Политический конфликт в России на примере "октябрьского путча" 1993 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы политических конфликтов любого характера бесспорна, особенно на российской почве. Обращение к прошлому опыту разрешения конфликтов на политической почве особенно актуально в наши дни, когда политическая жизнь и политическая активность граждан заметно активизировалась, в отличие от последних 5 лет, когда наблюдалось заметное политическое "единство". Что есть данный конфликт? Склонность россиян к бунтам и неповиновениям? Или все же это требование времени, когда уже "старое" не способно перерасти в "новое", его можно только удалить.

Содержание

Введение 3
1. Обзор литературы 7
2. Кризис власти 1992-1993 гг. в России как политический конфликт 9
3. Политический кризис 1993 – этапы конфликта. Путч 1993 года 13
4. Характер разрешения конфликта 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Политический  конфликт в России на примере "октябрьского путча" 1993 года.

 

Титульный лист

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Актуальность темы политических конфликтов любого характера бесспорна, особенно на российской почве. Обращение  к прошлому опыту разрешения конфликтов на политической почве особенно актуально в наши дни, когда политическая жизнь и политическая активность граждан заметно активизировалась, в отличие от последних 5 лет, когда наблюдалось заметное политическое "единство". Что есть данный конфликт? Склонность россиян к бунтам и неповиновениям? Или все же это требование времени, когда уже "старое" не способно перерасти в "новое", его можно только удалить.

1993 год — займет  особое место в истории постперестроечного  периода развития России, как  конфликт всех направлений власти. Эскалация политического конфликта между Президентом и Съездом народных депутатов Российской Федерации приобрела антагонистическую форму "кто кого".

Яркими свидетельствами  этого противоборства явились неудачная  попытка отстранения от власти (импичмента) Президента Б.Н. Ельцина, предпринятая на мартовском Съезде, и общенародный референдум 25 апреля. Налицо высокая динамичность экономических и социальных процессов: продолжается спад производства, идет приватизация ранее принадлежавшей государству собственности, осуществляется структурная перестройка промышленности и конверсия в сфере ВПК, наблюдается оживление индивидуального строительства на селе, в пригородных, дачных поселках и садоводческих товариществах, увеличение ассортимента товаров и услуг в торговле и сервисе, стремительный рост цен и стоимости доллара по отношению к рублю и другие проявления инфляции, продолжается снижение жизненного уровня и социальной защищенности большой части населения, рост преступности, проституции и т.д., продолжается преобразование социальной структуры общества: увеличивается число предпринимателей, фермеров, акционеров различных компаний и т.д. Объектом данной работы является политический конфликт и конституционного кризис в 1993 году в России.

Предметом работы являются события и итоги разрешения политического конфликта и конституционного кризиса в 1993 году в России.

Цель работы: Рассмотреть процессы, сопровождавшие события политического конфликта 1993 года в России и проанализировать характер  разрешения данного конфликта.

Задачи работы: рассмотреть конфликт 1993 года как политический, сделать обзор литературы по проблеме; рассмотреть события и последствия политического конфликта и конституционного кризиса; проанализировать характер разрешения конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обзор литературы

 

Руслан Хасбулатов, возглавлявший в те годы Верховный Совет России видит причиной конституционного кризиса «провал экономических реформ», проводившихся правительством в начале 1990-х годов и переводом выяснения его причин в политическое русло: «когда все эти гайдаровские реформы провалились, решили свалить на Верховный совет, который якобы препятствует прогрессивным экономическим реформам. И началось движение – вдруг ни с того ни с сего Конституция мешает»1

Сергей Филатов, возглавлявший в ходе кризиса Администрацию Президента, в 2008 году заявил: «Мы хотели цивилизованным путем сменить парламентскую ветвь власти и дальше продолжать нормально жить. Не получилось. Получился мятеж с той стороны, который не подчинился указу, не подчинился этой ситуации»2.

Александр Коржаков, в те годы — ближайший помощник президента Бориса Ельцина, руководитель Службы безопасности президента России, говоря о причинах подписания президентом указа о роспуске Верховного совета замечает: «Верховный Совет сам сделал столько антиконституционных шагов, что противостояние с президентом достигло апогея. Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе»3.

Политолог Евгений Гильбо считает: «Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация»4.

Публицист Леонид Радзиховский в 2008 году так высказался о причинах кризиса: «исходная причина сверхбанальна: тупая борьба за власть. Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По советскому закону «всю полноту власти» имел Съезд народных депутатов. Но поскольку, ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент»5.

Народные депутаты Юрий Воронин (в то время Первый заместитель председателя Верховного Совета) и Николай Павлов считают одной из причин конфликта неоднократный отказ Съезда народных депутатов ратифицировать беловежское соглашение о прекращении существования СССР и исключить из текста конституции Российской Федерации — России (РСФСР) упоминание о конституции и законах СССР6. Съезд даже обратился в Конституционный суд в связи с незаконной ратификацией беловежского соглашения Верховным Советом в декабре 1991 года7.

 

Таким образом, началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.

 

2. кризис власти 1992-1993 гг. в России как политический конфликт

Политический  конфликт — один из возможных вариантов  взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы. Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию интересов и признание их общественно необходимыми, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Становление новой  социально-экономической и общественно-политической системы России сопровождалось политическими потрясениями и кризисами. Общие причины этих кризисов определялись переходным состоянием российского общества, так как трансформационные процессы несли в себе многочисленные конфликты между новым и старым, борьбу различных социально-политических сил, отстаивающих свое видение будущего страны. Переходное состояние представляет собой некую форму всеобщего кризиса общества, в которой осуществляется трансформация общественной системы в новое качество.

Современная политология  выделяет следующие виды политических кризисов: кризис власти, кризис тех  или иных ветвей власти (исполнительной — правительственный кризис; представительной — парламентский кризис), кризис доверия общества к власти. В современной  истории России имели место все  виды политических кризисов.

Первый и наиболее серьезный  политический кризис страна перенесла  в 1992—1993 гг. Это был общий кризис власти, в основе которого лежал  конфликт между президентом и  исполнительной властью в лице правительства, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным советом — органом представительной власти — с другой. Кризис был порожден многими причинами. Одной из ведущих причин была острая политическая борьба за выбор оптимальной формы государственного устройства страны8.

Политическая элита России раскололась на два лагеря. Одни — сторонники президента — стремились устроить Россию как сильную президентскую республику. Концентрация власти в руках президента, по их мнению, должна была обеспечить необратимость реформ, которые предполагалось осуществлять в России. Другие — сторонники Верховного совета — полагали, что Россия должна стать парламентской республикой. Сложность предстоящих реформ, по их мнению, требовала от общества осуществления эффективного контроля за их ходом, что предполагает концентрацию необходимых властных полномочий в структурах представительной власти.

Кризис власти в России развивался динамично, стимулируясь крайне негативными последствиями социально-экономических  реформ, в основе которых лежала установка на «шоковую терапию», а также усиливавшимся личным соперничеством между наиболее активными политическими лидерами той и другой стороны9.

Монетаристский подход к  решению экономических проблем, который проводился правительством как Е.Гайдара в течение 1992 года, так и В.Черномырдина в 1993 году дополнялся крайне общими фразами о целях промышленной политики. Признав банкротство предшествующей экономической политики, правительство В.Черномырдина оказалось неспособным предложить сколько-нибудь убедительную альтернативу гайдаровскому курсу. Президент Б.Ельцин признавал, что «реформы потребовали высокой цены. Но это – цена реформ, а не революции в напичканной ядерным оружием многонациональной стране». Признать, что радикальные реформы возникли стихийно, определялись давлением обстоятельств, а не обоснованными расчетами и программами, президент не решился.

Б.Ельцин предложил законодательной  власти сделать выбор: или заключить  соглашение с исполнительной властью, дав ей возможность проводить жесткий монетаристский курс, или организовать всенародный референдум, который должен был определить форму правления в стране и соответственно - президенту или парламенту - должны быть вручены решающие властные полномочия. Референдум, проведенный 25 апреля 1993 года, принес очевидный успех президенту, упрочив его легитимность.

Сразу после референдума  президент и его сторонники приступили к активной подготовке новой российской Конституции, которая призвана была утвердить президентскую республику и создать сильную исполнительную власть. Конституционное совещание, открывшееся 5 июня, закончилось скандалом, после которого парламентская и президентская стороны начали открытую психологическую войну друг против друга. Острая борьба между законодательной и исполнительной властью продолжалась все лето и парализовала деятельность обеих ветвей власти в стране. Дальнейшие события приняли неконституционный оборот10.

21 сентября 1993 года Президент  России издал Указ №1400 «О поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации», которым он вводил временное президентское правление, что приводило к радикальной ломке всего государственно-политического и конституционного строя. Кризис предполагалось ликвидировать в течение двух с половиной месяцев, а главным средством его преодоления объявлялось народное волеизъявление. На 11-12 декабря 1993 года назначались выборы в Государственную думу, которая должна была стать образцом российского парламентаризма и представлять новый корпус депутатов. К этому же сроку должна была быть завершена работа по подготовке новой российской Конституции. До начала работы нового российского парламента страна должна была жить по указам президента и постановлениям правительства.

Драматическая развязка конфликта  между исполнительной и законодательной  властью сопровождалась активными шагами российского президента по закреплению своей победы. Серией указов президент России фактически повсеместно прекратил деятельность органов советской власти. Через два года после роспуска КПСС была ликвидирована вторая политическая основа советского социалистического строя. Место прежней государственности должна была занять новая система, принципы которой закреплялись в проекте российской Конституции, доработанной президентской партией в течение октября—ноября11.

Данный конфликт является политическим так как кризис явился следствием противостояния двух политических сил: с одной стороны — президента Российской Федерации Бориса Ельцина (см. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года), правительства, возглавлявшегося Виктором Черномырдиным и части народных депутатов и членов Верховного Совета — сторонников президента, а с другой стороны — противников социально-экономической политики президента и правительства: вице-президента Александра Руцкого, основной части народных депутатов и членов Верховного Совета Российской Федерации во главе с Русланом Хасбулатовым. Предметом является власть . Данный конфликт решен путем противоборства. Пиком кризиса стали события октября 1993 года, когда конфликт между сторонами приобрел насильственный характер. Силовой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, склонил чашу весов в его пользу.

 

3. Политический кризис 1993 – этапы конфликт. Путч 1993 года

 

Длившееся с  момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина  и законодательной в виде парламента (Верховного Совета (ВС) РСФСР), возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3-4 октября 1993 года перешло в вооруженное столкновение и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, исходной причиной и тяжких последствий их явилась подготовка и издание Борисом Ельциным Указа Президента РФ от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации12.

Информация о работе Политический конфликт в России на примере "октябрьского путча" 1993 года