Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:57, контрольная работа
Цель данной работы – исследовать разнообразие политических режимов и их сущность.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:
- раскрыть понятие политического режима;
- изучить общее особенное в организации либерального и демократического режимов;
- раскрыть понятие и основные черты тоталитаризма;
Введение 3
1. Понятие политического режима 5
1.1 Типы политических режимов 6
1.2 Тоталитаризм. 6
1.3 Авторитаризм. 9
1.4 Демократия. 12
2. Сравнительный анализ политических режимов 18
Заключение 23
Список используемой литературы 24
В зарубежной и отечественной политической науке относительно демократии исследуются функции государства, степень участия масс в управлении и тому подобных, разработано много теорий и моделей демократического развития.
Модель “элитарной” демократии создал В. Парето. Он утверждал, что с переходом общества к индустриальной стадии развития появится необходимость создания специального управленческого аппарата, без которого демократия невозможна. Актуальность модели В.Парето была доказана историческим развитием общества и отброшена лишь в 40-50-х гг. XX ст., когда в политической деятельности обосновался либерализм.
Плюралистическую модель демократии создал А.Бентли, основное содержание которой заключалось в том, что любые группы, которые имеют собственные интересы, влияют на власть, стараясь таким образом осуществить реализацию своих целей через политическую деятельность. Модель А.Бентли была отвергнута из-за опасности дестабилизации и паралича власти.
Главной чертой демократии Р. Даль считает постоянную реакцию правительства на потребности своих граждан. Эта реакция находится в прямой зависимости от трех прав (возможностей) граждан:
1) формулировать свои потребности;
2) информировать
о своих интересах других
3) иметь предпочтения
(потребности), которые определяли
бы деятельность правительства
и не подвергались бы
Демократия отличается от других режимов как степенью реализации гарантий или значительными размерами допустимой оппозиции (т. е. политической конкуренции), так и пропорцией населения, которое обладает правом контроля за деятельностью правительства и состязания с ним – правом участия в политической конкуренции.
Поскольку демократия имеет более двух указанных измерений, а также потому, что в мире нет полностью демократизированных систем, Р. Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин – «полиархия».
Полиархия описывается Р. Далем как политический режим, характеризующийся следующими семью институтами:
1) выборные власти,
облеченные правом контроля
2) свободные
и справедливые выборы, в которых
редко встречаются
3) избирательное
право, распространяющееся
4) право всех взрослых граждан претендовать на избрание;
5) свобода выражения мнения;
6) альтернативные
источники информации и право
граждан на поиск
7) организационная
самодеятельность, т. е. право
граждан формировать
Немало современных ученых связывают содержание демократии с элитами и доказывают, что демократия благодаря выборам должна дать дорогу достойным представителям элиты. Они считают, что демократии надлежит оберегать общество от людей, которые долго находятся у власти, предотвращать чрезмерную концентрацию власти. Кое-кто из современных практических политиков активно подвергает критике толкование демократии как власти народа, предостерегает от тотальной политизации общественного организма, но не поддает сомнению тот факт, что как раз демократия постоянно поддерживает в среде правящей верхушки состояние поиска и самосовершенствования. Некоторые ученые доказывают опасность сведения демократии к самому высокому идеалу.
Перед странами,
которые избрали
Если проанализировать проблемы утверждения демократии, связанные как с экономикой, так и с политикой, то к таким проблемам прежде всего следует отнести отставание инфраструктуры рыночной экономики от развития собственности. Как раз демократия и должна обеспечить легитимизацию рынка. Рынок и капитализм как таковые не могут быть самодостаточными условиями утверждения демократии. Примером этого есть пиночетовский режим в Чили. Соотношение понятий “либерализм” и “демократия” тоже не однозначно. Либерализм предпочитает свободу перед равенством, а демократия – равенство перед свободой.
Саму демократию ныне следует понимать как форму политической самоорганизации общества, которая означает определенную дистанцию между государством и обществом. Она должна быть не только техническим аспектом определенных реформ, а и шкалой ценностей, системой жизни, где основным постулатом служат равенство и права человека. При демократии нет места ни одному застою, идеология не должна заслонять демократические ценности, плюрализм должен быть источником власти, необходимо обеспечить примат суверенитета народа. Конституция государства, которое двигается к демократии, должно выполнять три основные задачи:
-фиксировать определенную форму правления;
-закреплять и выражать согласие народа;
-регламентировать полномочия правительственных структур.
Чисто политическими проблемами перехода от тоталитаризма к демократии есть отторжение западных политических институтов или скорости их введения без учета характера и ментальности народа. Чтобы стать демократом, человек, учитывая психологию, должен вырасти и социализироваться в демократической среде. В посттоталитарных странах нет внутренней интеграции демократических государственных институтов в общественный организм. Так, в Японии капитализация объединена с корпоративностью, и некоторые ученые называют японскую демократию корпоративной. Как раз сохранение традиционных ценностей японской ментальности позволило Японии эффективно пройти дорогу модернизации и войти в состав самых развитых демократических стран. То есть, модель модернизации должна быть оригинальной для каждой страны. Для стран бывшего СССР в особенности важным является поиск способов органического объединения правового государства, рыночной экономики и исторических традиций государственности.
Демократия, в ее современном понимании, призвана обеспечить оптимальное объединение экономической эффективности и требований социальной справедливости, свободы предпринимательства, социального равенства и тому подобное. В большинстве современных стран твердо установились те или другие разновидности демократических государственных режимов (страны Северной и Западной Европы, Северной Америки). И лишь в немногих странах, преимущественно Ближнего Востока, Африки, сохраняются различные модификации антидемократических государственных режимов.
Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:
В тоталитарных режимах государство контролирует
все сферы жизни общества. Господствует
одна партия, сращённая с государственным аппаратом.
Такая партия обладает строгой иерархией,
стоит над правительством. Наличие партии-государства
При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.
В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;
При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.
А в демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);
При тоталитаризме и авторитаризме государственные лидеры
и партийная элита принимают решения
Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.
При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.
При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.
Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество - это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.
В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.
При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.
В демократических государствах ни одна
идеология не признаётся в качестве официальной.
Провозглашается принцип плюрализма, содействующий
существованию многообразия политических
сил с конкуренцией между ними за представительство в органах
государственной власти. Он предполагает
легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками
различных точек зрения. Необходимыми
условиями для существования
При тоталитаризме господствует одна
политическая партия, имеющая монопольное право на
политическую деятельность. Такая партия
имеет строгую иерархию, её члены занимают
все важнейшие посты в
При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:
-представительство - выражение интересов определенных групп населения;
-социализация - вовлечение части
населения в число своих
-идеологическая функция - разработка
привлекательной для
-участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
-участие в формировании