Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, контрольная работа
Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.
1 вопрос
Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима
Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.
К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи — древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до и. э. Заратустры (Зороас- тра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция.
Первые политические
категории и понятия, появившись
в философско-этической форме, заложили
фундамент собственно теоретического
обоснования государства и
Взгляды Конфуция (ок. 551 —479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.
Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), долга (и) и т. д. Эта нормативная целостность, ТРкоторую входят все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.
Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существующим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение и от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике.
Учение Конфуция об искусстве управления обществом — богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение) люди; дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. "Одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя, истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства". Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.
Основными политологическими произведениями Платона (427 — 347 до н.э.) являются трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".
Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между
людьми. С одной стороны, политика — это "единое знание" о том, как нужно управлять обществом, с другой — это "искусство управления всеми людьми". Целью политики является "забота... о целом человеческом обществе"', "благо всего государства". В отличие от богов, которые управляют людьми, непосредственно руководствуясь божественной справедливостью, политики — люди, и поэтому несовершенны. Лишь немногие избранные, души которых постигли божественную истину, знают, как правильно руководить людьми, и могут хорошо управлять обществом.
Отрицательные формы политического устройства могут постоянно переходить друг в друга, оставаясь несовершенными и несправедливыми. Чтобы прекратить кругооборот форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Высшая цель "идеального государства" заключается в том, чтобы наилучшим образом подготовить души людей к блаженству в небесном мире.
По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.
В конце жизни Платон значительно пересмотрел многие положения своего учения. В диалоге "Законы" он изображает "второй по достоинству" государственный строй, где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако здесь значительно возрастает контролирующая роль государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. Форма политического устройства такого государства — аристократическая республика.
Платон в "Законах" различает два вида государственного устройства: первый — где над всем стоят правители, второй — где и правителям предписаны законы. Причем речь при этом идет о справедливых законах — "определениях разума", установленных ради общего блага государства в целом, а не блага какой-то ограниченной группы, захватившей власть.
О значении правовых
законов для нормального
его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".
На страже законов стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Такой лучший (по Платону) тип государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько — то аристократическим.
2 вопрос
Средними веками условно называют период между Древним миром и Новым временем. Его принято датировать от крушения Западной Римской империи (476 г.) до XIV в. Время с XV в. и до середины XVII в. названо эпохой Возрождения и Реформации. Этот период относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.
Понимание трудов средневековых
мыслителей невозможно без знания основных
идеологических постулатов христианства,
которое стало теоретической
основой этого периода развития
европейской общественной мысли. Христианство
возникло в I веке в восточных провинциях
Римской империи, как религия
угнетенных. В христианской доктрине
утверждалась ценность человеческой личности;
каждый создан по образу и подобию
Бога, и потому никто не может
отречься от себя, поскольку отрекается,
таким образом, от Бога. Человек имеет
бессмертную душу, и лично отвечает
перед Богом за все содеянное.
Перед Богом все равны, как
равны между собой дети одного
Отца. Внимание к отдельной личности
(а не к семье, общине, государству)
сделало христианство универсальной,
мировой религией, не привязанной
к какому–то определенному
Постепенно, с развитием
христианства, изначальные общины христиан
постепенно трансформировались, и на
их основе складывалась церковная организация.
Эта организация, постепенно усложняясь,
приобретала иерархический
Эту проблему поставил уже Августин
(345- 430 гг.) в работе
«О граде божьем». Его идея
состоит в том, что вся
Политическое учение Фомы Аквинского
(1225-1274 гг.) способствовало
окончательному становлению
Целью государства является общее благо – создание условий для достойной, разумной жизни. Под достойной и разумной жизнью Фома понимал господствующее положение правителя, отчуждение от политики земледельцев, ремесленников и торговцев, и необходимость придерживаться завещанного Богом долга - подчиняться правителю. Однако, если светская власть нарушает законы Бога, то подданные вправе оказать сопротивление такой власти.
3 вопрос
Границы Средневековья могут
определяться разными подходами
к истории культуры и политики...18
Однако в любом случае необходимо
анализировать христианство, поскольку
его идеология– это теоретическая
основа средневековья.
Главный принцип средневековой политической
мысли – теократизм, т.е. преобладание
над индивидом и государством идеи Божества
и идеи церкви. Теократическая идея получила
развитие в связи со становлением и укреплением
церковной организации. Она вполне оформилась
в XIII в. Но сначала обратимся к первоначальному
христианству и его идеям. [c.56]
Христианство возникло в I в. в восточных
провинциях Римской империи как религия
угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных
условий жизни в приходе Мессии (Спасителя).
Большинство христианских общин были
бедны. В I-II вв. их социальную базу составляли
рабы, вольноотпущенники, ремесленники,
значительное место среди первых христиан
занимали женщины. Однако с конца I – начала
II в. приток к христианам людей из средних
и даже высших классов общества постепенно
увеличивался. Распространению христианства
в разных группах населения способствовал
характер этого религиозного учения, а
также форма организации христиан.
Христиане собирались и в частных домах,
принадлежащих их единоверцам, и под открытым
небом. К ним мог прийти любой, кто хотел
принять веру христиан. На собраниях, получивших
название экклессии (слово “экклессия”
в греческих городах означало “народное
собрание” – когда-то главный орган полисного
самоуправления) христиане слушали проповеди,
пророчества, читали послания. В каждой
общине были свои пророки, были и странствующие
пророки, которые, как и апостолы (апостол
– “посланец”, “посол”), переходили
из общины в общину. Апостолов христиане
называли “посланцами Божьими”, а себя
– братьями и сестрами, никакой иерархии
должностей общины не знали. Но проповедников,
которые могли сослаться на то, что сами
слушали учеников Иисуса, оставалось все
меньше, на смену устному преданию стали
приходить записи священных текстов.
В I в. в некоторых общинах для руководства
повседневной жизнью появились первые
старейшины-пресвитеры, они выбирались
общиной для осуществления организационно-хозяйственных
функций. Иногда их называли епископами,
т.е. надзирателями. Появились и служители
низшего ранга – диаконы, в числе которых
были и женщины.
Во II–III вв. все большее число состоятельных
людей принимало новое учение. Чтобы стать
настоящими христианами, они должны были
заниматься благотворительностью, отдавать
часть богатства неимущим. Богатые люди
были большей частью образованными, знакомыми
с греческой философией.
Создавались и теоретические сочинения,
обосновывающие преимущества христианского
вероучения. Среди первых христианских
теологов были известный адвокат Минуций
Феликс, философ Климент Александрийский,
Ориген. Распространение христианства
в разной этнической среде приводило к
расхождениями вероучении. Процесс превращения
христианства в мировую религию шел в
обстановке борьбы между общинами. Потребность
в единстве и одновременно в распространении
христианства привела к пониманию общин
верующих не как конкретных общин, между
которыми могут быть разногласия и даже
вражда, а как такого объединения христиан,
которое обладает Божьей благодатью в
целом – церкви, мистически связанной
с Божеством. [c.57] Вместе с тем во II–-III
вв. уже нет общинного самоуправления,
а начинает складываться церковная организация.
Епископы становятся единоличными руководителями
общин: они занимались организацией богослужения,
производили отбор священных книг, судили
и прощали совершивших проступки христиан,
управляли имуществом. Ведущие епископы
стали называться митрополитами (митрополит
– человек из главного города). Параллельно
с усложнением иерархии высших служителей
увеличилось и число низших чинов. Церковь
превратилась в иерархическую многоступенчатую
организацию, в которой низшие чины зависели
от высших. Внешним выражением изменений,
происходивших в христианских общинах,
явилось строительство специальных зданий
для богослужений – храмов или церквей.
Для римских властей христиане были одной
из многих религиозных групп. Официальные
гонения против христиан начались с середины
III в. Так, император Диоклетиан в 303 г. издал
постановление, запрещавшее по всей империи
христианские богослужения. Церковные
здания сносились, имущество конфисковывалось,
книги сжигались. Но церковь к тому времени
была уже достаточно организована, поэтому
многие книги были спасены, оказана помощь
пострадавшим. Инициатор преследования
христиан Галерий, ставший императором
после отречения от власти Диоклетиана,
отменил эти преследования.
В этот ранний период становления христианской
церкви и гонений на христиан сложилось
раннехристианское учение. Основные христианские
идеи, которые оказали большое влияние
на развитие политической мысли, таковы:
• идея самоценности человеческой личности.
Каждый человек создан по образу и подобию
Бога, и потому каждый человек имеет бесконечную
ценность. Из любви к человеку и ради его
спасения от греха сам Бог принял распятие.
Христианин не может отречься от своей
личности, в основе которой образ и подобие
Бога;
• идея индивидуализма. Каждый человек
имеет бессмертную душу, обладающую свободой
воли, за свои дела он несет личную ответственность
перед Богом;
• идея равенства всех людей перед Богом.
Христианство толкует идею равенства
перед Богом в том смысле, что все христиане
– дети единого Отца. Критик христианства
Ф. Энгельс трактовал христианскую идею
равенства по-другому, но и он не ставил
под сомнение наличие в христианской идеологии
идеи равенства людей. (Как известно, Энгельc
писал: “Христианство знало только одно
равенство для всех людей, а именно – равенство
первородного греха, что вполне соответствовало
его характеру религии рабов и угнетенных”.)19;
[c.58]
• христианская этика, обращенная к низшим
классам общества, подчеркивала нравственную
ценность личности, независящую от политического
или социального положения человека, и
в этом проявлялась ее демократичность;
• провозглашая самоценность человеческой
личности, а не коллективных субъектов
типа семьи, рода, племени, государства
христианское учение денационализировало
религию. Нагорная проповедь Христа, в
отличие от Закона, провозглашенного Моисеем
на Синае для еврейского народа, обращена
ко всем, кто пришел его слушать;
• формируясь как мировая религия, христианство
выработало не просто еще одну новую идею,
а сформулировало важнейший цивилизационный
принцип разделения духовной и политической
власти: а) земное отделено от небесного;
б) над земными властями стоит высшая трансцендентная
власть; в) у личности появляется духовная
опора в тяжбе с земными владыками и самим
государством.
4 вопрос
По вопросам выработки общей
концепции социальной политики государства
и системы социальной защиты граждан
высказывается множество
Государственная Дума и Совет Федерации подготовили ряд положений о социальных реформах, которые должны быть осуществлены до конца столетия.
На совещании заместителей руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ (ноябрь 1996 г.) обсуждалась программа социальных реформ в РФ до 2000 г. Разработчиком ее являлась специально созданная Государственная комиссия, в которой принимали участие руководители федеральных органов исполнительной власти, представители палат Федерального собрания, общероссийских объединений работодателей, профсоюзов и других общественных организаций, научных учреждений.
Разработчики были объединены стремлением
сделать проводимую социальную политику
более эффективной путем
При обсуждении названной выше программы
поднимались вопросы
- установить размер социальных
выплат в зависимости от
- оказывать содействие в
- при назначении пособий семьям
с детьми учитывать
- усилить работу по
Проблемы социальной защиты
в России можно
Информация о работе Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима