Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 22:03, реферат
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод.
Среди
основных и самых важных проблем
общественного развития в современном
мире, особенно в России, на первом месте
стоит проблема политического лидерства
- поиска и выдвижения на решающие политические
и государственные посты новых людей,
способных на преобразование государства
в лучшую сторону и на проведение политики
улучшающей жизнь населения страны. Проблема
политического лидерства возникает только
при наличии определенных политических
условий и политических свобод. Ее непременными
предпосылками являются: политический
плюрализм, многопартийность, а так же
внутрипартийная и внутрипарламентская
деятельность (фракционная). Когда идет
интеллектуальная непрерывная политическая
борьба людей, принадлежащих к тем или
иным партиям и фракциям, отражающим те
или иные социальные интересы и устремления,
тех или иных групп людей. Отсутствие условий
необходимых для появления проблемы политического
лидерства, исключает появление новых
политических лидеров демократическим
путем. Ярким примером этому являются
Тоталитаризм[1] и Авторитар1изм.В
условиях Тоталитаризма и Авторитаризма
политических лидеров как таковых не существует,
есть только диктаторы и номенклатура.
Прорывающаяся к власти не по законам
лидерства, а по своим номенклатурным
законам. В этих условиях нет явной оппозиции,
поэтому конкуренция за лидерство существует
только внутри номенклатуры. Именно поэтому
политическое лидерство как теоретический
и практический феномен оказалось в центре
нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы
в Советы союзного, республиканского и
местного уровней. Соответственно с этого
времени проблема оказалась и в центре
внимания отечественной политологии.
От этой точки отсчета и рассматривают
проблему отечественного политического
лидерства, процесс формирования политического
лидера, методы реализации лидерами своего
призвания. Именно так ставят и рассматривают
проблему отечественные политологи.В
современном обществоведении существует
несколько подходов к определению политического
лидерства. Можно выделить следующие из
них: 1. Определение лидерства как влияния
на других людей. Лидерство - это
влияние, авторитет, власть и контроль
над другими. Однако не любое влияние
обеспечивает лидерство. Для него характерны
по меньшей мере три
особенности: во-первых, чтобы влияние
было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислить людей, оказавших
хотя и большое, но разовое
воздействие на политический процесс,
историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера
должно осуществляться на
всю группу, организацию, общество. Известно,
что внутри любого крупного
объединения существуют несколько или
даже множество центров локального
влияния. Причем постоянному влиянию со
стороны членов группы подвергается и
сам лидер. В-третьих, политического лидера
отличает явный приоритет во влиянии.
Отношениям лидера и последователей присуще
неравенство во взаимодействии, однозначная
направленность воздействия от лидера
к членам группы. 2. Лидерство - это управленческий
статус, социальная позиция, связанная
с
принятием властных решений, это руководящая
должность. Такая интерпретация
лидерства вытекает из структурно-функционального
подхода, предполагающего
рассмотрение общества как сложной, иерархически
организованной системы
социальных позиций и ролей. Занятие в
этой системе позиций, связанных с
выполнением управленческих функций (ролей)
и дает человеку статус лидера.
Иными словами, лидерство - это положение
в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего
его лица направлять и
организовывать коллективное поведение
некоторых или всех его членов.
3. Политическое лидерство - это особого
рода предпринимательство,
осуществляемое на политическом рынке,
при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе
обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые
способы их реализации, на руководящие
должности. При этом специфика политического
предпринимательства состоит в
персонализации «политического товара»,
его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании
этого товара как «общего
блага». Такая интерпретация политического
лидерства вполне возможна.
4. Политический лидер - это символ общности
и образец политического
поведения группы, способный реализовать
ее интересы с помощью власти.
Причем данное определение особо подчеркивает
первостепенную значимость
субъективных качеств политического лидера
и утверждает, что лидерство
создается стихийно, самим народом. Понятие
политического лидерства имеет два аспекта:
формально-должностной статус, связанный
с обладанием властью, и субъективную
деятельность по выполнению возложенной
социальной роли. Причем первый аспект
имеет ключевое значение для оценки личности
как политического лидера. Второй же аспект,
являющий собой личностные качества и
реальное поведение на занимаемом посту,
определяет главным образом лишь получение
и сохранение властной должности, а также
служит для оценки лидера как результативного
и нерезультативного, «хорошего» или «плохого»
руководителя. В политике по характеру
и масштабу деятельности различают лидеров
трехуровней: 1. Лидер малой группы лиц,
обладающих наибольшей властью в данном
сообществе, имеющих общие интересы. Лидер
приобретает власть наиболее авторитетного
в группе лица, которая формируется на
основе его личных качеств, оцениваемых
группой непосредственно в процессе совместной
деятельности. Для первого характерны
организаторские способности, предприимчивость,
прагматизм. Лидеру общения присущи психологическая
комфортность, коммуникабельность, умение
снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации,
партии) - лицо, с которым конкретные социальные
слои (группы) ассоциируют возможность
удовлетворения своих интересов (необязательно
адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное
мнение как в силу
личных качеств, так и благодаря тому,
что поддерживающая его часть группы
находится в состоянии ожидания - особом
явлении массового сознания -
потребности в лидере; она авансирует
лидера определенной степенью доверия
и
политической поддержки. Чем менее определены
цели и задачи общественного
движения, тем более значима деятельность
такого лидера.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий
в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство
представлено в виде социального
института. Личностные характеристики,
имеющие принципиальное значение в
первом случае, существенные во втором,
на третьем уровне, как правило, не
оказывают на политическое поведение
лидера и отношение к нему решающего
влияния. Деятельность политика в данном
случае определяется внешними
регулятивами, присущими конкретной политической
культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство
связано не только с
формированием интересов, но и с появлением
личности, как одного из
потенциальных субъектов политического
действия. Так, потестарным
(«архаичным») обществам политическое
лидерство не свойственно не только в
силу отсутствия дифференцированных властных
интересов, но и в силу
невыделенности индивидуального «Я» из
родового, коллективного сознания.
В античности, политическое лидерство
носило личностный характер,
представляя собой влияние, основанное
на авторитете конкретного индивида,
его достоинствах. В средневековой Европе,
политическое лидерство постоянно теряет
нравственно-этическое содержание. Влияние
лидера основывается не столько на личных
достоинствах, сколько на способностях
к руководству конкретной политической
общностью. От лидера требуется не столько
быть нравственным образцом, сколько умение
сплотить группу для достижения поставленных
целей, умение сформировать групповой
интерес. Такая тенденция к прагматизации
политического лидерства наиболее отчетливо
обнаружила себя в эпоху Возрождения и
в период буржуазных революций.
В современном обществе, политическое
лидерство представляет собой
способ построения власти, основанный
на интеграции различных социальных
слоев (групп), посредством специфических
механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы (концепции) решения
социальных проблем и задач
общественногоразвития.
Политическое лидерство служит институтом,
который включает большую
часть населения в решение социальных
проблем в масштабе общества в целом.
Как механизм интеграции общества, политическое
лидерство создается
посредством не только правовой регламентации
деятельности политика, но и
моральными регулятивами. Судьба политика
зависит от поступка, за который он
необязательно несет юридическую ответственность,
но может стоить ему
карьеры. В механизме политического лидерства,
правовая регламентация
деятельности политика связана с инструментами
юридического контроля за
принятием решений, их использованием,
осуществлением обратной связи
«политик - общество». Чем более развита
легальная сфера неюридического
воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных
способах) на лидера, его
сторонников, тем более развит механизм
политического лидерства, тем в
большей степени последнее становится
специфическим социальным институтом.
Вывод:
Социальная значимость политического
лидера прямо зависит от уровня
политической культуры и активности масс.
Преобладание активистской
политической культуры, существование
устойчивых демократических традиций,
наличие неконтролируемого государством
гражданского общества и политической
оппозиции, сужают возможности для некомпетентного
лидерства, различного
рода волюнтаризма, злоупотреблений властью
и, вместе с тем, создают
благоприятную почву для проявления в
политике индивидуальных способностей
и
дарований. Поэтому совершенствование
системы отбора лидеров и повышение
демократической политической ангажированности
масс - это два
важнейших условия эффективного политического
руководства обществом.
История изучения политического лидерства
представляет собой пример обширного
многообразия подходов. Одни исследователи
определяют политическое лидерство - как
"влияние", другие - как "управление",
третьи - как
"принятие решений", а четвертые признают
лидерами только "новаторов", тех,
кто "ведет вперед", а руководителей,
управляющих продолжают называть чиновниками,
бюрократами. Но проблему политического
лидерства нельзя рассматривать однобоко,
политический лидер, по моему мнению, должен
сочетать в себе все эти качества. В политологии
начиная с М. Вебера, политических руководителей
делили на три типа: традиционных, легальных
и харизматических в зависимости от того
на чем основываются их претензии на власть
(авторитет).Традиционные лидеры (вожди)
- опираются на вековые традиции ни у кого
не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран).
Легальные лидеры - должны получить власть
законным путем. (Буш,
Миттеран, Ельцин). Харизматические лидеры
- они стоят особняком, их власть (скорее
- авторитет) опираются не на внешнюю силу,
а на некое необычное личное качество,
которое М. Вебер называет "Харизмой"
(в раннехристианской литературе этот
термин обозначает "боговдохновленность").
Это качество не имеет четко выраженного
содержания, но оно достаточно для того,
чтобы у харизматического лидера были
последователи, желающие вручить ему политическую
власть. (Томиньский - Польша, Лафонтен
- Германия, Жириновский). Существуют четыре
собирательных образа лидеров: "знаменосец",
"служитель", "торговец", "пожарник".
Лидер - знаменосец - отличается собственным
видением действительности, имеет цель,
увлекает за собой людей, определяет характер
происходящего, его темп, формирует политическую
проблематику. Лидер - служитель - выражает
интересы своих приверженцев. Он действует
от их имени, и задачи приверженцев являются
для такого лидера центральными. Лидер
- торговец - основывает свои отношения
с избирателями на способности убедить
избирателей в своей стратегии, пойти
на какие-то уступки, тем самым добиться
поддержания своей политики. Лидер - пожарник
- реагирует на требования масс, вызванные
конкретной ситуацией, что и определяет
его действия по тушению пожаров. Согласно
самой распространенной в современной
науке концепции политического лидерства,
поведение лидера представляет собой
результат взаимодействия двух начал:
его действий (проявляемых в них свойств
его личности) и объективной обстановки.
Значение обстановки определяется тремя
факторами: Она оказывает влияние на формирование
личности лидера. Она ставит пред ним проблемы.
Она ставит условия, в которых лидеру придется
эти проблемы решать, в частности круг
его потенциальных противников и сторонников.
Говоря о проблемах лидерства в России
нужно особо отметить то, что до недавнего
времени в обществе, в науке и политике
провозглашался тезис о
"решающей роли народных масс". Из
этого можно сделать вывод что роль политического
лидера является "вторичной". Следовательно
в
"социалистическом" обществе лидер
должен был подчиняться интересам рабочего
класса, крестьянства и интеллигенции.
Но на лицо явное противоречие этим высказываниям
и предположениям. Достаточно вспомнить
феномен культа личности И. Сталина, факты
выдвижения на руководящие посты власти
М.
Хрущева, Л. Брежнева, К. Черненко и многих
других. А так же факты выдвижения "лидеров"
республиканского, районного и областного
масштабов.
История нам ясно показывает какими были
политические лидеры во времена
СССР. А теперь я рассмотрю какие качества
и способности необходимы современному
лидеру. Первым и необходимым качеством
политического лидера является его способность
квалифицированно аккумулировать и адекватно
выражать в своей деятельности интересы
широких масс. Л. Троцкий в книге "Что
такое СССР и куда она идет" писал, например,
что Февральская революция подняла к власти
Керенского и Церетели не потому, что они
были "умнее" и "ловчее", чем
царская клика, а потому, что они представляли,
по крайней мере временно, революционные
народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную
демократию не личным превосходством
вождей, а новым сочетанием социальных
сил: пролетариату, в соответствии с теорией
Ленина, удалось, наконец, повести за собой
неудовлетворенных крестьян против буржуазии.Второй
решающей способностью лидера, отличающей
его от вожака, является его инновационность,
то есть способность постоянно выдвигать
новые идеи, или комбинировать и совершенствовать
их. От политического лидера требуется
не просто сбор и инвентаризация интересов
масс, и потакание этим интересам, а именно
их новаторское осмысление, развитие и
коррекция. Инновационность, конструктивность
мышления политика рельефнее всего проявляются
в его политическом кредо, выраженном
в программе, платформе.
Все знаменитые политические лидеры вошли
в историю, благодаря новшеству, оригинальности
своих политических программ (Рузвельт,
Кеннеди, Шескар, Д'
Эстен, Ленин и др.). Альфой и омегой сильной
инновационной платформы является главная,
рельефно обозначенная цель, способная
оптимально объединить интересы самых
различных групп и общественных объединений.
Политическая программа лидера должна
быть сильна мотивационно, она должна
давать четкий ответ избирателю: какие
преимущества, экономические, социальные
и духовные блага обретает он лично, его
семья, коллектив в случае успешного осуществления
платформы лидера. Третьим важнейшим качеством
должна быть политическая информированность
лидера. Политическая информация описывает
прежде всего состояние и ожидания различных
социальных групп и институтов, по которым
можно судить о тенденциях развития их
взаимоотношений между собой, с государством
и различными общественными институтами.
Поэтому ни "мелкая", дробная информация,
характеризующая случайные факты жизни,
ни "сверх - крупная", валовая, описывающая
общество в целом и по регионам, ни есть
политическая информация. Политическая
информация должна служить прежде всего
тому, что бы не проглядеть стыки интересов
социальных групп, регионов, наций и государств
в целом. Четвертое важнейшее качество
- лексикон политического лидера. Нынешний
профессиональный лексикон политических
лидеров очень густо окрашен современными
терминами, без глубокого их понимания.
К тому же большинство людей не понимает
его (лексикон). Много еще в политическом
лексиконе слов призванных заклеймить
противника, выявить врага, размежеваться
с оппонентом. За рубежом быстро развивается
герменевтика с помощью которой анализируется
язык, политические тезисы, терминологический
багаж политических лидеров. У нас это
пока еще в самом начале развития. Пятое
качество - чувство политического времени.
В прошлом веке у теоретиков политики
весьма важной чертой лидера считалось
его способность чувствовать политическое
время. Выражалось это простой формулой:
"Быть политиком - значит своевременно
принимать меры". Опыт девятнадцатого
века показал, что компромисс - царь политики
- весьма капризное существо. Лидер, идущий
на компромисс раньше определенного времени,
теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс
с опозданием теряет инициативу и может
потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).
Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые
остро чувствуют ход политического времени
и все делают вовремя. Стоит политическому
лидеру не почувствовать изменения политических
условий, конъ2юнктуры[3], к которой
он уже не в состоянии приспособиться,
и он становиться либо посмешищем, либо
бедствием для своей партии, страны.
Какова же оценка трудностей и проблем
на пути формирования лидеров ? Политическое
лидерство - это политическое руководство,
управление, движение во главе процессов,
событий. В большинстве случаев эту миссию
выполняют люди с набором особых качеств,
несвойственных среднему уровню населения
страны, политических, личностных, деловых,
можно сказать, качеств лидерских. Лидер
политический - глава государства, руководитель
политической партии, общественной организации,
движения. В настоящее время особое внимание
обращается на лидерство на различных
уровнях государства, общества, различных
коллективах, а так же коллективное лидерство.
Без глубокого знания проблем уровня жизни,
интересов различных общностей людей,
общественного мнения трудно претендовать
на роль политика даже местного масштаба.
Положение лидера вынуждает его быть очень
аккуратным в повседневной и политической
жизни, ибо его дела, поступки, поведение,
качества постоянно на виду и все это более
строго оценивается людьми, и от этого
во многом зависят успех или неудача той
партии, того курса, того направления которому
он служит. Претендента на лидерство подстерегает
так же опасность полного растворения,
абсолютной идентификации себя с этими
интересами. В таком случае это уже не
лидер, а просто вожак. Вожак - это тот,
кто аккумулировал сиюминутные интересы,
запросы определенного социального строя,
чаще - толпы, и не смог пойти дальше, глубже
этих поверхностных запросов. Вожак - это
тот, кто не в состоянии оторваться, превзойти
самые низшие слои общественного сознания.
Потакание же "низам" не менее разрушительно
пресмыкания перед "верхами". Это
ведет к
Охлократии, беспределу и разрушению уже
существующего социального строя, вплоть
до распада государства. В тоже время очевидно,
что политический лидер должен опираться
на ту или иную организацию, будь то партия,
союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться
на решающие звенья политической системы,
иначе невозможно его продвижение по политической
лестнице до самых ее высот. Но в тоже время
сама политическая система не должна зависеть
от личных качеств политического лидера,
его слабостей и достоинств. Иначе эта
система не будет демократичной, а скорее
всего будет прообразом будущей диктатуры.
Все политические формирования, институты,
и прежде всего государственные, призваны
во время пресекать негативные устремления
тех или иных деятелей, а в случае необходимости
- заменять их новыми руководителями, отвечающим
потребностям общества, требованиям законов
и нравственности. Опасность для политического
лидера также представляет собой и негативизм,
обвинение и бичевание "врагов". Прошедшее
время подтвердило необходимость выдвижения
на руководящие посты политических лидеров
нового, демократического типа способных
вести подлинную борьбу за влияние в среде
граждан, доказывающих свою способность
управлять словом и делом. Наиболее характерная
ошибка современных лидеров - это подмена
цели средствами ее достижения. Так было
в истории не раз, это история продолжается
и в современных условиях. И на макро- и
на микроуровнях. Цель - благосостояние
и свободное развитие народа, а средства
- это демократизация и рынок. Но сейчас
эти средства рассматриваются в качестве
цели. Без сомнения ясно что глубокая разработка
механизмов достижения поставленных целей
является важнейшим элементом деятельности
политического лидера, но совершенно недопустимо
смешение целей и средств. Но если в первые
годы перестройки симпатии общества привлекали
люди слова, образно мыслящие, владеющие
ораторским искусством, то сейчас взгляды
общества обратились к людям дела, практических
поступков - подлинным выразителям политических
интересов народа.
Популярной
во всем мире политической технологией
является такой ее вид как политический
маркетинг. Он появился в США немногим
белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр
первым из лидеров прибег к услугам рекламного
агентства, для организации предвыборной
компании. Политический маркетинг - это
не совсем агитация с ее бессистемным,
научно не проработанным воздействием
одинаковыми средствами на все социальные
группы. И уж совсем не реклама предполагающая
приукрашивание качеств претендентов,
а то и наделение их несуществующими добродетелями.
Политический маркетинг - это прежде всего
грамотное, корректное и целенаправленное
выявление и подчеркивание различным
социальным и национальным группам именно
тех реальных качеств и достоинств претендента
на лидерство, к которым эти группы проявляют
особый интерес. Особый анализ показывает,
что не только к качествам лидера, но и
к средствам агитации за него у народа
разная реакция. Студенты, например, проявляют
особый интерес к листовкам; на пенсионеров
производит впечатление лично адресованные
им обращения кандидатов. На всех без исключения
действует гипноз телевидения. Политический
маркетинг определяет кому, что и как говорить
(разумеется, в рамках своих убеждений),
посредством каких форм общаться с избирателями.
В странах с развитыми демократическими
традициями на политический маркетинг
тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается
что без маркетинга любой лидер обречен.
Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент
по политическому маркетингу в Москве.
Оказалось, что маркетинговая деятельность
повышает шансы претендента в 1.7 раза.
Второй вид технологий политического
лидера - выборная инженерия. Это профессиональное
сравнительное исследование различных
выборных округов и соответствующее маневрирование
претендента. В зарубежной политологии
считается, что для правильного маневрирования
претендента в лидеры в избирательных
округах необходимо изучить следующие
факторы: 1. Социально - экономические условия
в данном округе. 2. Уровень политической
культуры, характер политических традиций
различных социальных групп округа. 3.
Особенности политической структуры в
регионе (количество различных партий,
клубов, авторитет других претендентов)
4. Активность общественно-политических
организаций и объединений. Но не всегда
эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые
связи повторяются. Россия вообще страна
особая и мнения здесь могут быть абсолютно
полярными в разные моменты времени.Третий
вид - отношение лидеров к конкурентам.
Здесь надо иметь ввиду, что политика это
не только отношение между классами, социальными
и национальными группами по поводу власти,
но и отношения по эффективному использованию
всех форм и видов власти, по поводу рационального
управления ключевыми общественными процессами.
Возможно многие проблемы и не возникали
бы между лидерами различного ранга, если
бы обе стороны не подозревали друг друга
в стремлении к узурпации власти. Поэтому
здесь надо руководствоваться не вопросом:
"А не претендуете ли вы на власть?",
а вопросом: "Каковы ваши способности,
компетентность в общественно-политических
делах?". Как правило, лидер, поносящий
своего конкурента недозволенными методами
и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно
говорит об этом в своей автобиографии,
выделяя 4 правила лидерства: 1. Какой бы
ожесточенной ни была борьба по любой
проблеме, никогда не прибегайте к личным
выпадам. 2. Выполняйте "домашнее задание".
Вы не можете лидировать, если заранее
не знаете того, о чем будете говорить.
3. Используйте вашу власть лидера для
убеждения, а не для запугивания. 4. Будьте
внимательны к нуждам ваших коллег, даже
если они находятся в самом низу тотемного
столба. Лидерство и лидеры - сфера деликатная
и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться
в области неудач, даже впасть в крайности
- то ли чрезмерно преувеличить роль лидера,
то ли серьезно недооценить лидера, его
возможности, способности, не воспользоваться
ими. Тут многое зависит и от непосредственного
окружения, "команды", круга помощников,
советников, экспертов, консультантов
и т. д. Естественно, что каждый и должен
и вправе играть свою роль и не поддаваться
искушениям политики и власти. Переход
к демократизации политической жизни
вовсе еще не застраховывает от той же
возможности сползти к культу личности.
Мы знаем, что многому научил россиян культ
личности Сталина. Но трудно сказать, что
уже все выводы сделаны, что все уроки
извлечены. Проблемы лидерства обострились
в связи с общей политизацией жизни, нынешним
усилением политического соперничества
и политической борьбы. Необузданные политические
амбиции, притязания, популизм могут приносить
существенный урон. Все большее значение
в наше время приобретают проблемы формирования
"команды" лидера и вовлечение в активную
деятельность молодых лидеров. И из всех
проблем главная - это служение лидеров
России и россиянам. Политический лидер
– это человек, который наиболее полно
отражает и защищает интересы народа или
определенной социальной группы, обладает
совокупностью качеств, необходимых политическому
деятелю. Отсюда вытекают четыре основные
взаимосвязанные функции политического
лидера. Выполняя первую функцию, лидер
согласовывает различные интересы,
объединяет людей вокруг сформулированных
им общих целей и ценностей,
создает в группе или обществе дух взаимной
доброжелательности, солидарности
и сотрудничества, поддерживает непосредственную
связь между властью и
народом. В своей второй функции лидер
защищает интересы людей: обобщает,
выражает и доводит до сведения органов
власти их требования, предлагает
пути решения проблем, контролирует ход
выполнения принятых решений и
соблюдение в обществе законности. Порядка
и демократических принципов. Тем
самым он служит гарантом* справедливости,
обеспечения прав и свобод
личности и защиты людей от произвола
бюрократии и беззакония.
Третья функция предполагает, что лидер
должен своевременно замечать
ростки нового, прогрессивного и выступать
инициатором обновления и развития
общественной жизни. Наконец, выполняя
четвертую функцию. Лидер организует действия
людей в своей социальной группе или в
обществе в целом, стимулирует их рациональное
самоуправление.
Вывод:
Политический лидер должен обладать особыми
чертами. В частности, больше всего называют
такие черты, как остроумие, энергичность,
твердая воля, организаторские способности,
тактичность и т.д. Перечисляются десятки
черт, вплоть до чувства юмора, внешней
привлекательности и фотогеничности,*
которые якобы обязательны для
современного лидера. И действительно,
многие известные руководители и вожди
проявляли и проявляют те или иные оригинальные
и сильные качества. Однако история знает
и другие примеры: когда политические
лидеры – заурядные, неяркие, не блещущие
умом, серые личности. Недаром немецкий
писатель Лион Фейхтвангер (1884—1958) в свое
время отмечал, что «власть даже пустого
человека наполняет содержанием»**. Следовательно,
важны не только определенные личностные
черты, но и соответствующие им обстоятельства.
Обобщая вышесказанное, можно сказать,
что суть «теории черт лидера» в
том, что лидерами становятся индивиды
с особыми личностными чертами
(трудолюбие, энергичность, творческий
дух, организаторские способности и т.
д.).
3
Глава «Природа
политического лидерства»
Лидерство
присуще различным формам социально-политической
организации.
Что же непосредственно лежит в его основе?
Какова природа этого феномена?
Почему одни люди становятся лидерами,
а другие довольствуются ролью
исполнителей воли лидера? На этот счет
в современной политологии несколько
теорий. Прежде всего, это теория черт.
Она создавалась на основе выявления качеств,
присущих идеальным лидерам - героям. Суть
этой теории состоит в объяснении феномена
лидерства выдающимися качествами личности
– превосходящие интеллектуальные дарования
доставляют личности выдающееся положение,
рано или поздно приводящее к лидерству.
Среди черт, присущих политическому лидеру,
обычно называют острый ум, твердую волю,
кипучую энергию, незаурядные организаторские
способности, умение нравиться людям,
компетентность и, особенно, готовность
брать на себя ответственность. К
обязательным качествам современных политических
лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фотогеничность,
внешнюю привлекательность и
ораторские способности. Для проверки
теории черт были проведены конкретные
исследования. Они в значительной мере
опровергли эту теорию, т.к. оказалось,
что при детальном анализе, индивидуальные
качества лидера почти полностью совпадают
с полным набором психологических и социальных
признаков личности вообще. Кроме того,
в некоторых сферах деятельности, прежде
всего в области
предпринимательства, высокие интеллектуальные
и моральные качества являются
скорее препятствием для занятия лидирующих
позиций, чем условием успеха. На
протяжении многих лет, а часто и всей
жизни, многие выдающиеся способности
людей оказываются невостребованными,
не находят применения. Все это вовсе не
означает полного отрицания теории черт.
Факторно-аналитическая концепция вводит
в теорию лидерства понятие целей и задач,
связанных с определенной ситуацией. В
результате взаимодействия индивидуальных
качеств лидера и стоящих перед ним целей,
вырабатывается стиль его поведения (стиль
лидерства), составляющий его «вторую
природу». Стиль и целевая ориентация
лидера несут на себе отпечаток конкретных
социальных обстоятельств. Идею зависимости
лидерства от определенных социальных
условий развивает и обосновывает его
ситуационная концепция. Она исходит из
относительности, флюидности и множественности
феномена лидерства. Лидер, по этой теории
- функция определенной ситуации. Именно
сложившиеся конкретные обстоятельства
определяют политического лидера, детерминируют
его поведение и принимаемые им решения.
Так, например, ситуация в исламском Иране
неизбежно отвергнет политиков европейского
или американского склада. Точно так же
и религиозный лидер-пророк не сумеет
проявить себя на политической арене Запада.
Таким же образом, требования к лидеру
значительно различаются и в зависимости
от того, находится ли данное государство
в состоянии кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного
подхода, лидерские качества относительны.
Один человек может проявить черты лидера
на митинге, другой - в повседневной политико-организационной
работе, третий - в межличностном общении
и т.п. В целом же, лидеров отличают главным
образом, готовность взять на себя ответственность
за решение той или иной задачи и компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную
роль индивидуальных качеств личности,
однако не абсолютизирует их, а отдает
приоритет в объяснении природы политического
лидерства требованиями объективных обстоятельств.
На основе этой концепции, подтверждаемой
эмпирическими исследованиями, был получен
вывод, что в современном западном обществе
большие шансы на успех имеет беспринципный
человек, ориентирующийся на политическую
конъюнктуру. Однако такие выводы, как
и ситуационная теория в целом, подтверждаются,
далеко не полностью, поскольку ограниченность
этой теории состоит в том, что она недостаточно
отражает активность лидера, его способность
переломить ситуацию, раньше других заметить
новые прогрессивные тенденции и возможности
их использования и заблаговременно решить
острые социально- политические проблемы.
Уточнением, развитием и качественным
обогащением ситуационной теории, явилась
теория, объясняющая феномен лидера через
его последователей и конституентов. По
этой теории, именно последователь воспринимает
лидера, воспринимает ситуацию и в конечном
счете принимает или отвергает лидерство.
Достоинством такого подхода к лидерству
является рассмотрение его как особого
рода отношений между руководителем и
его конституентами, выступающих в виде
цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты
- последователи - активисты - лидер. Лидер
и его конституенты составляют единую
систему. В современной политологии круг
конституентов лидера понимается достаточно
широко. В него включаются не только политическиеактивисты
и все достаточно четко определившиеся
приверженцы (последователи) лидера, но
и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует
с ним, оказывает на него влияние. Анализ
конституентов во многом позволяет понять
и предсказать политическое поведение
лидера, предвидеть принимаемые им решения.
В формировании и функционировании отношений
«лидер - конституенты», особенно велика
роль политических активистов. Именно
они достаточно компетентно оценивают
его личные качества и возможности, организуют
кампании в его поддержку, выступают «приводным
ремнем», связывающим его с массами, т.е.
«делают» лидера. Именно через конституентов
проявляется воздействие на политику
господствующей политической культуры.
В демократическом государстве претенденты
на лидирующие должности могут рассчитывать
на успех лишь в случае совпадения их имиджа
с ожиданиями большинства народа. Это
наглядно проявилось на выборах на первый
срок президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях
глубокого разочарования российского
населения различного рода привлекательными
обещаниями, столь изобилующими в коммунистическую
эпоху, большинство людей строило свой
политический выбор не на программах кандидатов,
а на оценке их личных, и прежде всего нравственных
качеств, а также их отношения к достаточно
непопулярной номенклатурной элите. Смелой
критикой партийного руководства, решительным
отказом от номенклатурных привилегий,
активными действиями против коррумпированных
партийно-государственных бюрократов,
вниманием к простым людям, Ельцин сумел
создать у многих людей образ смелого,
честного,
справедливого и решительного человека,
что в конечном счете и
предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера
как выразителя интересов конституентов
(последователей), как и его ситуационная
интерпретация, плохо работает при объяснении
инноваций, самостоятельности и активности
лидера. История свидетельствует, что
некоторые весьма важные свойства руководителей
идут в разрез с интересами и ожиданиями
приведших их к власти социальных слоев
и сторонников. Так было, например, в России,
когда в октябре 1917 г. большевики, используя
популярные, общедемократические лозунги:
«Мир - народам», «Земля - крестьянам»,
«Фабрики - рабочим», «Власть - Советам»,
добились политического лидерства, а затем,
быстро забыв о своих обещаниях, превратили
собственных конституентов в объект огромного
и чудовищного социального эксперимента.
Об этом свидетельствует и деятельность
Сталина, который примерно за полтора
десятилетия своего господства почти
полностью уничтожил большевиков, ранее
приведших его к власти, а заодно и свыше
половины членов собственной партии.
Эти и многие другие факторы
свидетельствуют, что взаимодействие
лидера и его конституентов следует рассматривать
как обоюдонаправленное, с
двусторонним движением. Причем лидеры
могут в значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность
лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического
строя, от степени концентрации
власти в руках руководителя и от политической
культуры общества в целом.
Наибольшие возможности для субъективистской
и волюнтаристской политики,
имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных
политических системах, где они
могут порою поставить под угрозу существование
всей нации. Так действовали
и А.Гитлер и С.Хусейн, а в определенной
мере и Ф.Кастро, провозглашая
лозунг «Социализм или смерть». Природа
политического лидерства достаточно сложна
и не поддается однозначной интерпретации.
Пояснить его субъективные механизмы
помогают психологические концепции,
и в частности, психоаналитическое объяснение
лидерства. Как считает основоположник
психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе
лидерства лежит подавленное либидо -
преимущественно бессознательное влечение
сексуального характера. В процессе сублимации
оно проявляется в стремлении к творчеству,
и в том числе к лидерству. У многих людей
обладание руководящими позициями выполняет
своего рода компенсаторные функции, позволяет
подавлять или преодолевать различного
рода комплексы, чувство неполноценности
и т.п. Определенные психологические потребности
отражает и подчинение лидеру. Субъективное
принятие лидерства закладывается еще
в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве
и авторитете родителей. И в этом смысле
авторитет руководителя государства подобен
авторитету отца семейства. Заметный вклад
в развитие психоанализа внесли ученые
Э.Фромм и Т.Адорно. Они выявили тип личности,
предрасположенный к авторитаризму и
стремящийся к власти. Такая личность
формируется в нездоровых общественных
условиях, порождающих массовые неврозы
и стремление человека убежать от всего
этого в сферу господства или подчинения.
Для авторитарной личности власть является
психологической потребностью, позволяющей
избавиться от собственных комплексов,
посредством навязывания своей воли другим.
Обладание безграничной властью над другими,
их полное подчинение, доставляют такому
человеку особое наслаждение. Оно является
формой своеобразного садизма. Одновременно
авторитарная личность имеет и
мазохистские черты, поскольку при столкновении
с превосходящей силой, она
восхищается и поклоняется ей. Слабость
же других вызывает у нее презрение и
желание унизить их. Такой тип поведения
в психологическом смысле является проявлением
не силы, а слабости. Авторитарная личность,
не имея подлинной силы, пытается убедить
себя в обладании ею с помощью господства
над другими. Такая
личность иррациональна, руководствуется
в первую очередь эмоциями и не
терпит равенства и демократии. Она воспринимает
всех других людей, мир в
целом, сквозь призму отношений «силы
- слабости». Эмпирические исследования,
подтвердили реальное существование авторитарного
типа личности, выявили ее некоторые новые
черты. В целом же это направление психоанализа
значительно расширило представления
о психологических мотивациях стремления
к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает
все типы таких мотиваций. Совокупность
различных интерпретаций политического
лидерства позволяет увидеть его разнообразные
стороны, аспекты, однако еще не дает целостной
картины этого феномена. Попытку решить
эту задачу, осуществив комплексное исследование
лидерства, представляет его интерактивный
анализ. Он учитывает четыре главных момента
лидерства: черты лидера; задачи, которые
он призван выполнять; его последователей
и конституентов; систему их взаимодействия;
механизм взаимоотношения лидера и его
конституентов. И все же, создать единую
универсальную концепцию лидерства, по
всей вероятности, невозможно,
поскольку само это явление чрезвычайно
многообразно по своему проявлению и
функциям, зависит от исторических эпох,
типов политических систем, особенностей
лидеров и их конституентов и других факторов.
Богатство понятия лидерства отражается
в его типологии. Существуют разнообразные
классификации лидерства. Прежде всего,
в зависимости от отношения руководителя
к подчиненным оно делится на авторитарное
и демократическое. Авторитарное лидерство
предполагает единоличное направляющее
воздействие, основанное на угрозе санкций,
применения силы. Демократическое лидерство
выражается в учете руководителем интересов
имнений всех членов группы или организации,
в их участии в управлении. Одна из наиболее
распространенных типологий лидерства
восходит к учению М.Вебера о способах
легитимизации власти. В соответствии
с этими способами лидеров подразделяют
на традиционных (вожди племен, монархи
и т.д.) - их авторитет основан на обычае,
традиции; рационально-легальных или
рутинных - это лидеры, избранные демократическим
путем; и харизматических,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью,
выдающимися качествами,
способностями к руководству. Харизма
складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют
последователи. При этом
индивидуальные качества лидера нередко
играют второстепенную роль в
формировании его харизмы. Данная классификация
лидерства достаточно проста и удобна,
хотя, как и любая другая классификация,
ограничена по своему применению. В основе
первого типа лидерства лежит привычка,
второго - разум, третьего - вера и эмоции.
Основоположник этой классификации М.Вебер
особое внимание уделял анализу харизматического
лидерства. Он оценивал лидера этого типа
как важнейшего двигателя, генератора
революционного обновления общества в
кризисные периоды, поскольку харизматический
вождь и его авторитет не
связаны с прошлым, способны мобилизовать
массы на реализацию задач
социального обновления. В относительно
же спокойные периоды развития, для
общества предпочтительнее рационально-легальное
лидерство, оберегающее
исторические традиции и осуществляющее
необходимые реформы. В целом же, в
истории многих государств наблюдается
определенная последовательность в
смене типов политического лидерства.
Вождь-основатель (харизматик)
сменяется традиционным лидером-охранителем,
который в свою очередь,
уступает место реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко используются
четыре собирательных образа лидера: знаменосца,
или великого человека; служителя, торговца
и пожарного. Лидера-знаменосца отличает
собственное видение действительности,
привлекательный идеал, «мечта», способная
увлечь массы. Яркими представителями
были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни
и др. Лидер- служитель всегда стремится
выступать в роли выразителя интересов
своих приверженцев и избирателей в целом,
ориентируется на их мнение и действует
от их имени. Для лидера-торговца характерна
способность привлекательно преподнести
свои идеи и планы, убедить граждан в их
преимуществе, заставить «купить» эти
идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.
И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется
на самые актуальные общественные проблемы,
насущные требования момента. Его действия
определяются конкретной ситуацией. В
реальной жизни эти четыре образа лидерства
обычно не встречаются в чистом виде, а
сочетаются у политических деятелей в
различных пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства.
Так, политические деятели
делятся на правящих и оппозиционных;
крупных и мелких; кризисных и
рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных
и т.д. Разнообразие типов лидеров во многом
объясняется богатством направлений их
деятельности, широким кругом решаемых
задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной
ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Они возникают на базе определенных потребностей
общества, социальных групп и организаций.
Осознание таких потребностей проявляется
в форме задачи. В этом аспекте функции
лидера обычно сводятся к своевременному
учету всех потребностей, четкой формулировке
целей, взятию на себя ответственности
за их реализацию, организации масс на
ее осуществление. Это достаточно формальные
функции, характеризующие основные этапы
(стадии) осуществления социальной роли
лидера. Что же касается характеристики
функций лидера с точки зрения их содержания,
то к ним можно отнести следующие: 1. Интеграция
общества, объединение масс. Лидер призван
воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях
с другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг общих
целей и ценностей, подавать пример служения
народу, государству, отечеству. 2. Нахождение
и принятие оптимальных политических
решений. И хотя лидеры не
застрахованы от ошибок, часто действуют
не лучшим образом, все же именно
способностью найти наиболее приемлемые
пути решения общественных задач
обычно оправдывается их пребывание на
руководящих постах. 3. Социальный арбитраж
и патронаж, защита масс от беззакония,
самоуправства бюрократии, дворянства
и т.п., поддержание порядка и законности
с помощью контроля, поощрения и наказания.
Эта функция достаточно детально обоснована
в концепции плебисцитарной вождистской
демократии М.Вебера. Хотя социальный
патронаж на деле реализуется далеко не
всегда, вера в «хорошего царя»,
«отца народов», покровителя слабых и
т.д. до сих пор широко распространена
не только в массовом сознании государств
с патриархальной политической
культурой, но и в странах с вековыми демократическими
традициями.
эмоциональной связи и тем самым предотвращения
отчуждения граждан от
политического руководства. В условиях
сложной многоступенчатой иерархии
власти, ее бюрократизации, эта функция
особенно значима. С помощью средств
массовой информации, и прежде всего телевидения,
а также в ходе встреч с
избирателями и других мероприятий, президент
и иные политические
руководители имеют достаточно широкие
возможности непосредственного общения
с народом. 5. Инициирование обновления,
генерирование оптимиза и социальной
энергии, мобилизация масс на реализацию
политических целей. В этой группе объединены
несколько близких по своей направленности
функций. Лидер призван охранять народные
традиции, своевременно замечать ростки
нового, обеспечивать прогресс общества,
вселять в массы веру в общественные идеалы
и ценности. В большей мере выполнение
этих функций присуще харизматическим
лидерам, однако не только им. Так, например,
достаточно успешно справился с задачей
преодоления вьетнамского синдрома, национального
пессимизма и апатии,
американский президент Р.Рейган.
6. Легитимация строя. Эта функция присуща
главным образом лидерам в
тоталитарных обществах. Когда политический
режим не может найти своего
оправдания в исторических традициях
и демократических процедурах, то он
вынужден искать его в особых качествах
харизматических лидеров, которые
наделяются необыкновенными, пророческими
способностями, и в большей или
меньшей степени обожествляются. Так было
и в нашей стране, когда
большевистская власть, безжалостно разрушая
многовековые традиции,
узаконивала свои действия гипертрофированным
авторитетом Маркса, Ленина и
Сталина, наделяя их чертами земных божеств.
Вывод: Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Европе и на Ближнем Востоке. К тому же, во многих, главным образом недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью. Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно- аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания большевиками власти.