Политический конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 16:29, реферат

Описание работы

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Конфликты в политическом процессе: понятие, условия их возникновения и обострения……………………………………………………………………….4

2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы……………………………………………………………7

3. Стадии конфликта…………………………………………………………….11

4. Механизм и формы проявления конфликта…………………………………14

5. Типология политических конфликтов……………………………………….15

6. Функции политических конфликтов………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованных источников………………………………………...…21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Внутриполитические  конфликты подразделяются на режимные и легитимные.

     Режимные  внутриполитические конфликты: целью  одного из субъектов может быть захват власти в государстве или смена политической системы, но без разрушения территориальной целостности государства.

     Легитимные  внутриполитические конфликты; часть  государства стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

     Для характеристики конфликтов, затрагивающих  государство как основной институт политической системы, в политологии  используется понятие «политический  кризис» (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход)

     Политический  кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в  углублении и обострении имеющихся  конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

     Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

     Политические  кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

  • внешнеполитические кризисы, обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.
  • внутриполитические кризисы – правительственный, парламентский, конституционный и др.
  • правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;
  • парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;
  • конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;
  • социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

     Политические  конфликты и кризисы соотносятся  таким образом, что конфликт может  быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса. 
 
 

3. Стадии конфликта 

      Политические  конфликты носят процессуальных характер, то есть представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания выделяют различные стадии, этапы конфликта. Так, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют следующие четыре стадии конфликта:

  1. зарождение или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для внешнего наблюдения характер и проявляется в виде недовольства, выражаемого в словесной форме, в изоляционистском или недоброжелательном поведении сторон (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т.п.);
  2. формирование. На этом этапе происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту;
  3. расцвет. Он характеризуется переходом к активным действиям, блокирующим достижение оппонентом своих целей и намерений;
  4. угасание или преобразование. Оно означает полное или частичное разрешение конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной стороной или обоими оппонентами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.

     Приведенная выше классификация может использоваться при анализе конфликтов. Однако выделяемые в ней стадии развертывания носят достаточно общий характер и присущи любым социальным процессам. Поэтому представляется целесообразным выделение следующих, более конкретных стадий конфликта, отражающих его специфику:

      1. Конфликтная ситуация, или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов, еще не осознанной несовместимости целей и устремлений. Пример конфликтной ситуации — принятие парламентом закона, резко ущемляющего права проживающих в стране этнических групп. В этом случае после практической реализации этого закона и осознания членами группы своего дискриминируемого положения в обществе, как правило, возникает этнополитический конфликт.

      2. Нарастание социальной напряженности. Эта стадия связана со все более четким осознанием сторонами в вместимости своих интересов и целей и консолидацией участников конфликта. Она начинается с психологического беспокойства, эмоционального недовольства и т.п. и при последовательном развертывании завершается кризисом. Для последнего характерны: четкое осознание несовместимости позиций, целей сторон и однозначное определение противника; эскалация сферы напряженности, перенос ее на области взаимодействия, в которых не существует реальных противоречий, забвение сферы согласия. Пример политического кризиса — Карибский кризис, возникший между СССР и США в 1962 г. после размещения на Кубе советского ядерного оружия в ответ на агрессивные действия США против этой страны. К счастью, этот кризис, характеризовавшийся готовностью каждой из сторон перейти к массированным военным действиям, не перерос в глобальный военный конфликт.

     3. Конфликтные действия — деятельность (или поведение), направленная на блокирование действий оппонента или его устранение в качестве противника или как физического лица и реализацию за счет этого собственных целей. Конфликтные действия могут проявляться по-разному: от словесных перепалок в СМИ до вооруженной борьбы.

     4. Затухание конфликта. Оно возможно либо в результате победы одной стороны, либо при достижении договоренности, консенсуса вследствие компромиссного решения.

     В конфликтологической литературе иногда различают конфликт в широком и узком значениях. При этом в широком смысле конфликт включает все вышеназванные четыре стадии, в узком — лишь две последние: конфликтные действия и затухание конфликта. Такое различение имеет основание — оно связано с разграничением как бы подготовительного этапа противоборства и собственно конфликтных действий, в том числе и при затухании конфликта. Однако предпочтительнее использование конфликта в широком значении, поскольку оно позволяет охватить это явление в целом — от зарождения до завершения, в единстве объективной и субъективной сторон.

     Развертывание конфликта не обязательно должно проходить все четыре вышеназванные стадии. В принципе оно может быть блокировано на любом этапе. Так, например, конфликтную ситуацию, складывающуюся при структурном реформировании народного хозяйства и закрытии целого ряда предприятий (скажем, нерентабельных шахт) можно устранить, не доводя ее до политического кризиса и конфликта (перекрытия шахтерами железнодорожных магистралей в 1998 г. с требованиями отставки президента) с помощью своевременной переквалификации работников и их трудоустройства с выплатой им соответствующих денежных пособий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Механизм и формы проявления конфликта 

     С выделением стадий конфликта прямо связано определение его механизма или общей модели. Механизм регулируемого конфликтного процесса можно изобразить следующей схемой: 

          Источник  конфликта

          (конфликтная  ситуация)

          Нарастание  напряженности

 
            Реакция на ситуацию
 

неадекватная  реакция                                              адекватная реакция 

конфликтные действия                                            устранение источника 

                                                                               и/или снятие напряженности

регулирование конфликта                                      

                                                                                    конфликтные действия

затухание конфликта 

последствия конфликта 

     Как видно из данной схемы, большинство  ее позиций относится к стадиям  самого конфликта, две же из них — «реакция на ситуацию» и «регулирование конфликта» — характеризуют управление конфликтом.

     Конфликты могут проявляться в самых  разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные против политических соперников (выборы в условиях демократии по своему замыслу должны носить характер конкуренции, но не конфликта), парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.

5. Типология политических конфликтов 

     Типология политических конфликтов чрезвычайно  обширна. Уже на основе выделения  источников конфликтов можно судить о разнообразии их форм. Преобладание какой-либо из них способно изменить общий характер политического процесса, направить его по какому-либо одному из возможных путей. Но и типы конфликтов зависят, в свою очередь, от множества условий, что позволяет осуществить их типологизацию по различным основаниям.

     Во-первых, конфликты можно классифицировать по области их проявления на внешне- и внутриполитические. Конфликты во внешней политике принимают разнообразный характер. Это могут быть так называемая дипломатическая война (когда конфликт проявляется в форме дипломатического противостояния), различные военные столкновения (вплоть до ведения крупномасштабных военных действий) и т.п. Если во внешней политике основные противоречия возникают между государствами и их объединениями, то во внутренней политике таковыми становятся противоречия между субъектами властных отношений (политическими элитами, партиями, лидерами). Г. Алмонд и С. Верба выделяют особый тип внутриполитического конфликта — электоральный, который подразумевает периодическую борьбу элит за власть, наделение элиты властью на ограниченный отрезок времени, что «может обеспечить баланс между властью и ответственностью». (1)

     Во-вторых, по форме выражения конфликтов и степени распространения сведений о них можно выделить открытые и закрытые конфликты. Первые отличаются публичностью взаимодействия конфликтующих сторон, активным освещением их хода средствами массовой информации (в том числе и официальными). Примерами могут служить манифестации и другие формы открытого протеста против действий властей, противоборство кандидатов на выборные должности в избирательном процессе и т.п. Закрытые (латентные) конфликты подразумевают борьбу скрытыми (теневыми) средствами, когда о самом конфликте осведомлено ограниченное число людей. Они характерны прежде всего для взаимодействия членов правящей элиты.

     В-третьих, политические конфликты различаются по времени действия. Долговременные длятся годами, десятилетиями (и даже веками). Примером может служить «холодная война» между капиталистическим и социалистическим лагерями после Второй мировой войны. К кратковременным конфликтам относят, например, отставку одного министра или всего кабинета под воздействием компрометирующих материалов.

     В-четвертых, в зависимости от уровня власти и характера ее организации говорят о вертикальных и горизонтальных конфликтах. Первые подразумевают противодействие различных уровней власти (например, центральной и местной элит, общефедеральных и региональных органов власти), а вторые — однопорядковые (между членами правящей элиты, одноуровневыми органами власти федерации — на региональном уровне, на уровне местного самоуправления (общин) и т.д.). В современных представлениях об «интегральном федерализме» сам федерализм называется средством внутреннего урегулирования конфликтов (2).

     В-пятых, в зависимости от соблюдения конфликтующими сторонами действующих в обществе норм можно выделить легальные (например, борьба кандидатов в ходе избирательного процесса) и нелегальные политические конфликты. Последние могут принимать такие крайние формы, как политический терроризм и т.п.

     В-шестых, по степени вовлеченности, количеству участников можно выделить массовые, групповые и индивидуальные политические конфликты. Примером индивидуального конфликта может служить протест личности против какого-либо мероприятия властных органов.

     Седьмым критерием типологизации политических конфликтов является возможность их разрешения. С этой точки зрения выделя ются конфликты агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Агонистический конфликт характеризуется возможностью достижения консенсуса и компромиссного урегулирования. Однако упущение такой возможности способно привести к перерастанию его в антагонистический, для которого разрешение спорной проблемы достижимо лишь в случае уничтожения одной из противоборствующих сторон. В свою очередь последовательная политика уступок и изменение условий конфликта способны придать антагонистическому конфликту характер агонистического, хотя обычно для этого требуется значительный период.

Информация о работе Политический конфликт