Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

При написании данной работы была использована достаточно распространенная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

Содержание

Сущность и типы политических режимов
2. Демократические режимы
3. Либеральный политический режим
4. Недемократические режимы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)


Министерство образования Российской Федерации.

Всемирный Технологический Университет.

Кафедра: ООД.

 

 

 

      Контрольная работа

По дисциплине «Политология»

На тему: Политические режимы.

 

 

 

                                            Выполнил: ГазиеваС.А.

                                                                             Группа: з.Ф - 07 (5)

                                                                             Проверил: Байкенжин Я.

                                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2009

 

 

Содержание

1. Сущность и типы политических режимов                                                  

2. Демократические режимы                                                                              

3. Либеральный политический режим                                                             

4. Недемократические режимы                                                                          

Заключение                                                                                  

Список литературы                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и типы политических режимов.

Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разо­браться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна  пе­решла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталита­ризма” к  “демократии”.

              В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терми­нами.

              Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политиче­ским режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозна­чающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политиче­ской власти. Не существует единой типологии политических режимов. Харак­тер политического режима  никогда прямо не указывается в Конституциях го­сударств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании».

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, по­скольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влия­ние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незна­чительно отличаются друг от друга.

Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.

Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:

по тому, в чьих руках власть;

по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большин­ства из средних в имущественном отношении людей).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “не­правильным”  формам  относятся:  тирания (власть в руках тирана), олигар­хия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (боль­шин­ства ) над властью).

О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:

способы и порядок формирования органов государственной власти,

порядок распределения между различными государственными орга­нами компетенции и характер их взаимоотношений,

степень гарантированности прав и свобод граждан,

роль права в жизни общества и решении государственных дел,

место и роль в государственном механизме армии, полиции, контр­разведки, разведки и других аналогичных им структур, степень ре­ального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

основные способы разрешения возникающих в обществе социаль­ных и политических конфликтов».

В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространен­ных, клас­сификаций политических режимов предполагает деление  их на: тота­литарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значи­тельные из  политических режимов следующие четыре:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в от­дельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

 

2. Демократические режимы

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) -на­родовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , ос­нованной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равен­ство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демокра­тия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае явля­ется властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:

Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

Периодическая выборность основных органов государства. Прави­тельство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

Ра­венство прав граждан на участие в управлении государством: сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, напри­мер, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является пле­бисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важней­ших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических ре­шений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть - гра­ждане избирают в органы власти своих представителей, которые при­званы вы­ражать их интересы в  принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры вы­боров могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выбор­ные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подот­четны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объе­диняющие черты:

Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

Правительство основано на согласии управляемых;

Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

Гарантии основных прав человека;

Свободные и честные выборы;

Равенство перед законом;

Справедливое судопроизводство;

Конституционное ограничение правительства;

Социальный, экономический, идеологический и  политический плюра­лизм;

Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются прези­дентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой прави­тельства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой пар­ламентской республики является образование правительства на парламентской основе  (обычно парламентским большинством) и его формальная ответствен­ность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к прави­тельству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, прини­маемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сосло­вий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политиче­ской жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное со­циальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демокра­тии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических усло­виях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скаты­ванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования раз­рушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная цен­ность демократического режима намного выше его некоторых негативных кон­кретно-исторических форм. Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством совре­менное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоре­чиями, возможными кризисами.

 

3. Либеральный политический режим.

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение та­кого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утвер­ждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция по­литических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократиче­ский режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также полити­ческие методы и способы осуществления власти, которые основаны на сис­теме наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономиче­ски самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятель­ным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за лично­стью и т.п.

Информация о работе Политические режимы