Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:08, реферат
Разобраться в многообразие политических режимов, определить, чем отличается это понятие от формы правления, государственного строя, определить основные политические режимы-все эти цели автор ставила перед собой, при написании данной реферативной работы.
ВВЕДЕНИЕ
1.Суть политического режима
2.Классификация политических режимов
3. Виды политических режимов
3.1 Тоталитаризм
3.2 Авторитарные режимы
3.3 Демократические режимы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)»
Кафедра истории Отечества
Факультет
Курс
Группа
РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА
На тему: ______________________________
Студент
(подпись) (фамилия и. о.)
Руководитель
(должность, фамилия и. о.)
Оценка
(оценка, дата, подпись руководителя)
Санкт-Петербург
2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.Суть политического режима
2.Классификация политических режимов
3. Виды политических режимов
3.1 Тоталитаризм
3.2 Авторитарные режимы
3.3 Демократические режимы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Разобраться в многообразие
политических режимов, определить, чем
отличается это понятие от формы правления,
государственного строя, определить основные
политические режимы-все эти цели я ставила
перед собой, при написании данной реферативной
работы.
В первую очередь следовало
разобраться с понятием «политический
режим» и с его сутью.
Во второй главе я рассматривала
проблему классификации существующих
режимов и привела соответствующие примеры.
В следующей части были раскрыты
3 основных политических режима: тоталитарный,
авторитарный, демократический.
По-моему мнению, тема достаточно актуальна
на сегодняшний день, разобраться в ней
необходимо для понимания процессов, которые
происходят в России, возможности определения
их будущего развития
Суть политического режима.
Политический
режим- неотъемлемая часть
Политический режим (от лат. regimen
— «управление») описывает совокупность приемов
и методов осуществления политической
власти, степень реализации демократических
прав и свобод личности, отношение государственных
институтов к правовым основам собственной
деятельности, а также меру соответствия
официальных норм и реалий политической
жизни .Известный французский деятель
Ж.-Л.Кермон обозначал политический режим
как сложный комплекс идеологического,
институцианального и социологического
порядка, способствующих образованию
политической власти в данной стране на
определенный период времени.
В свою очередь, его соотечественник, также
небезызвестный социолог Р.Арон призывал
рассматривать при анализе политических
режимов следующие факты:
-Конституция, которую политики понимают
как способ правления( демократический,
тоталитарный, авторитарный)
-Вид партийной системы (однопартийная,
двухпартийная, многопартийная
-Способ существования режима ( выборы,
избирательный закон)
-Роль групп давления и интересов в политическом
обществе
-Политический
персонал ( политические лидеры, государственные чиновники
и т.д.)
В связи с вышесказанным политический
режим можно охарактеризовать как комплекс
политических отношений, средств и методов,
применяемые властями, связь государственной
власти общества, классовых и социальных
взаимоотношений, господствующей идеологии,
состояния политического сознания и культуры.
«Понятие политического режима, получив
распространение в западно-европейской
обществоведческой литературе на рубеже
XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает
оставаться объектом теоретических споров.
Широко известна его трактовка в качестве
характеристики государственной власти
по формальному источнику — верховенству
политической воли индивидуально-определенного
физического лица, «элитарной» социальной
группы или большинства населения. Подобное
понимание восходит к традиции, заложенной
«Политикой» Аристотеля, однако сегодня
на практике оно оказывается малопродуктивным,
поскольку приводит к фактическому отождествлению
того или иного типа политического режима
с конкретной формой правления. В действительности
же далеко не всегда монархия является
символом сохранения автократических
или тоталитарных традиций, а провозглашение
республики — обязательным условием демократических
преобразований. Так, в некоторых государствах
с республиканской формой правления политический
режим выступает как авторитарный или
даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран).
В то же время применительно к ныне существующим
в Западной Европе типичным конституционным
монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия,
Швеция и др.) при анализе и описании принципов
осуществления политической власти, реализации
прав и свобод граждан можно говорить
о демократическом режиме» 1
Очень часто политический режим принимают
в качестве характеристики государства,
на ряду с формой государственного устройства
и формой правления ,описывающей комплекс
осуществления власти. Данный подход,
с точки зрения политологии, является
ограниченным, поскольку не учитываются
изменения взаимодействия государства
с другими элементами политической системы
и обществом, определяющие механизмы и
меру реализации свобод и прав. Деятельность
политической системы включает в себя
также множество других социальных процессов,
которые отражают интересы, роль всех
групп, слоёв и других объединений в сфере
формирования властно-управленческих
структур.
Формулировки «политический режим» и
«государственный режим» схожи, но
все же их следует различать. Первое понятие
объясняет характер власти и условия жизни
общества, второе-характеризует методы
осуществления государственной власти.
Политический режим охватывает ряд динамических
аспектов политической жизни общества,
поэтому существует возможность классификации
политических режимов по различным критериям.
В настоящее время существует огромное
количество классификаций политических
режимов. Примером может служить разделение
согласно характеру взаимоотношений государства
и церкви-так называемые светские и теократические
режимы, или в соответствии с принципом
разделения ветвей власти (законодательная,
исполнительная, судебная) и т.д.
Не
редко, создание классификации является
самостоятельной исследовательской задачей
и ученые полагают, что систематизация
должна совмещать как теоритическую последовательность
так и эмпирическую адекватность. Вот
некоторые из ее видов:
При использовании различных классификаций
типологии, мы прибегаем к теоритической
идеализации : любой существующий политический
режим есть сочетание противоположных
видов организации общественных отношений-демократизма
и авторитарности. Авторитарность направлена
на одностороннюю власть государственных
институтов, на установление жесткой дисциплины
среди граждан и их беспрекословному подчинению
распоряжениям и законам. Демократизм
подразумевает равноправие, свободу выбора,
многопартийность. На практике ,соотношение
этих направлений непостоянна и более
того, не соответствует какому-то «регламенту»,
установленной теорией. В отличии от государственного
строя или формой правления, политический
режим динамичен в границах той или иной
«обобщающей модели» выражаясь в разнообразных
вариантах. Примером может служить Франция,
во времена правления администрации Ш.
де Голля: при усилении президентской
власти ,явно увеличилась авторитарная
тенденция ,однако даже после усмирения
леворадикальных волнений, которые
охватили страну в 1968 году, это не создало
диктатуру личной власти и не вылилось
в ликвидацию институтов демократических
прав и свобод.
Даже не смотря на некую упрощенность
типологии «демократический — авторитарный
— тоталитарный режимы» помогает проводить
сравнительный анализ многообразия политических
режимов, представленных в современном
мире ,при помощи деления их на более авторитарные
или более демократические
Типы политических
режимов
Тоталитаризм.
Итальянские исследователи Дж.
Строгая
централизация государственной власти,
принадлежащая аппарату правящей партии,
властной организации, упразднение органов
местного самоуправления, утрачивание
самостоятельности автономных образований
- характеристики тоталитарного режима
страны. Чаще всего главой государства
и правительства становится пожизненный
лидер ,который в своих руках концентрирует
всю высшую законодательную, исполнительную,
а ,порой, и судебную власти. Население
государства фактически отстраняют от
системы управления, поскольку представительные
органы образуются с явными нарушениями
принципа единого избирательного права,
либо вовсе ликвидируются .Примером может
служить нацистская Германия, в которой
часть депутатов назначал сам Гитлер,
в то время как остальных « избирала»
главенствующая партия.
Политическая
элита использует возможности тоталитаризма
для получения скрытых от общества привилегий,
льгот: бытовых, в том числе медицинских,
образовательных, культурных и т.п.
Тоталитаризм имеет определенные
преимущества при управлении государством
за счет быстрых сроков принятия необходимых
законов, упрощенных процедур. Но его финальные
формы, как об этом свидетельствуют история,
представляют печальное зрелище тупика,
упадка, разложения.
При установлении тоталитарного
режима, властные органы решительно и
резко подавляют любые возможности сопротивления
выбранному политическому курсу, явно
демонстрируя многочисленные виды насилия
и тирании. Усиливается вмешательство
во все области общественной жизни силовых
структур ( армия, полиция, органы безопасности).
В экономике, обычно, правит государственный
монопольный контроль, но это не значит,
что полностью прекращается проведение
реформ, напротив, власть идет на некоторые
незначительные уступки для частных предпринимателей.
Так же, на государственных предприятиях
возможно использование системы внеэкономического
принуждения.
Одной из значительных особенностей тоталитаризма
является однопартийность либо присутствие
под жестким контролем нескольких партий
и профсоюзов, которые поддерживают
режим. Под строгим запретом находится
существование и деятельность оппозиционных
партий и движений, в связи с этим, они
вынуждены действовать за пределами государства
или находиться в подполье. Противники
режима терроризируются правоохранительными
органами ,для их заключения, ссылки или
убийства обычно не требуются юридические
процедуры.
Для
тиранического режима свойственна отмена
действия конституции либо ее приостановка
на неопределенный срок, при этом распоряжения,
указы Главы государства приобретают
силу закона. Значительно ограничиваются
свободы и права граждан, интересы
личности подчиняются какой-либо идеологии,
«высшим» интересам нации.
Авторитарные режимы
Авторитаризм может быть представлен
различными формами. Но при любом его виде,
народ не принимает участие в образовании
и контроле государственной власти. Возможно
существование некоторых представительных
органов, но в действительности они не
играют в жизни общества никакой роли,
жизнью в стране заправляет правящая элита,
неограничивающая себя законами, привилегиями,
льготами .В этой среде, существует еще
более узкая группа должностных лиц ,которые
управляют страной. Если руководство образовывается
через военный или государственный переворот,
то авторитарный режим устанавливает
клика или хунта .Среди управляющей клики
выделяется лидер, сильный и харизматичный
человек ,влияние которого велико, но он
не склонен самостоятельно принимать
решения, поэтому нужда в различных советах,
рекомендациях очень велика. И хотя
мнение общества не идеализирует лидера,
присваивая титул вождя, но оно ориентируется
на него.
Авторитарному
режиму характерно централизованное управление,
решения власти, которая часто не учитывает
экономические ,национальные, географические,
бытовые, религиозные особенности различных
групп населения, выполняются далеко не
добровольно .Использование насильственных
методов принуждения, объясняет невозможность
существования авторитарного государства
без военного и полицейского аппарата,
в свою очередь суд- вспомогательный инструмент,
в связи с тем, что широкое распространение
получают внесудебные методы принуждения
людей.
Существование оппозиции
, как и в тоталитаризме, невозможно. В
политической жизни могут участвовать
и несколько партий, но они обязаны следовать
курсу, который выбрала правящая элита
,в ином случае их объявляют запрещенными
и их участников жестко наказывают, применяя
порой незаконные методы расправы. Даже
если свобода личности формально провозглашаются
властью, фактически, человек ее лишен,
так же как и гарантий своей безопасности,
вследствие применения мер принуждения.
Особыми
видами авторитаризма являются политические
режимы в странах Арабского Востока, где
и по сей день существует традиционная
форма правления- дуалистическая или абсолютная
монархия. Для таких государств характерна
централизация всего государственного
управления в руках монарха, а представительные
органы отсутствуют либо не имеют действительной
власти. Монарх имеет право назначать
и освобождать от должности чиновников,
издавать законы, распоряжаться средствами
казны, а население страны не участвует
в контроле за управлением и не влияет
на законотворчество
Влияние авторитарного режима на социальное развитие страны неоднозначно и обнаруживает некоторые преимущества, которые ощутимы в экстремальных ситуациях. Конечно, авторитаризм способен обеспечивать общественный порядок и при необходимости решать назревшие проблемы, например такие как, осуществление ускоренной экономической модернизации. Но в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Опытным примером может служить Корея,о.Тайвань и другие «новые индустриальные страны» ,в которых после стремительного развития наступило исчерпывание «конструктивного потенциала» авторитаризма ,что вынуждает вводить новые более демократичные реформы.