Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Термин политический режим – производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель. Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине XX в. В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М.Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В силу этого понятие политический режим имеет синтезированный характер. Можно сказать, что именно анализ этого режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

Содержание

Понятие политического режима.
Классификация политических режимов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 76.50 Кб (Скачать)
  • признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;
  • господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;
  • существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;
  • всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;
  • централизованное руководство и управление экономикой.
 

     Авторитарный  режим.

     Авторитаризм  (от лат. auctoritas – власть, влияние; auctor – зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением свей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей групп. Для авторитаризма характерны: диктатура личности, высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати.

     Политическая  структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать. При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не влияют на характер политического режима.

     Некоторые ученые рассматривают тоталитарный режим как особую, наиболее реакционную  разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

     Конечно, нельзя не отметить, что они имеют  как значительное сходство, так и  существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что  тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей, которые позволяют рассматривать их как самостоятельные типы политических режимов.

     В отличие от тоталитаризма при  авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями.

     Авторитаризм  является одним из наиболее распространенных типов политической системы.

     Основные  признаки авторитарного режима:

  • контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан;
  • как и тоталитарный, авторитарный  режим не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы;
  • идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется;
  • разрешено все, кроме политики;
  • частичный контроль над средствами массовой информации;
  • запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполнительным органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера.

     Авторитарный  режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

     Демократический режим.

     Демократия  (от гр. demos – народ и kratos – власть) – власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политических режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

     Это понятие впервые встречается  у Геродота. Тогда демократию рассматривали  как особую форму государственной  власти, особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. В последнее время очень широкую популярность приобрело определение демократии, данное А.Линкольном: «Government of the people, by the people, for the people» (Правление народа, для народа, посредством народа).

     Демократия  ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении.

     В настоящее время демократию рассматривают:

  • как форму устройства любой организации; как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решений большинством;
  • как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии,  гласности, плюрализме, толерантности;
  • как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.

     Важнейшими  признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством (каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность);
  • принятие решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • пределы власти устанавливаются обществом в соответствии с законами. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции находятся вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.
  • всласть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.
  • для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

     Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности граждан и государства. Закон защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение к народу как к суверенному источнику власти.

     Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Политология: учеб. для вузов/ С.В.Решетников, Н.П.Денисюк, М.Ф.Чудаков и др.; под ред. С.В.Решетнокова. – 5-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 488 с.
  2. Политология: учеб./ А.Ю.Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Порспект, 2004. – 624 с.
  3. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов/Р.Т. Мухаев; М.: Издательство «ПРИОР», 2000. – 400 с.
  4. Политология: учебное пособие/ Г.Т.Тавгадов; М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416 с.
  5. Основы социологии и политологии: учебник/ Г.И.Козырев; М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 240с. – (Профессиональное образование).
  6. Политология (базовый курс)/ М.Ю.Зеленков; М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.

Информация о работе Политические режимы