Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 09:13, реферат

Описание работы

В настоящие время, время становления российской государственности. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

Содержание

Введение.
Глава 1 Понятие политический режим
Глава 2 Виды политических режимов
Демократические режимы
Недемократические режимы
Тоталитарный
Авторитарный
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.

Глава 1 Понятие  политический режим

Глава 2 Виды политических режимов  

Демократические режимы  

Недемократические режимы  

Тоталитарный  

Авторитарный

Заключение

Список литературы

Введение.

В настоящие  время, время становления российской государственности. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Эта тема на протяжении последних десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками – Денисов А.И., Петров В.С., Лазарев В.В., Алексеев С.С., Липень С.В. и т.д. Каждый из них по своему развивает эту тему, рассматривая ее в историческом аспекте на примере множества государств с различным государственным устройством.

Целью данной работы является знакомство и обобщение  известной литературы русских авторов  касающейся политических режимов.

Понятие политический режим

Термин «Политический  режим» появился в 1960-1970 гг. Именно в эти годы в юридической литературе появились издания в которых этот термин употребляется, (например Денисов), и разрабатывается его понятие, (например Петров) – эти авторы подробно разрабатывали и развивали тему сущности и формы государства, хотя их точки зрения по вопросу о «Политическом режиме» не совпадали.

Так Денисов  А.И. в своей работе подробно останавливается  на вопросах типы государства, сущность государства. Рассматривает точки  зрения на государство с глубокой древности до современных дней.

В разделе: «Форма государства» он дает определение форме  государства: «Под формой государства  понимается в широком смысле образ  правления и государственное  устройство, а в узком смысле –  только форма правления» .

Политический режим он к «Форме государства» не относит. О нем Денисов пишет следующее: «От формы правления государственного устройства отличается политический режим. Термин политический режим в теории государства и права, применяется для обозначения любой классовой сущности государства, и в этом смысле он тождественен термину диктатура, либо того или иного метода осуществления классового господства» .

Спустя несколько  лет появляется работа Петрова, в  которой он уделяет много места  вопросам методологии и объяснению основных категорий государства с точки зрения философии. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

«Под формой государства понимают организацию  политической власти в государстве, взятию в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима» . 

Понимая так  форму государства, он дает определение  ее трех элементов: «Форма правления  – это организация верховной  власти в государстве, характеризующаяся  ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. 

Форма государственного устройства – это административно  территориальная и национально  государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи  составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом. 

Политический  режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» .

Эта точка зрения стала ведущей в теории государства и права, но не единственной. Понимание политического режима в кругах теоретиков государства и права, как бы образовало два лагеря: один из них придерживается мнения, что политический режим относится к форме государства, и в этом близок к Петрову, а другой – относит политический режим к сущности государства, и в этом схож с Денисовым.

Виды политических режимов.

Политический  режим является одним из важнейших  составных формы государства. Теоретики  государства и права выделяют политических режимов несколько видов, подразделяя их на две большие категории, а именно демократические и недемократические.  

Демократические режимы.

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой  степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние  на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты  демократического режима:

1) Суверенитет  народа: именно народ выбирает  своих представителей власти  и может периодически сменять  их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая  выборность основных органов  государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия  защищает права отдельных личностей  и меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство  прав граждан на участие в  управлении государством: свобода  создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости  от того, как народ участвует в  управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно  участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система  может иметь практический смысл  только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом  участия граждан в осуществлении  власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе

формой политического  участия является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они  имеют общие объединяющие черты:

1) Народовластие  - т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN-носитель верховной власти в государстве );

2) Правительство  основано на согласии управляемых;

3) Правило большинства;  признание подчиненного меньшинства  большинству при уважении интересов  и мнений  меньшинства

4) Правило меньшинства;

5) Гарантии основных  прав человека;

6) Свободные  и честные выборы;

7) Равенство  перед законом;

8) Справедливое  судопроизводство;

9) Конституционное  ограничение правительства;

10) Социальный, экономический, идеологический и  

политический плюрализм;

11) Ценности  сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления  демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются президентская  республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской  основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть три главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вестминистерской моделью”, имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров  формируется на основе коалиции (соглашения ) различных партий , из которых ни одна не имеет абсолютного большинства  в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными ( Италия ).

Информация о работе Политические режимы