Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Цель моей контрольной работы - разобраться в многообразии политических режимов, отличиях этого понятия от формы правления и формы государственного устройства, государственного режима. Рассмотреть основные политические режимы.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Понятие политического режима, его сущность и основные признаки. Характеристика основных типов политических режимов. . . . . . . . . . . . . .4
II. Тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Работа содержит 1 файл

политические режимы.docx

— 38.55 Кб (Скачать)

         С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные  методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления  проводимому курсу. Значительно  активизируется деятельность и вмешательство  во все сферы общественной жизни  силовых структур — армии, полиции и органов безопасности. В экономической сфере, как правило, господствует монопольный контроль со стороны государства, что, однако, не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения.

         Для «идеального» тоталитаризма наиболее характерна однопартийная система  или же существование под жестким  контролем нескольких партий и «официальных»  профсоюзов, поддерживающих режим. Деятельность оппозиционных партий и движений строго запрещена, поэтому они вынуждены  либо находиться в глубоком подполье, применяя нелегальные методы борьбы, либо действовать в эмиграции. Противники режима подвергаются полицейскому террору  в том смысле, что для их заключения в тюрьму, концлагерь или физического  уничтожения обычно не требуется  даже формальных юридических процедур.

         Характерная особенность тоталитарного режима — отмена или приостановка на неопределенный срок действия конституции. При этом указы Главы государства, распоряжения структур исполнительной власти или  армейские директивы приобретают  силу закона. Демократические права  и свободы граждан существенно  ограничиваются, интересы личности оказываются  подчиненными «высшим» интересам нации, общества или реализации какой-либо идеологической доктрины.

         3.2 Авторитарные режимы

         Авторитарные  режимы, выражая интересы соответствующих  социальных слоев и групп, определенного  политического класса, обычно содействуют  развитию рыночных отношений в экономике  и социуме при общем директивном  контроле над ними. Эти режимы используют широкий ряд политических методов и приемов сохранения своей власти и руководства обществом. Среди них: создание соответствующей политико-правовой базы режима, использование государственных ресурсов для обеспечения благоприятных результатов выборов, формальный (или направляемый) политический плюрализм, который выражается в том, что власти прибегают к избирательному запрещению или временной приостановке деятельности некоторых партий, общественных объединений, профсоюзов и т.д. Характерен также контроль над основными средствами массовой информации, которые выступают апологетами режима.

         «Не допуская сильной оппозиционной  политической деятельности, авторитарные режимы сохраняют известную автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитаризме, например, может отсутствовать строгий контроль со стороны властей над производством, образованием, культурой Вмешательство в экономику обычно носит ограниченный характер, может направляться как на поддержку национального капитала, так и олигархических групп, связанных с режимом».

         Особую  разновидность авторитаризма представляют политические режимы в некоторых  государствах Арабского Востока, где  и сегодня сохраняется традиционная форма правления — абсолютная или дуалистическая монархия. Для  таких монархий характерно отсутствие или декоративный характер представительных органов, сосредоточение всей полноты  государственной власти в руках  монарха, занимающего трон в установленном  порядке престолонаследия. Монарх обладает монопольным правом издания законов, по-своему усмотрению назначает и  освобождает от должности чиновников, распоряжается средствами государственной  казны. При этом население страны практически не оказывает влияния на законотворчество и не участвует в контроле за управлением.

         Воздействие авторитаризма на ход социального  развития далеко неоднозначно и обнаруживает немало достоинств, наиболее ощутимых в экстремальных ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой  способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости  сконцентрировать усилия и ресурсы  на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. Однако в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического  выражения своих разнообразных  интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Именно об этом свидетельствует опыт Республики Корея, о. Тайвань и других «новых индустриальных стран», где  после двух-трех десятилетий быстрого экономического развития «конструктивный  потенциал» авторитаризма начинает исчерпываться и, по-видимому, наступает  время определенных демократических  реформ. Повышение образовательного и культурного уровня населения  ряда, ранее экономически отсталых регионов мира, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых  идей, усиление международных контактов  в условиях глобализации — все  это является стимулом к осуществлению  тех или иных демократических  преобразований.

         3.3 Демократические режимы

         Понятие демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») означает разновидность режима, власти (государственной или общественной), которая избирается большинством народа (прямо или через представителей) в интересах его основных социальных групп и конкурирующих политических сил, реализуется при его определенном участии и косвенном контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». Сущность демократии состоит в том, что она представляет собой такую форму правления при посредстве народа, когда власть, как правило, осуществляется профессиональными политиками.

         Демократические режимы наиболее распространены в экономически развитых странах с устойчивыми  традициями демократии, либерализма  и плюрализма, активистской политической культурой. «Характерные черты демократических  режимов:

         1) признание народа в качестве  источника власти: выборность основных  органов власти и должностных  лиц, их подотчетность избирателям;  подконтрольность и ответственность  государственных органов, формируемых  путем назначения, перед выборными  учреждениями;

         2) провозглашение основных демократических  прав и свобод; равенство всех  граждан перед законом; легальное  существование плюрализма во  всех сферах общества (эконономической,  социальной, политической, информационной  и др.), наличие развитой дву-  или многопартийности;

         3) построение государственного устройства  по принципу «разделения властей»;

         4) создание необходимых условий  для развития «среднего класса»,  выступающего социальной основой  демократического режима, недопущение  резких «разрывов» в уровнях  доходов различных социальных  и этнических групп, создания  механизмов их реального доступа  к материальным, духовным и иным  благам и ценностям общества».

         В современных условиях весьма распространена модель представительной, плюралистической демократии. В соответствии с ней  в обществе преобладают мощные организованные группы, а правительство играет в  основном роль посредника между ними и, кроме того, часто само выступает  как одна из таких групп. Каждая группа действует в собственных интересах, а правительство способствует координации  и достижению компромиссов, с тем, чтобы как можно полнее удовлетворить  желания наиболее могущественных групп.

         Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности  использования в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. В любом  демократическом государстве сохраняется  аппарат принуждения и насилия, который может быть использован  для подавления массовых антиправительственных  выступлений. Однако в условиях развитой демократии подобные действия властей  достаточно редки. Обычно взаимоотношения  государственных институтов с гражданским  обществом основываются на пониманий  того факта, что судьба «народных  избранников» в конечном счете зависит  от воли избирателей, и, для того чтобы  получить или сохранить уже имеющиеся  властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства населения, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика  политического маневрирования, успех  которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы  снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках  достижения того или иного компромисса, контролировать экономическую и  политическую ситуацию в стране.5

         В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие  у граждан тех или иных прав и свобод, но не всегда определяет, каким  образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции  право на труд не является гарантией  от безработицы, а для того чтобы  воспользоваться свободой слова  или печати, необходимо располагать  определенной денежной суммой для оплаты эфирного времени или публикации объявления в прессе, не говоря уже  об издании собственной газеты. Средства массовой информации могут не только содействовать реализации права  на свободу слова, но и выступать  в качестве одного из инструментов воздействия на общество в интересах  наиболее могущественных социальных сил.

         Мерилом действенности демократического режима является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, возможности  участия людей в политике, уровень  и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания  общества. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Тесты.

      1-в

      2.

Критерий Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Степень политической свободы Политический  режим, который стремиться   к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами общества. монополия на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института. политический  режим, в основе которого лежит метод  коллективного принятия решений  с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии
Степень принуждения и насилия форма отношения  общества и власти, при которой  политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя  с ним единое целое, полностью  контролируя все аспекты жизни  человека. Проявления оппозиции в  любой форме подавляются или  пресекаются государством. Контролируются все сферы общественной жизни гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: не обязательно  поддерживать режим, достаточно его  терпеть. Для авторитаризма характерна намеренная деполитизация масс, их довольно слабая политическая информированность; Граждане вправе учреждать относительно независимые  сообщества или организации, в том  числе, политические партии. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина. Граждане имеют свободу слова и не подвергаются влиянию и насилию
Принципы  организации власти. Место и роль государства В государственном  управлении тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. Практически  управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а  строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. при авторитаризме  высшей ценностью является государство  как средоточие властных функций (идея государства как надклассового  верховного арбитра); Парламентская демократия. Правительство назначается  законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному  главе государства (монарху, президенту или специальному органу). В парламентской  республике глава государства периодически избирается парламентом, или эту  должность совмещает председатель правительства.

Президентская республика. Президент выбирается народом  напрямую и является главой исполнительной власти.

Зрелость  гражданского общества Гражданское общество не оказывало влияния на государственную  власть, т.к все их проявления пресекались  государством  Экономическая отсталость и слабость гражданского общества, а значит и неразвитость механизмов саморегуляции общества обусловливают расширение и увеличение функциональной нагрузки на государство. Гражданское общество в демократическом государстве достаточно развито. Общество оказывает влияние на развитие государства, путем выборов президента который будет представлять их интересы
 

         3.- а

         4.-а

         5.-б. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Заключение.

         В своей контрольной работе я раскрыла сущность понятия политического режима, разобралась в отличиях от политической системы, государственного режима.

         Показала пример классификации политических режимов. Сделала вывод, что используя указанные типологии, мы неизбежно прибегаем к теоретической идеализации потому, что всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных.

         В заключение мной были рассмотрены основные политические режимы: тоталитарные, авторитарные, демократические.

         Таким образом, можно сказать, что в  мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что  в целом в современную эпоху  действует определенная тенденция  к увеличению числа демократических  режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к демократическим  или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства  стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии». 
     
     
     
     
     

         Список  использованных источников.

1.Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

2.Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.

3 С.Г. Киселев. Политология. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С. 140..

4. Гайдар, Е. Т. Авторитарные режимы : причины нестабильности [Текст] / Е. Т. Гайдар // Общественные науки и современность. 2006. № 5.

5. Политология [Текст] / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. СПб., 2005.

Информация о работе Политические режимы