Политические взгляды декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения нравственной, в движении декабристов впервые обозначилось стремление русской интеллигенции пострадать за русский народ, в ходе своего выступления искупить свою вину за страдания народа. Высокой степенью нравственности отличался и подвиг жен декабристов, последовавших за своими мужьями, сосланными в Сибирь на каторжные работы. Не случайно думающая и чувствующая Россия остро прореагировала на казнь декабристов, суд и расправу над ними. Нравственный подвиг декабристов тем более значителен, что большинство из них не верило в успех своего выступления. Точно выразил эти выступления К.Ф. Рылеев: "Я уверен, что погибнем, но пример останется.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр 3
Общая характеристика и задачи движения декабристов…..стр 4
Политико – правовые взгляды Пестель П.И.………………….стр 4
Политико – правовые взгляды Муравьева Н.М.….…………....стр 9
Результаты работы Северного и Южного обществ………...стр 11
Заключение…………………………………………………….......стр 15
Список использованной литературы…………………………..стр 16

Работа содержит 1 файл

КСР1.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования

УО  «Гродненский Государственный университет  им.Янки Купалы»

 

 

 

 

 

 

 

КСРС  1. История  развития политических идей и теорий

По дисциплине Политология

Тема: Политические взгляды декабристов

 

 

 

 

 

Студента  2 курса 9 группы: Ковальчука Дмитрия Ивановича

Преподаватель: доц. Загидулин Алексей Николаевич

 

 

 

 

 

Гродно 2013

План

 

Введение……………………………………………………………стр 3

Общая характеристика и задачи движения декабристов…..стр 4

Политико – правовые взгляды  Пестель П.И.………………….стр 4

Политико – правовые взгляды Муравьева Н.М.….…………....стр 9

Результаты работы Северного и  Южного обществ………...стр 11

Заключение…………………………………………………….......стр 15

Список использованной литературы…………………………..стр 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В декабре 1825 г. произошло вооруженное выступление декабристов. Оно было подготовлено тайными обществами, которые имели следующие цели: отмену крепостного права, ликвидацию самодержавия, создание представительных учреждений, республики или конституционной монархии, отмену сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства, план "военной революции" как средства их достижения. Декабристы имели и ряд разногласий. Они относились к вопросам о земле, о политических правах, о форме правления, о форме государственного устройства России, о способах преобразования государственного и общественного строя.

Глубинными  причинами движения декабристов  стали следующие: влияние идей французской  революции 1789—1794 гг., испанской революции 1820 г.; настроения, связанные с победой в Отечественной войне 1812 г. (большинство декабристов были военными, многие из них участвовали в войне с Наполеоном); российская действительность, прежде всего крепостное право; идеи русских революционеров (А. Радищева), просветителей конца XVIII — начала XIX в.

С точки зрения нравственной, в движении декабристов  впервые обозначилось стремление русской  интеллигенции пострадать за русский  народ, в ходе своего выступления  искупить свою вину за страдания народа. Высокой степенью нравственности отличался и подвиг жен декабристов, последовавших за своими мужьями, сосланными в Сибирь на каторжные работы. Не случайно думающая и чувствующая Россия остро прореагировала на казнь декабристов, суд и расправу над ними. Нравственный подвиг декабристов тем более значителен, что большинство из них не верило в успех своего выступления. Точно выразил эти выступления К.Ф. Рылеев: "Я уверен, что погибнем, но пример останется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика и задачи движения декабристов

Все декабристы ставили задачи ликвидации крепостничества  и абсолютной монархии, сословных  привилегий, провозглашения основных демократических свобод, наделения  крестьян землей, неприкосновенности частной собственности. Естественно, радикализм большей части декабристов не выходил за пределы буржуазно-дворянского содержания провозглашаемых ими политических задач.

Движение декабристов  положило начало осмыслению целого ряда политико-правовых проблем, получивших развитие в деятельности последующих  поколений российских революционеров: самодержавие и дворянство; революционеры и народ; власть и интеллигенция; нравственные аспекты политики и их границы; идейно-политические и духовно-нравственные истоки декабризма; декабризм и российский либерализм; влияние на декабризм европейских и российских политических идей и др.

Само движение декабристов не было однородным: в  нем были умеренные политические деятели, выдвигавшие умеренные  идеи, были и радикалы, стремившиеся к коренному преобразованию всех сторон российского общества (хотя, на наш взгляд, было бы неправильно противопоставлять взгляды одних взглядам других — все они объединялись общей идеей, общим желанием блага и прогресса Отечеству). Нельзя не принимать во внимание и то, что восстание оказалось не подготовленным — смерть Александра I и последовавшие за ней события застали декабристов врасплох.

 

2. Политико  – правовые взгляды Пестель  П.И.

 

Наиболее радикальные  взгляды среди декабристских  лидеров отстаивал Павел Иванович Пестель (1793—1826). Пестель родился  в семье крупного государственного чиновника, образование получил в Германии, затем в 1811 г. с отличием закончил Пажеский корпус. Участник войны 1812г., был тяжело ранен в Бородинской битве, участвовал в заграничных походах русской армии. В 1816 г. Пестель вступил в "Союз спасения", для которого написал проект Конституции, в котором провозглашались отмена крепостного права и ограничение самодержавной власти. В 1821 г. организовал и возглавил Южное общество, для которого написал проект Конституции, названный "Русская правда". Накануне Декабрьского восстания был арестован по доносу, а в июле 1826 г. вместе с другими руководителями восстания казнен.

В своей политико-правовой концепции Пестель исходил из положения о естественном равенстве  людей и взаимном стремлении к общественной жизни. Он разделял общественное и государственное устройство. Государство — это приведенное в законный порядок общество. А общество возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство обязано обеспечивать общее благоденствие, а народ имеет право требовать этого благоденствия. Государство существует при условии равновесия прав и обязанностей. Поэтому необходимы такие законы, которые удерживают это равновесие.

Пестель различает  законы духовные (известны из Библии, они связывают бренную жизнь с вечной), естественные (вытекают из природных требований и нужд жизни) и гражданские (издаются в соответствии с духовными и естественными законами, их цель — благоденствие).

Для гражданских  законов, помимо соответствия духовным и естественным, обязательным условием является приоритет общественных отношений.

Пестель П.И., автор  программного документа под названием "Русская правда". Основными  принципами организации государства  Пестель считал: Право народа на революционное ниспровержение самодержавно-крепостнического строя Пестель обосновывает следующим образом: всякое действие, противное благоденствию — преступно; различие у народов законов зависит не только от географических и климатических условий (Монтескье), но в большей степени от социальных и политических институтов государства. Государственная организация России не служит всеобщему благоденствию — постоянно нарушаются законы (духовные, естественные, положительные), действия власти приносят вред народу. Поэтому нарушения законов в России требуют изменения существующего государственного устройства.

Пестель предполагал  следующий план социальных и политических преобразований. Отменить крепостное право и безвозмездно наделить крестьян землей, которая также по естественному праву является достоянием всех людей. Но современными положительными законами установлена частная собственность и это право так укоренилось в сознании, что сломать его полностью невозможно, то выход из ситуации он видел не в ликвидации частной собственности, а в превращении всех в собственников.

Пестель предлагает всю землю разделить на две  части: волостную (общественную) и частную. Волостную землю разделить на участки и выдать каждому в  пользование. Земли частные свободно продаются и покупаются. И таким  образом, хотя люди по природе будут делиться на богатых и бедных, но каждый будет иметь необходимое "и не попадет ни в чью зависимость". Предложенный механизм реализации этой идеи включал постепенный выкуп половины изъятой у помещиков земли (им оставляется не более 10000 десятин), остальное экспроприируется. Вначале эти действия осуществляются на казенных землях, а затем на остальных.

В России устанавливается  президентская республика с разделением  властей. Верховная законодательная  власть принадлежит однопалатному Народному вече, избираемому на пять лет с ежегодным обновлением состава на одну пятую часть. Вече принадлежит право объявлять войну и заключать мир, "принимает законы "заветные" (основные) и все прочие".

Исполнительную  власть (управление) осуществляет Державная дума (избирается из пяти человек на пять лет, один член Думы назначается на год президентом). Она ведет войну, переговоры, руководит всеми чиновниками.

Блюстительную власть (надзор за Вече и Думой) реализует  Верховный собор. Он состоит из 120 бояр, пожизненно предложенных губерниями. Верховный собор утверждает законы (контроль за соблюдением формальностей), с целью контроля назначает в министерства и области по одному своему члену. Имеет право любого чиновника за злоупотребления властью отдать под суд. Таким образом, Верховный собор "удержит в пределах законности" Думу и Народное вече. Действия властей и государственное устройство определяются Государственным заветом (Конституцией).

Россия как  федерация состоит из трех уделов и десяти областей, каждая область — из пяти губерний (округов), округа — из уездов, уезды — то волостей. Все народы являются гражданами, сословия уничтожаются, устанавливается одна национальность (русская), национальное самоуправление предоставляется только Польше, столица переносится в Нижний Новгород или Владимир.

Вводятся общедемократические  права и свободы: равноправие, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, осуществляется покровительство православию, создание партий запрещается.

Средство достижения — военно-революционный переворот, в результате которого ликвидируется монархия и производится физическое уничтожение царской семьи. Дня совершения радикальных преобразований формируется Временное Верховное правление во главе с диктатором. Срок действия диктатора 10—15 лет. За этот период существующие порядки не только прекратят существование, но о них и забудут.

Движение декабристов  явилось первым в истории нашей  страны революционным выступлением против царского самодержавия. Одним  из главных руководителей этого движения был П. И. Пестель. Организаторский талант и самоотверженная преданность революционным замыслам сочетались у него с научными способностями и обширными знаниями. Н. В. Басаргин отмечал, что, посвятив себя с юных лет изучению политических и общественных вопросов, Пестель "особенно был увлекателен, когда говорил об этих предметах". Н. И. Лорер вспоминал с множестве книг в домашней библиотеке Пестеля, о глубоком изучении им политической литературы и иностранных конституций. С. Г. Волконскому казалось, что Пестель "один может управлять и ходом дел и личностями". О его энциклопедических знаниях, упорном занятии общественными и военными науками, интересе к математике и любви к мушке, смелости и отваге в период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813—1814 гг., стойкости во время казни говорится в воспоминаниях современников и многих документах. А. С. Пушкин записал в дневнике после продолжительной беседы с Пестелем, что он — "один из самых оригинальных умов, которых я знаю". Великий поэт назвал любовь Пестеля к России столь же глубокой, сколь глубока любовь русского писателя к родному языку. Так любить родину может только подобная Пестелю "революционная голова".

Помимо политических взглядов Пестеля интересно посмотреть на его правовые взгляды. Основные требования, которым должны отвечать законы, по мнению Пестеля, — это ясность, внятность, справедливость и простота. В "Кратком умозрительном обозрении государственного правления" "замечания, распространяющиеся на законы", выглядят иначе. На первое место Пестель ставит здесь справедливость. Далее он пишет о "существенности" законов и их "основательности" (т. е. правильных основах создания права), а лишь потом — о простоте и ясности норм права. Суть дела состоит, однако, не в словесных изменениях общей формулировки и перестановке ее частей. Главное — как Пестель истолковывает понятие справедливости.

В "Записке о государственном  правлении" справедливость законов  исчерпывается необходимостью соответствовать "коренным свойствам природы человеческой". В более позднем "Кратком умозрительном обозрении" она раскрывается подробнее. Принцип соответствия "природе" человека, естественным и неизменным правам частных лиц отходит на задний план, и на первом месте появляется требование "общественного блага". "Законы должны быть справедливы, — пишет Пестель, — ...только то запрещать или повелевать, что истинно к цели общественного благоденствия ведет".

Эта мысль получила развитие в "Русской Правде". Во введении Пестель обстоятельно изложил свои общетеоретические воззрения в области государства и права. Обращает на себя внимание высказанное им положение, что общественное благоденствие как цель государства и создаваемых им законов—это "возможно большее благоденствие многочисленнейшего числа людей в государстве".

Пестель понимал общность интересов привилегированных сословий в феодальном обществе, их противоположность интересам крепостного крестьянства. Он указывал на столкновение в Западной Европе интересов богатых, которые, будучи наделены политическими привилегиями, превращаются в сословие "аристократии богатства", и бедноты, народных масс, подвергающихся разорению и обнищанию. В одной из работ он даже отметил прямую противоположность между теми, кто владеет предприятиями, и теми, кто отдает им свой труд: "Бедняк живет только своим трудом. Богатый за счет своих владений, своих капиталов. Бедный не может приостанавливать своих доходов, так как, не имея другого капитала, кроме своего труда, должен, если прекратит его, умирать от голода. Богатый может приостановить свои доходы, жить некоторое время за счет своего капитала и принудить посредством этого бедняка ко всем условиям, которые ему захочется навязать бедному, чтобы он отдал ему свой труд".

Информация о работе Политические взгляды декабристов