Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:53, доклад
Между княжеским и казацко-гетманским периодом Украина находилась под властью Литвы и Польши. Политическая мысль этого периода представлена, прежде всего, работами Юрия Котермак-Дрогобыча (1450-1492 pp.) И Станислава Ореховского (Роксолана) (1513-1566 pp.)
В их произведениях уделено внимание проблеме становления и защиты государственности украинской нации, которая рождалась в муках внешних и внутренних противоречий. Учитывая необходимость решения этих противоречий большое значение имело введение во многих городах Магдебургского права. Киев и Житомир, в частности, получили это право еще в XV в.
Политические взгляды Юрия Дрогобыча и Станислава Ореховского
Выполнила студентка группы МЕ-02
Сырица Алина
2
Между княжеским и казацко-гетманским периодом Украина находилась под властью Литвы и Польши. Политическая мысль этого периода представлена, прежде всего, работами Юрия Котермак-Дрогобыча (1450-1492 pp.) И Станислава Ореховского (Роксолана) (1513-1566 pp.)
В их произведениях уделено внимание проблеме становления и защиты государственности украинской нации, которая рождалась в муках внешних и внутренних противоречий. Учитывая необходимость решения этих противоречий большое значение имело введение во многих городах Магдебургского права. Киев и Житомир, в частности, получили это право еще в XV в.
3
4
Юрий Дрогобыч
Среди многочисленных украинских выпускников университетов выделяется величественная фигура Юрия Михайловича Котермака - талантливого ученого, деятеля, поэта, первого украинского автора печатной книги, ректора Болонского университета, которого и сегодня чрезвычайно почитают в Италии; в истории этого университета он остался под именем Джорджо да Леополи, то есть Юрий из Львова, а в украинскую историю вошел под именем Юрия Дрогобыча.
Был представителем полемической литературы
Основные идеи: Решение проблем становления и защиты государственности украинской нации.
Отстаивание права на существование украинского народа, защита его языка, культуры, религии; решительная борьба против полонизации и окатоличивания.
Разработка и освещение вопросов о государстве, закон и право, формы и методы управления государства, суверенитет государственной власти и границы ее господства над собой, индивидом.
Освобождение средневекового религиозного мировоззрения и получения идеи антропоцентризма; провозглашения прав людей на удовлетворение земных потребностей, получения идей свободы личности, справедливого общественного строя.
Содействие развитию народного образования, культуры и искусства.
5
В работе Ю. Дрогобыча'' Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча из Руси, доктора философии и медицины Болонского университета "высказано мнение:
об укреплении сильной королевской власти
о превосходстве светской власти над церковной
6
Одним из первых выдающихся гуманистов польского и украинского Возрождения был С. Ореховский, который вошел в историю украинской политической мысли разработкой идеи естественного права и т. н. "пирамиды власти", где на вершине находится духовная власть, а обеспечивать ее должны священнослужители и король.
С. Ореховский-Роксолан выступал против теологической теории о божественной основе государства и власти, считал недопустимым подчинение светской власти духовной. Он сделал попытку разделить их функции: епископ во время богослужения не является подданным короля. Власть короля не распространяется на церковь, а сфера влияния епископа ограничивается стенами собора.
С. Ореховский-Роксолан считал, что власть королю предоставляет народ, и основной его обязанностью является защита подданных, заботу о них. В основе подчинения королю должны лежать не страх, а уважение и любовь, без которых, по мнению мыслителя, не может быть сильной власти.
7
С. Ореховский-Роксолан был сторонником теории естественного права. Человеческие законы должны соответствовать естественным и изменяться в случае их несоответствия. Вся деятельность монарха должна быть направлена на создание условий жизни, которые бы соответствовали естественному праву.
Цель государства философ определял как гарантию прав и пользы каждого индивида, в отношении которого государство имеет ряд обязанностей. Одновременно он был уверен, что и гражданину следует направлять свою деятельность на обеспечение интересов общества и государства.
В своей государственно-правовой концепции С. Ореховский-Роксолан значительное внимание уделял закону, его общественному значению.
Он ставил закон на высшую
ступень общественных отношений, пытался
доказать, что закон в государстве
- выше короля. Ведь король выбирается
для государства, а государство
не существует ради короля. Из этого
он сделал вывод, что государство
гораздо благороднее и
8
В ранних произведениях делал попытки отделить политическую науку от теологии.
Позже занял компромиссную позицию, поставив на вершине треугольника власти Бога, а в других углах - церковную и светскую власти.
Руководство государством должно осуществляться методами убеждения с использованием традиций и опыта народа.
Активно пропагандировал самобытность украинского народа, призвал польского короля защищать Русь. Одним из первых предложил идею православной и католической унии.
Однако, взгляды С.Ореховского прошли сложную трансформацию. Если в молодые годы он выступал против идеи божественного происхождения власти, отстаивал принцип невмешательства церкви в государственные дела, то незадолго до смерти в труде "Польские диалоги политические" он высказывался за превосходство папской власти над королевской.
Спасибо за внимание!
1
2
3
4
5
6
Информация о работе Политические взгляды Юрия Дрогобыча и Станислава Ореховского