ВВЕДЕНИЕ
Политический
режим (от лат. reqimen-управление) означает
совокупность приемов, методов,
форм, способов осуществления политической
государственной власти в обществе,
характеризует степень политической свободы,
правовое положение личности в
обществе и определенный тип политической
системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность
средств и методов осуществления
экономической и политической
власти господствующего класса.
В политическом режиме действительно
проявляется функциональная сторона
государственной власти и
других институтов политической
системы. Именно через политический
режим государство оказывает
воздействие на общество.
Но и сам политический
режим по отношению
к формам функционирования
государственной власти обладает
самостоятельностью. С его
помощью можно определить
различные периоды жизнедеятельности
основных институтов политической
системы общества, развития
или эрозии демократии, степень
участия масс в формировании
органов власти.
Политический режим каждой страны
не только влияет на политическое
развитие общества, на его
социально-классовую ситуацию,
но и сам определяется,
прежде всего, социальной
сущностью соответствующего
государства. В рабовладельческом
обществе политический режим
любого государства, так или
иначе, был связан с делением
людей на свободных и
рабов, что определяло их статус
в политической системе и отношения
к ним со стороны государственной
власти; при феодализме тот
же статус вытекал из крепостнических,
внешнеэкономических отношений;
в условиях демократии политический
режим обуславливается фактом
признания равенства всех
людей перед законом при одновременном
признании из неравенства
по отношению к собственности;
в социалистическом обществе
конституировалось формальное
равенство всех его членов
не только в политической,
но и социально-экономической
и духовной сферах.
Исторические типы государств,
как правило, не совпадали
с типами политических режимов.
В рамках одного и того же
типа государства и одной
и той же формы правления
могли существовать разные
политические режимы. Афинское и
Римское государства в
Древнем мире были рабовладельческими
республиками, но по характеру
политических режимов существенно
отличались друг от друга:
если в Афинах активное
участие в политической
жизни принимали все свободные
граждане, то в Римской
республике фактическая власть
была сосредоточена в руках
рабовладельческой верхушки.
В современном мире можно говорить
о множествах режимах, которые
незначительно
отличаются друг от друга.
СУЩНОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
Термин «политический режим»
появляется в научном обороте
в 60-е гг. XX века; категория «политический
режим», по мнению некоторых ученых, в
силу синтетического характера должна
была рассматриваться в качестве синонима
формы государства. По мнению других, политический
режим вообще должен быть исключен из
состава формы государства, поскольку
функционирование государства характеризует
не политический, а государственный режим.
Дискуссии того периода дали начало широкому
и узкому подходам к пониманию сущности
политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический
режим к явлениям политической
жизни и к политической системе общества
в целом. Узкий – делает его достоянием
лишь государственной жизни и государства,
поскольку он конкретизирует другие элементы
формы государства: форму правления и
форму государственного устройства, а
также формы и методы осуществления государством
своих функций. Политический режим предполагает
и требует широкого и узкого подходов,
ибо это соответствует современному пониманию
политических процессов, проходящих в
обществе в двух основных сферах – государственной
и общественно-политической; а также характеру
политической системы, включающей в себя
государственные и негосударственные
общественно-политические организации.
Все составные части политической системы:
политические партии, общественные организации,
трудовые коллективы (а также и «внесистемные»
объекты: церковь, массовые движения и
т. п.) – испытывают значительное влияние
государства, его сущности, характера
функций, форм и методов деятельности
и т. д. Вместе с тем существует и обратная
связь, поскольку и государство в значительной
мере воспринимает воздействие общественно-политической
«среды обитания». Это влияние распространяетс
я, на форму государства, в частности на
политический режим.
Таким образом, для характеристики
формы государства имеет важное
значение политический режим как в узком
смысле слова (совокупность приемов и
способов государственного руководства),
так и в широком понимании (уровень гарантированности
демократических прав и политических
свобод личности, степень соответствия
официальных конституционных и правовых
форм политическим реалиям, характер отношения
властных структур к правовым основам
государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы
государства отражаются внеправовые
или правовые способы осуществления власти,
методы использования «материальных»
придатков государства: тюрем, иных карательных
учреждений, диктаторские или демократические
приемы воздействия на население, идеологическое
давление, обеспечение или, наоборот, нарушение
свободы личности, защиты прав граждан,
участия в народа, политических партий,
мера экономической свободы, отношение
к тем или иным формам собственности и
т. д.
Какие виды политических режимов
существуют? Их очень много, поскольку
на ту или иную разновидность политического
режима оказывает влияние множество факторов:
сущность и форма государства, характер
законодательства, фактические полномочия
государственных органов и юридические
формы их деятельности, соотношение общественно-политических
сил, уровень и стандарты жизни, и состояние
экономики, формы классовой борьбы или
классового сотрудничества. Существенное
влияние на вид политического режима оказывают
исторические традиции страны, а в более
широком смысле – своего рода общественно-политическая
«атмосфера», складывающаяся подчас вопреки
пожеланиям господствующего в государстве
слоя или вразрез с директивными прогнозами.
На вид политического режима может оказать
воздействие и международная обстановка.
На разных исторических этапах формируются
различные политические режимы, они неодинаковы
в конкретных государствах одного и того
же времени.
Политический режим, как правило,
всегда является политико-правовым
режимом и это обстоятельство нельзя упускать
из виду. Определение политического режима
всегда связано с тем, в каких правовых
или антиправовых формах он предстает
перед исследователем. Именно конкретная
правовая система в содержании своих правоустановительных
и правоприменительных актов, в организации
политической и судебной власти, закрепленной
роли армии и других характеристиках позволяет
достаточно точно определять вид политического
режима, прогнозировать его динамику.
Вывод о неразрывной связи
политического режима и его
правовой формы, подкрепленной историческим
анализом и теоретическим рассуждениями
в рамках современного социального знания,
имеет научное и практическое значение.
По виду политического режима подчас обозначают
и само государство, его природу, поскольку
политический режим воплощает самые основные
характеристики государственного властвования.
Таким образом, изучение методов
и способов, с помощью которых
государство управляет проживающими на
его территории людьми, т. е. политического
режима, становится также объективно необходимым
для постижения формы (устройства) государства.
Теория государства в зависимости
от тех или иных критериев
выделяет виды политических режимов, которые
применялись в многовековой истории государственности.
Эти виды представляют собой широкий диапазон
между авторитарным и демократическим,
крайними полюсами на всей шкале политических
методов власти.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Он основывается на демократических
методах и средствах властвования
и политического участия народа
в принятии властных решений.
Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве
является народ. Он избирает
власть и наделяет ее правом решать любой
вопрос, опираясь на собственное
мнение. Законы страны защищают
народ от произвола власти
и власть от произвола отдельных
людей.
2. Политическая власть носит легитимный
характер и осуществляет свои
функции
в соответствии с принятыми законами.
Основной принцип политической
жизни демократического общества
— "гражданам разрешено все,
что не запрещено законом,
а представителям власти —
только та деятельность, которая
предусмотрена соответствующими подзаконными
актами".
3. Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от друга
законодательной, исполнительной
и судебной
власти).
Парламент наделен исключительным
правом издавать законы. Высшая
исполнительная власть
(президент, правительство)
имеет право законодательной,
бюджетной, кадровой инициативы.
Высший судебный орган наделен
правом определять соответствие
издаваемых законов конституции
страны. В условиях демократии три ветви
власти уравновешивают друг друга.
4. Демократический режим характеризуется
правом народа влиять на выработку
политических решений (путем одобрения
или критики в средствах массовой
информации, демонстраций или лоббистской
деятельности, участия в предвыборных
кампаниях). Политическое
участие народа в выработке
принимаемых решений гарантируется
конституцией страны,
а также международными правовыми
нормами.
5. Важной характеристикой
демократического политического
режима
является
политический плюрализм, предполагающий
возможность образования двух- или
многопартийной системы, конкуренция
политических партий и их влияние
на народ, существование на
законных основаниях политической
оппозиции как в парламенте и вне его.
6. Демократический политический
режим характеризуется высокой степенью
реализации прав человека. К ним относятся
нормы, правила и принципы взаимоотношений
государства и граждан.
Демократический режим предполагает
признание за гражданами широких
прав и свобод, легально действующие оппозиционные
партии, формирование правительства теми
партиями, которые одержали победу на
соответствующих выборах и т.д.
Авторитарный
политический режим
Авторитарный режим –
это система правления,
при которой власть осуществляется
одним конкретным лицом при минимальном
участии народа. Это одна из
форм политической диктатуры.
В роли диктатора
выступает индивидуальный политический
деятель из элитарной среды
или правящая элитарная группа.
Если эти лицом является королевская семья
– в этом случае авторитарный режим
называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с
помощью аппарата принуждения
и насилия армии. В отличии
от демократического режима
власти, где репрессивный аппарат
действует в рамках закона, в
авторитарном государстве средства
насилия, наоборот, держатся на виду.
Власть, подчинение и порядок
ценятся при авторитарном режиме
правления больше, чем свобода, согласие
и участие в политической
жизни народа. В таких условиях
рядовые граждане вынуждены
повиноваться законам, платить
налоги без личного участия в их обсуждении.
Существующие в авторитарных
государствах для ширмы
демократические институты реальной силы
в обществе не имеют. Легализуется
политическая монополия одной партии,
поддерживающей режим. При этом
режиме исключается деятельность
других политических партий
и общественных организаций.
Отрицаются принципы конституционности
и законности. Игнорируются разделения
властей. Происходит строгая
централизация всей государственной
власти. Главой государства и правительства
пожизненно становится лидер
правящей авторитарной партии. Вождизм
превращается в официальный
государственный принцип. Теория и практика
авторитарного правления были выражены
в афоризме «Государство – это я»,
высказанном Людовиком XIV.