Политические субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

Содержание

Политические субкультуры
Политические культурэлиты
Политическое участие
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

срсп 13 политология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Политические субкультуры
  2. Политические культурэлиты
  3. Политическое участие
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Политические субкультуры

 

Политические культуры представляют собой сложные, внутренне неоднородные системы, включающие подсистемы политических ориентации, отличающиеся от политической культуры общества в целом. В современной политологии они обозначаются термином политическая субкультура. Одно из наиболее распространенных определений этого понятия принадлежит У. Розенбауму. Политическая субкультура - совокупность политических ориентаций заметно отличающихся от ориентации значительного большинства в рамках данной культуры или, по крайней мере, от доминирующих в обществе культурных ориентаций.

 

В отечественной политологической литературе субкультура рассматривается как совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от ориентаций, доминирующих в обществе. Речь идет об особенностях политических культур различных социально-демографических и профессиональных групп.

 

Г. Алмонд подразделяет субкультуры  на вертикальные - субкультуры «масс» и «элит» и горизонтальные - религиозные, региональные, этнические. Вычленение горизонтальных политических субкультур может осуществляться по разным основаниям: социально-экономическим, классовым, национально-этническим, религиозным, демографическим и другим.

 

Региональные  субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных ресурсов и т. п. Это, в свою очередь, порождает экономические различия, влияющие на образ жизни людей, общий уровень культуры, а, следовательно, и на их политико-культурный уровень.

 

На политическую культуру региона  существенное воздействие оказывают  такие факторы, как экономическая  специализация данного региона, его место в общей системе разделения труда. Так, аграрные регионы, по опыту России, в политическом отношении более консервативны, чем промышленные. Они проявляют более низкий уровень полити­ческой активности, то есть ограничиваются участием в выборах. Но степень их участия в выборах гораздо выше, нежели в других регионах. В некоторых промышленных регионах население предпочитает высокоактивные протестные формы участия — демонстрации, забастовки и т. п., иногда социально неприемлемые.

 

Центральные регионы по уровню развития политической культуры отличаются от периферийных степенью политической сознательности и активности. Регионы, имеющие возможность обеспечить за счет находящихся у них ресурсов определенный уровень экономического и социального благосостояния, характеризуются непротиворечивой политической культурой, лояльностью по отношению к существующему режиму, стремлением к политической самостоятельности (Центральное Черноземье) [81].

 

Социоэкономические  субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а, следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.

 

Так, для предпринимательского слоя наиболее актуальными политическими  ценностями являются экономическая свобода, стабильность, контроль над государством со стороны гражданского общества, участие в принятии решений. То есть то, что составляет непосредственные политические условия активности предпринимателя. Представители данной субкультуры применяют различные способы и методы воздействия на власть, отдавая предпочтение активным формам воздействия, таким как широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур, создание политических партий, претендующих на участие во власти.

 

Этнолингвистические субкультуры связаны с языковыми, этническими особенностями соответствующих социальных групп. На политическую культуру этих групп определяющее воздействие оказывают такие факторы, как этническое самосознание и национальный характер. Политические ценности, предпочтения и установки, как правило, вторичны по отношению к этническим факторам.

 

Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей. Исламский фундаментализм, например, это не столько религиозная, сколько политическая идеология.

 

Некоторые особенности свойственны  политической субкультуре женщин. В  литературе отмечается, в частности  такое распространенное явление, характеризующее эту субкультуру в странах Запада, как склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обусловливается рядом факторов, как-то: узость социальных контактов женщин, меньшая по сравнению с мужчинами вовлеченность в общественные движения.

 

Возрастные  субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений. Данные субкультуры существуют в основном в транзитивных обществах. Старшие поколения, политическая культура которых сложилась в условиях отжившей политической реальности, имеют политические взгляды, отличные от системы политических установок молодежи. Однако возрастные отличия оказывают относительно меньшее воздействие на политическую культуру людей в стабильных системах.

 

Особенности политической субкультуры  обусловлены различиями в положении  общественных групп в экономической  и социальной структуре общества, а также образовательными, половозрастными  и другими признаками.

 

Значительной спецификой отличается молодежная субкультура. К. Манхейм писал, что основная функция молодежи состоит в том, что она своего рода резерв, выступающий на переднем плане, для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию. Поведение молодежи является в определенной мере «распредмеченным» слепком с конкретного общества.

 

II. Политические культурэлиты

 

Политическая  элита – внутренне сплоченная, составляющая меньшинство социальная общность, выступающая субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики и обладающая необходимым для этого ресурсным потенциалом. Ее характеризует близость установок, стереотипов и норм поведения, единство (зачастую, относительное) разделяемых ценностей, а также причастность к власти (независимо от способа и условий ее обретения). Используемые политической элитой ресурсы как правило многообразны и не обязательно имеют характер политических. Для характеристики ресурсного потенциала политических элит эффективно использование концепции многомерного социального пространства П. Бурдье. Важнейшей характеристикой П.э. является способ легитимации власти, обуславливающий механизмы выработки и принятия политических решений, а также трансляции принятых решений на уровень массового сознания и поведения.

 

Существует  три основных подхода к процедуре  выделения политической элиты в  общей элитарной структуре общества: позиционный, заключающийся в определении степени политического влияния того или иного лица на основе занимаемой им позиции в системе власти; репутационный, основанный на выявлении рейтинга политика на базе сведений, представляемых о нем другими заведомо властвующими лицами; основанный на участии в принятии стратегически важных политических решений. Отличие последнего, согласно которому политическая элита включает лиц, принимающих стратегически важные решения, в том, что в его основе не изучение феномена политического лидерства (исходящих из понимания власти как способности влиять на лица, определять их действия), а использование представлений о природе политической власти в обществе как способности влиять на принятие решений.

 

Как определенная система взглядов теория элиты была разработана в  начале XX в. В. Парето, Г. Моской, Р. Михельсом. В разработке отдельных направлений теории элиты участвовали Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Й.А. Шумпетер, К. Маннгейм, Ч.Р. Миллс, Г. Ласуэлл и др. С позиций Г. Моски общество независимо от своего общественно-политического строения извечно разделено на два класса: господствующий политический класс (монополизирующий функции управления) и управляемый класс, неорганизованное большинство. В этой схеме более многочисленный (в западном обществе) средний класс выступает подножием и опорой правящего. Вместе с тем, без обновления элиты невозможна социальная стабильность.

 

Предотвратить вырождение элиты возможно посредством обновления политического класса. Соответствующие процессы описываются с использованием представлений о механизмах и каналах рекрутирования элиты, разнящихся в зависимости от типа общества. В рамках современной политической системы к таким каналам относятся государственный аппарат, органы местного управления, политические партии, армия, религиозные организации, система образования. Преобладающее значение того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политической системы, спецификой политического режима и т.д. Возможности горизонтального передвижения членов П.э. в системе разнообразных каналов рекрутирования характеризуются понятием проницаемости каналов рекрутирования. Важны также понятия персонального состава и качественного состава политической элиты. Принцип рекрутирования является в современной политической науке одним из наиболее значимых оснований типологизации элит (по К. Манхейму, – отбор по крови, по принципу владения и по достигнутому успеху).

 

Политическая  элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Другими словами, элита – это  высшая часть социальной группы, класса, политической общественной организации.

 

Основы современных концепций  элит заложены в трудах итальянских  социологов Гаэтано Моска (1858 – 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 – 1923 гг.) и  немецкого политолога Роберта Михельса (1876 – 1936 гг.).

 

Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет...материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".

 

Моска Г. считал господство меньшинства  неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над  неорганизованным большинством.

 

Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он прежде всего выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:

 

1.         Парето  делал упор на замене одного  типа элиты другим, а Моска  – на постепенном проникновении  в элиту "лучших" представителей  масс.

 

2.         Моска  абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.

 

3.         Для Моски  элита – политический класс.  У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.

 

Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.

 

Характерными  чертами политической элиты являются следующие:

·           это  небольшая, достаточно самостоятельная  социальная группа;

·           высокий  социальный статус;

·           значительный объем государственной и информационной власти;

·           непосредственное участие в осуществлении власти;

·           организаторские  способности и талант.

 

  III. Понятие политического участия

      

      Участие в политической  жизни  является  непосредственным  показателем

самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею  своих  прав,

выражением понимания человеком  своего социального  статуса  и  возможностей.

Именно участие индивида в политике в конечном  счете  показывает,  насколько

эта сфера жизни способна служить  не  только  интересам  крупных  социальных

групп, но также запросам и чаяниям  рядового гражданина, обычного человека.

       Как уже говорилось,  отдельный  индивид  способен  выполнять  функции

профессионального политика; лица, действующего в рамках групповых интересов

и вместе с тем осуществляющего  автономную  линию  поведения  независимо  от

потребностей той или иной общности. Об особенностях осуществления  индивидом

элитарных и лидерских функций  речь пойдет далее,  а  сейчас  остановимся  на

характеристике политического  участия рядового гражданина.

       Известный американский  политолог Дж. Нагель  определяет  политическое

участие как действия, посредством  которых рядовые члены  любой  политической

системы влияют или пытаются влиять на результаты  ее  деятельности.  В  этом

Информация о работе Политические субкультуры