Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 32.52 Кб (Скачать)

1 вопрос

Политические  учения Древнего Востока, Греции и Рима

Становление и развитие политологических учений отражает борьбу за политическую власть между различными социальными группами, классами, нациями. На всех этапах развития политологии шел процесс накопления, развития, аккумуляции знаний о политике и политических явлениях. В основе зарождающейся политологии лежали господствовавшие во II —I тыс. до н.э. религиозно-мифические представления о власти и политическом порядке как о божественном предназначении. Правовые и политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, жрецов и других представителей власти как потомков или наместников богов, наделяли их божественными чертами.

К основным источникам древневосточной политической мысли относятся мифология, Пятикнижие Моисея и другие произведения Ветхозаветной части Библии, Законы Хаммурапи — древневавилонский политико-правовой памятник XVIII в. до н.э., учение персидского мыслителя VIII в. до и. э. Заратустры (Зороас- тра), учение древнекитайского мыслителя Конфуция.

Первые политические категории и понятия, появившись в философско-этической форме, заложили фундамент собственно теоретического обоснования государства и политики. В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы"), Платона ("Государство", "Политик"), Аристотеля ("Политика", "Этика") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве.

Взгляды Конфуция (ок. 551 —479 до н.э.) изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.

Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. В целом добродетель в трактовке Конфуция — это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), долга (и) и т. д. Эта нормативная целостность, ТРкоторую входят все основные формы социально-политического регулирования того времени, за исключением норм позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых явлений.

Для Конфуция и его  последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое  отношение к существующим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает это учение и от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывавших деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике.

Учение Конфуция об искусстве управления обществом  — богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Мудрый руководитель должен хорошо знать, что любят (богатство, престиж) и что ненавидят (бедность и презрение) люди; дельный чиновник должен уметь все видеть, все слышать, осторожно высказывать свое мнение, избегать рискованного и опасного действия. "Одно-единственное слово может свидетельствовать об уме или глупости человека, особенно правителя, истинность и уместность которого может подчас решить судьбу государства". Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.

Основными политологическими  произведениями Платона (427 — 347 до н.э.) являются трактаты "Государство", "Законы", диалог "Политик".

Политика, по Платону, есть царское искусство, требующее  знания и умения управлять людьми. Политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между

людьми. С одной  стороны, политика — это "единое знание" о том, как нужно управлять обществом, с другой — это "искусство управления всеми людьми". Целью политики является "забота... о целом человеческом обществе"', "благо всего государства". В отличие от богов, которые управляют людьми, непосредственно руководствуясь божественной справедливостью, политики — люди, и поэтому несовершенны. Лишь немногие избранные, души которых постигли божественную истину, знают, как правильно руководить людьми, и могут хорошо управлять обществом.

Отрицательные формы  политического устройства могут  постоянно переходить друг в друга, оставаясь несовершенными и несправедливыми. Чтобы прекратить кругооборот форм правления, необходимо утвердить на земле "идеальное государство", основанное на божественной справедливости. Высшая цель "идеального государства" заключается в том, чтобы наилучшим образом подготовить души людей к блаженству в небесном мире.

По мнению Платона, идеальное государство должно состоять из трех обособленных сословий: мудрецов-философов, являющихся одновременно правителями; стражей-воинов, призванных охранять государство от внутренних и внешних врагов; народа, т. е. ремесленников, крестьян, земледельцев, которые подчинялись двум другим сословиям.

В конце жизни  Платон значительно пересмотрел  многие положения своего учения. В диалоге "Законы" он изображает "второй по достоинству" государственный строй, где уже допускаются частная собственность, деньги, семья у всех сословий. Однако здесь значительно возрастает контролирующая роль государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. Форма политического устройства такого государства — аристократическая республика.

Платон в "Законах" различает два вида государственного устройства: первый — где над  всем стоят правители, второй — где  и правителям предписаны законы. Причем речь при этом идет о справедливых законах — "определениях разума", установленных ради общего блага государства в целом, а не блага какой-то ограниченной группы, захватившей власть.

О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей Платон писал так: "Я вижу близко гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они —

его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги".

На страже законов  стоит правосудие. Всякое государство  перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Идеальное государство  как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. Такой лучший (по Платону) тип государственного устройства можно назвать двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если несколько — то аристократическим.

 

 

 

2 вопрос

Политическая  мысль европейского средневековья

Средними веками условно называют период между Древним  миром и Новым временем. Его  принято датировать от крушения Западной Римской империи (476 г.) до XIV в. Время с XV в. и до середины XVII в. названо эпохой Возрождения и Реформации. Этот период относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.

Понимание трудов средневековых  мыслителей невозможно без знания основных идеологических постулатов христианства, которое стало теоретической  основой этого периода развития европейской общественной мысли. Христианство возникло в I веке в восточных провинциях Римской империи, как религия  угнетенных. В христианской доктрине утверждалась ценность человеческой личности; каждый создан по образу и подобию  Бога, и потому никто не может  отречься от себя, поскольку отрекается, таким образом, от Бога. Человек имеет  бессмертную душу, и лично отвечает перед Богом за все содеянное. Перед Богом все равны, как  равны между собой дети одного Отца. Внимание к отдельной личности (а не к семье, общине, государству) сделало христианство универсальной, мировой религией, не привязанной  к какому–то определенному народу или государству. С точки зрения христианской доктрины духовное было отделено от политического, земное - от небесного. Над государственной властью стоит высшая, божественная власть, которая может стать опорой для отдельного человека, недовольного земными политиками.

Постепенно, с развитием  христианства, изначальные общины христиан постепенно трансформировались, и на их основе складывалась церковная организация. Эта организация, постепенно усложняясь, приобретала иерархический характер. Усилившейся церкви, которая играла все большую роль в обществе, нужна была собственная доктрина по социально–политическим вопросам: факт разделения власти на церковную и светскую был уже налицо, однако открытым оставался вопрос об отношении церкви и государства.

Эту проблему поставил уже Августин

(345- 430 гг.) в работе  «О граде божьем». Его идея  состоит в том, что вся история  человечества представляет собой  историю борьбы двух враждующих  царств – царства света (Бога) и царства тьмы (дьявола). Приверженцы  Бога на земле, войдя в лоно  церкви, строят град Божий, а  сторонники дьявола строят светское, земное государство. Земное государство  основано на любви человека  к самому себе, на эгоизме. Это  царство греха, где идет непрерывная  борьба, происходят войны, конфликты.  Церковь же основана на самоотверженной  любви человека к Богу. По его  мнению, приоритетной в обществе  должна быть духовная власть  и церковь, как преемница божественной  воли, а смыслом истории должна  стать победа христианства во  всемирном масштабе.

Политическое учение Фомы Аквинского

(1225-1274 гг.) способствовало  окончательному становлению средневековой  религиозной догматики. Политические  взгляды этого мыслителя изложены  в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. А его работа «Сумма теологий» специально посвящена законам. Он воспринял идею Аристотеля о том, что человек есть существо общественное и политическое. Человеку изначально присуще стремление объединиться с себе подобными и жить в государстве, поскольку вне связи с другими людьми удовлетворить свои потребности невозможно. На этой основе и возникает политическая общность – государство. Становление же государства подобно процессу сотворения мира Богом. Все виды власти на земле – от Бога. От него же - и разделение на сословия.

Целью государства  является общее благо – создание условий для достойной, разумной жизни. Под достойной и разумной жизнью Фома понимал господствующее положение правителя, отчуждение от политики земледельцев, ремесленников  и торговцев, и необходимость  придерживаться завещанного Богом  долга - подчиняться правителю. Однако, если светская власть нарушает законы Бога, то подданные вправе оказать сопротивление такой власти.

3 вопрос 

Границы Средневековья могут  определяться разными подходами  к истории культуры и политики...18 Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку  его идеология– это теоретическая основа средневековья. 
 
Главный принцип средневековой политической мысли – теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. Она вполне оформилась в XIII в. Но сначала обратимся к первоначальному христианству и его идеям. [c.56] 
 
Христианство возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе Мессии (Спасителя). Большинство христианских общин были бедны. В I-II вв. их социальную базу составляли рабы, вольноотпущенники, ремесленники, значительное место среди первых христиан занимали женщины. Однако с конца I – начала II в. приток к христианам людей из средних и даже высших классов общества постепенно увеличивался. Распространению христианства в разных группах населения способствовал характер этого религиозного учения, а также форма организации христиан. 
 
Христиане собирались и в частных домах, принадлежащих их единоверцам, и под открытым небом. К ним мог прийти любой, кто хотел принять веру христиан. На собраниях, получивших название экклессии (слово “экклессия” в греческих городах означало “народное собрание” – когда-то главный орган полисного самоуправления) христиане слушали проповеди, пророчества, читали послания. В каждой общине были свои пророки, были и странствующие пророки, которые, как и апостолы (апостол – “посланец”, “посол”), переходили из общины в общину. Апостолов христиане называли “посланцами Божьими”, а себя – братьями и сестрами, никакой иерархии должностей общины не знали. Но проповедников, которые могли сослаться на то, что сами слушали учеников Иисуса, оставалось все меньше, на смену устному преданию стали приходить записи священных текстов. 
 
В I в. в некоторых общинах для руководства повседневной жизнью появились первые старейшины-пресвитеры, они выбирались общиной для осуществления организационно-хозяйственных функций. Иногда их называли епископами, т.е. надзирателями. Появились и служители низшего ранга – диаконы, в числе которых были и женщины. 
 
Во II–III вв. все большее число состоятельных людей принимало новое учение. Чтобы стать настоящими христианами, они должны были заниматься благотворительностью, отдавать часть богатства неимущим. Богатые люди были большей частью образованными, знакомыми с греческой философией.  
 
Создавались и теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения. Среди первых христианских теологов были известный адвокат Минуций Феликс, философ Климент Александрийский, Ориген. Распространение христианства в разной этнической среде приводило к расхождениями вероучении. Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке борьбы между общинами. Потребность в единстве и одновременно в распространении христианства привела к пониманию общин верующих не как конкретных общин, между которыми могут быть разногласия и даже вражда, а как такого объединения христиан, которое обладает Божьей благодатью в целом – церкви, мистически связанной с Божеством. [c.57] Вместе с тем во II–-III вв. уже нет общинного самоуправления, а начинает складываться церковная организация. Епископы становятся единоличными руководителями общин: они занимались организацией богослужения, производили отбор священных книг, судили и прощали совершивших проступки христиан, управляли имуществом. Ведущие епископы стали называться митрополитами (митрополит – человек из главного города). Параллельно с усложнением иерархии высших служителей увеличилось и число низших чинов. Церковь превратилась в иерархическую многоступенчатую организацию, в которой низшие чины зависели от высших. Внешним выражением изменений, происходивших в христианских общинах, явилось строительство специальных зданий для богослужений – храмов или церквей. 
 
Для римских властей христиане были одной из многих религиозных групп. Официальные гонения против христиан начались с середины III в. Так, император Диоклетиан в 303 г. издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения. Церковные здания сносились, имущество конфисковывалось, книги сжигались. Но церковь к тому времени была уже достаточно организована, поэтому многие книги были спасены, оказана помощь пострадавшим. Инициатор преследования христиан Галерий, ставший императором после отречения от власти Диоклетиана, отменил эти преследования. 
 
В этот ранний период становления христианской церкви и гонений на христиан сложилось раннехристианское учение. Основные христианские идеи, которые оказали большое влияние на развитие политической мысли, таковы: 
 
• идея самоценности человеческой личности. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, и потому каждый человек имеет бесконечную ценность. Из любви к человеку и ради его спасения от греха сам Бог принял распятие. Христианин не может отречься от своей личности, в основе которой образ и подобие Бога; 
 
• идея индивидуализма. Каждый человек имеет бессмертную душу, обладающую свободой воли, за свои дела он несет личную ответственность перед Богом; 
 
• идея равенства всех людей перед Богом. Христианство толкует идею равенства перед Богом в том смысле, что все христиане – дети единого Отца. Критик христианства Ф. Энгельс трактовал христианскую идею равенства по-другому, но и он не ставил под сомнение наличие в христианской идеологии идеи равенства людей. (Как известно, Энгельc писал: “Христианство знало только одно равенство для всех людей, а именно – равенство первородного греха, что вполне соответствовало его характеру религии рабов и угнетенных”.)19; [c.58] 
 
• христианская этика, обращенная к низшим классам общества, подчеркивала нравственную ценность личности, независящую от политического или социального положения человека, и в этом проявлялась ее демократичность; 
 
• провозглашая самоценность человеческой личности, а не коллективных субъектов типа семьи, рода, племени, государства христианское учение денационализировало религию. Нагорная проповедь Христа, в отличие от Закона, провозглашенного Моисеем на Синае для еврейского народа, обращена ко всем, кто пришел его слушать; 
 
• формируясь как мировая религия, христианство выработало не просто еще одну новую идею, а сформулировало важнейший цивилизационный принцип разделения духовной и политической власти: а) земное отделено от небесного; б) над земными властями стоит высшая трансцендентная власть; в) у личности появляется духовная опора в тяжбе с земными владыками и самим государством.

 

 

 

 

 

 

4 вопрос

. Современные концепции  социальной политики

По вопросам выработки общей  концепции социальной политики государства  и системы социальной защиты граждан  высказывается множество диаметрально противоположных мнений, которые  нередко имеют дискуссионный  характер. Но каждый автор вносит свой вклад в разработку основной концепции, новых технологий и методик социальной деятельности, что в конечном итоге  позволит совместными усилиями выработать эффективную и действенную социальную модель.

Государственная Дума и Совет Федерации  подготовили ряд положений о  социальных реформах, которые должны быть осуществлены до конца столетия.

На совещании заместителей руководителей  органов исполнительной власти субъектов  РФ (ноябрь 1996 г.) обсуждалась программа социальных реформ в РФ до 2000 г. Разработчиком ее являлась специально созданная Государственная комиссия, в которой принимали участие руководители федеральных органов исполнительной власти, представители палат Федерального собрания, общероссийских объединений работодателей, профсоюзов и других общественных организаций, научных учреждений.

Разработчики были объединены стремлением  сделать проводимую социальную политику более эффективной путем придания социальной направленности осуществляемым экономическим реформам. Они ставили задачу выработать механизмы, которые позволили бы при рациональном использовании финансовых и материальных ресурсов достичь намеченных результатов.

При обсуждении названной выше программы  поднимались вопросы упорядочения в целом системы социальной защиты и высказывались требования уделить  наибольшее внимание острым и неотложным социальным проблемам, повысить обоснованность предоставляемых льгот, усилить  адресность различных форм социальной защиты. В частности, предлагалось:

- установить размер социальных  выплат в зависимости от прожиточного  минимума, а не от минимальной  зарплаты;

- оказывать содействие в трудоустройстве  слабо конкурентным на рынке  труда группам населения;

- при назначении пособий семьям  с детьми учитывать среднедушевой  совокупный доход;

- усилить работу по вспомоществованию  и минимизировать льготы.      

 Проблемы социальной защиты  в России можно охарактеризовать  как «всеобщую потребность в  льготах и подачках» и превращение  процесса получения их «в национальный  вид спорта». Теми или иными  привилегиями и льготами в  соответствии с законодательством  обладает 70% населения, начиная с  кремлевских работников и кончая, может быть, ветеранами. Последних — в результате постоянного расширения списка — оказалось в 4 раза больше, чем было определено вначале. Естественно, средств на предоставление им предусмотренных законом льгот не хватает, что порождает многочисленные жалобы по поводу неисполнения закона. И государство действительно оказывается неспособным ни воздать по истинным заслугам, ни скорректировать финансовую политику в целях обеспечения нетрудоспособных и поддержания работающих.

Информация о работе Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима