Политические взгляды Никколо Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 13:12, доклад

Описание работы

К началу XVI в. Италии представляла собой страну с ярко выраженными тенденциями полицентризма. На Апеннинском полуострове существовало более десятка независимых государств, крупнейшими из которых были Миланское герцогство, Венецианская и Флорентийская республики, Папская область и Неаполитанское королевство. Итальянские земли с хорошо развитой экономикой, а также процветающие города, осуществлявшие успешную торговлю в Средиземном море, стали объектом пристального внимания соседних стран. Прежде всего, Франции, а затем и Испании

Работа содержит 1 файл

Политические взгляды Никколо Макиавелли.docx

— 24.79 Кб (Скачать)

Введение

К началу XVI в. Италии представляла собой страну с ярко выраженными тенденциями полицентризма. На Апеннинском полуострове существовало более десятка независимых государств, крупнейшими из которых были Миланское  герцогство, Венецианская и Флорентийская  республики, Папская область и  Неаполитанское королевство. Итальянские  земли с хорошо развитой экономикой, а также процветающие города, осуществлявшие успешную торговлю в Средиземном  море, стали объектом пристального внимания соседних стран. Прежде всего, Франции, а затем и Испании. Сильные  европейские державы вступили в  борьбу за обладание богатыми землями, желая получить как можно большую  часть «итальянского пирога». Бесконечные  войны конца XV – первой половины XVI вв. оставили свой след в истории  Италии. Положение усугубляла политическая раздробленность, способствовавшая захватническим войнам. Предпринимались различные  попытки борьбы со сложившейся ситуацией, основой которых, как правило, было составление временных союзов. Вчерашние  враги становились друзьями и  наоборот. Политическая жизнь «кипела» и трудно было уследить за событиями, совершающимися с поразительной  быстротой.

И все же такие  попытки делались. Самые передовые  деятели своего времени старались  разобраться в политической ситуации и ответить на главные вопросы. Одним  из самых выдающихся писателей, попробовавших  осмыслить пугающую действительность, был флорентиец Никколо Макиавелли.

Макиавелли принимал активное участие в политической жизни, был сторонником республиканского правления и многое сделал, находясь на службе Флорентийской республики. Наиболее известное и значительное его произведение – трактат «Государь», который полно и образно отражает политические взгляды автора и отвечает на основные вопросы своего времени. В чем же суть этих взглядов? Являются ли они выражением общественной мысли  или представляют собой особое мнение отдельно взятого человека? На чем  строится его мировоззрение? Каковы предложенные варианты дальнейшего  развития Италии? Попытаемся разобраться  в этом, взглянув на исторические события  глазами их непосредственного участника. 
 
 
 

Знакомство с автором

Его жизнь, можно  сказать,всецело в его произведениях[1].

Род Макиавелли принадлежал  к одному из древнейших в Тоскане. Отец его был законоведом, и некоторое время выполнял обязанности казначея в Марке.  Материальное положение главы семейства на данном этапе жизненного пути характеризуется маленькой, но очень емкой фразой: «…он был хоть и не богат, но далеко не беден»[2]. У Макиавелли было четверо детей

. В возрасте 29 лет  молодой человек начинает свою  карьеру, которая будет непосредственно  связана с политической жизнью  страны.

в 1498 г., когда был  назначен на пост секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики. В этом же году стал канцлером –  секретарем Совета Десяти. Это очень  ответственные и довольно высокие  должности, до сих пор остается загадкой: каким образом молодой человек, который до этого момента никак  не проявил себя, смог занять подобное положение. Но главное не это. Главное  то, что Макиавелли прекрасно справился  со своими новыми обязанностями. Он занимался  военными делами, часто ездил за границу, выступая в роли посла с  особыми поручениями, составлял  различные приказы, донесения, разрабатывал новые проекты. Макиавелли проявил  себя отличным дипломатом, наблюдательным человеком и тонким политиком. Главную  свою цель он определил как верное служение отечеству, и все его  действия руководствовались этой целью. Макиавелли готов был посвятить  всю свою жизнь любимому занятию, но судьба распорядилась иначе.

Падение Флорентийской  республики пресекло 14-летнюю политическую деятельность Макиавелли. Как явный  сторонник демократии, он был лишен  всех должностей и приговорен к годичной высылке за пределы Флоренции. Затем  Макиавелли был арестован по подозрению в причастности к заговору против правления Медичи. Во главе этого  заговора стояли П.П. Босколи и Лука Каппони. Макиавелли был заключен в  тюрьму и подвергнут пыткам, но доказать его вину так и не удалось. И  все же оставлять такого опасного политического противника при дворе  было очень опасно, поэтому Макиавелли отправляют в ссылку. Но именно с  этого момента начинается новый  этап его жизненного пути – литературное творчество. 

Находясь в ссылке и тоскуя по реальной политической жизни, Макиавелли создал целый ряд  замечательных произведений. Одними из первых были написаны трактат «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Мандрагора». Макиавелли размышлял  о политическом строе, истории Италии, о социальных проблемах и предпосылках будущего развития.  
 
 
 

Трактат «Государь»

Музой Макьявелли была политика[23].

Итак, мы подошли  к одному из основных моментов работы: непосредственному знакомству с  источником[24]. Небольшая книжка, содержащая чуть более 100 страниц, представляет собой  краткое пособие для начинающего  правителя. Здесь рассматривается  множество различных вопросов, начиная  от разбора качеств, которыми должен обладать государь, и заканчивая рассуждениями Макиавелли о дальнейшей судьбе родной его сердцу Италии. Каждая глава трактата – это и есть ответ на определенный вопрос, который ставит перед собой автор.

Качества людей  и государей

Мы подошли к  одному из самых интересных и сложных  вопросов, который сильно волновал Макиавелли: каким же должен быть истинный государь? В предыдущих разделах, разбирая особенности государств и власти, рассуждая о военных делах, Макиавелли, так или иначе, обращался к  данному вопросу. Он называл качества, которые мешают или помогают править, часто обращал внимание на то, что  многое в делах государства зависит  от личности государя. Теперь, на протяжении почти десяти глав (с 15 – по 23), эта  тема становится основной. Макиавелли пытается создать универсальный  портрет идеального правителя, который  смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.

С чего же начинается поиск? Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели  Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Весь мир  условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой  положительные и отрицательные  качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая  палитра красок, которая и отобразит  загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя – соединять в  себе все перечисленные положительные  качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз  в силу своей природы человек  не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более»[53]. Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают  понятие «макиавеллизм». Но к этому  мы вернемся позже, а пока обратимся  к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь. 

Первое – щедрость. Качество очень хорошее, но его довольно трудно проявить. Если быть щедрым в  меру, тебя могут обвинить в скупости. А если действительно постоянно  тратить огромные суммы на благотворительность, быстро разоришься. Следовательно, самым  благоразумным будет «примириться со славой скупого правителя». «Ибо со временем, когда люди увидят, что  благодаря бережливости он (государь) удовлетворяется своими доходами и  ведет военные кампании, не обременяя  народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого  правителя»[54]. Государь должен знать  чувство меры. Щедрость просто необходима, если ты еще не получил власть и  возможна, если тратишь чужое добро: «расточая чужое ты прибавляешь  себе славы, тогда как расточая свое – ты только себе вредишь»[55]. « Между  тем презрение и ненависть  подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же вдет к тому и к другому»[56]. Вот яркий пример того, как положительное  качество может обернуться против своего обладателя.

Вторая категория, которую рассматривает Макиавелли – понятия любви и страха. Государь не должен считаться с обвинениями  в жестокости. «Учинив несколько  расправ, он проявит больше милосердия, чем те,  кто по избытку его  потворствуют беспорядку»[57]. Но при  этом не надо быть скорым на расправу. Следует взвесить все «за» и «против» и только тогда принять решение, т.к. исправить положение впоследствии уже не удастся. Если же государь должен выбирать между любовью и страхом  со стороны своих подданных, то надежнее выбрать страх. «Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти»[58]. И уж ни в коем случае нельзя проявлять  мягкосердечие по отношению к  войскам. Дисциплина и полное повиновение  командованию – вот залог успешного  ведения боевых действий.

Еще два замечательных  людских качества – верность и  прямодушие. Но и они не всегда приемлемы  для государя. Политическая борьба – это тонкая игра, основным правилом которой является умение хитрить. История  показывает, что большего добивались те правители, которые не всегда следовали  своим обещаниям и в нужный момент умели обводить своих противников  вокруг пальца. Честность не всегда уместна. Если бы все правители держали  свое слово, тогда было бы легче, но это вовсе не так. Следовательно, нужно учитывать конкретные обстоятельства и приноравливаться к ним. На первый план в данном случае выходят не личные симпатии, а государственные  интересы.

В борьбе с врагом можно руководствоваться двумя  способами: законами или силой. Первый из этих способов присущ человеку, второй – зверю. «Отсюда следует, что  государь должен усвоить то, что  заключено в природе и человека, и зверя»[59]. Макиавелли обращает внимание читателя на интересный пример из истории: древних героев (Ахилла и др.) отдавали на воспитание кентаврам. Эти полулюди-полузвери, совмещающие в себе два начала, могли передать своим воспитанникам  информацию из совершенно различных  областей знания, могли развить в  них поразительную силу и выносливость. В итоге этих героев никто не мог  победить. Так, может, и государю следует  соединить в себе две различных  природы? Макиавелли полностью придерживается этого мнения. Государь должен уподобиться  двум зверям: льву и лисе, т.е. соединить  в себе силу и хитрость. Разумный правитель, считает Макиавелли, не может  и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Зато в нужный момент он обязан проявить силу и доказать при помощи оружия свое превосходство. 

В глазах людей государь должен быть сострадательным, милостивым, верным слову, искренним и благочестивым. Самое лучшее, если эти качества будут не просто внешними, но и отразят  сущность правителя. Однако следует  учитывать, что при необходимости  надо уметь проявлять и противоположные  качества, «то есть… по возможности  не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла»[60].

Итак, государь должен вести себя так, чтобы не навлечь  на себя ненависть или презрение  подданных. Презрение можно возбудить  непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Следовательно, от этих качеств надо избавляться. Самая  главная опасность, которая находится  внутри страны – заговорщики. Для  того чтобы избежать их появления, просто необходимо расположить к себе своих  подданных. Если заговорщик будет один, он не рискнет бунтовать против законного государя. Но если соберется большое число недовольных правлением, то государь может лишиться власти. Хорошее устройство государства – вот основная составляющая его стабильного развития. В качестве примера в данном случае Макиавелли приводит устройство Франции. Власть короля здесь находится в неразрывной связи с деятельностью парламента. Это «полезное учреждение» помогает «обуздывать сильных» и «поощрять слабых». В результате достигается необходимый компромисс между основными силами, способными выказывать свое недовольство.

Вообще проблема достижения компромисса очень актуальна  для внутренней стабильности государства. Обратимся к римским императорам. Им приходилось сдерживать честолюбие знати, необузданность народа, а также  жестокость и алчность войска. Трудно угодить сразу всем трем силам, особенно учитывая то, что они имеют различные  интересы. Одни хотят спокойной, размеренной  жизни, другие, напротив, жаждут войны  и жестокости. Опять мы возвращаемся к вопросу о войске и особом отношении к нему со стороны государя. Войску действительно нужно уделять  очень много внимания, но нельзя обходить стороной и других подданных. Ведь, в конечном счете, хоть войско и является привилегированным, хоть и составляет опору правления, простого народа гораздо больше в численном  отношении. А большинство, как известно, – мощная сила. И нельзя не прислушиваться к его требованиям.

Рано или поздно перед государем встает вопрос: какие  враги для него опаснее – внутренние или внешние? Если правитель не может  положиться на свой народ, то ему необходимо иметь убежище на случай возможного восстания, для этих целей и строятся крепости. Если же основную угрозу представляют внешние враги, то возведение крепостей  не обязательно. «Лучшая из всех крепостей  – не быть ненавистным народу»[61]. Что же должен делать государь, чтобы  его почитали? Ответ закономерен: «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия  и необычайные поступки»[62].

Информация о работе Политические взгляды Никколо Макиавелли