма). В России лоббистские  технологии не институализированы, а  все нормы лоббистской деятельности - условны. Необходимо отметить, что  институализация того или иного  вида политической практики (в т.ч. лоббизма) подразделяется на несколько уровней. Первый уровень (реляционный) - определяет ролевую структуру системы представительства  интересов. Второй - регулятивный, указывающий  допустимые рамки лоббистских действий и санкции, карающие выход за эти  рамки. Третий уровень - культурный, т.е. внутреннее усвоение норм и правил участниками политического процесса. К сожалению, в России мы не наблюдаем  ни один из трёх признаков институализации  лоббизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Бинецкий А.Э., Лоббизм  в современном мире, Теис. Москва. 2004.

2.Зяблюк Н. Лоббизм  на весах демократии: зло или  благо? // Российское обозрение. 2007. № 45.

3.Марченко М.Н. //Политические  теории и политическая практика  развитых стран. М.,2005

4 Шевырин В.М. Государственный  Совет в России //Россия и современный  мир. 2006. № 1 (10).

5. Васильев Т.В. лоббизм  как форма политической деятельности : природа, функции, современные  виды // Вестник Серия 12. Политические  науки.2003 № 4

 

 

 

 


Информация о работе Политический лоббизм: сущность и его реализация власти