Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:16, реферат

Описание работы

Политический режим (от лат. reqimen-управление) означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..1
СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ………………………………….2
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ…………………………4
Авторитарный политический режим………………………………5
Тоталитарный политический режим………………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
Список использованной литературы:……………

Работа содержит 1 файл

политические режимы.docx

— 41.49 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Политический  режим (от лат. reqimen-управление) означает  совокупность  приемов,  методов,  форм, способов  осуществления политической  государственной власти  в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое  положение личности  в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

      Режим -  управление,  совокупность  средств  и  методов  осуществления  экономической и политической  власти господствующего класса.

      В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и   других  институтов  политической  системы.  Именно через политический  режим государство оказывает  воздействие на общество.   Но и  сам  политический  режим   по   отношению   к   формам   функционирования  государственной власти обладает  самостоятельностью.  С  его   помощью  можно определить   различные   периоды   жизнедеятельности   основных   институтов политической  системы  общества,  развития  или  эрозии  демократии,  степень  участия масс в формировании  органов власти.

      Политический режим каждой страны  не  только  влияет  на  политическое  развитие  общества,  на  его   социально-классовую   ситуацию,   но   и   сам определяется,   прежде   всего,   социальной   сущностью    соответствующего  государства.  В  рабовладельческом   обществе   политический   режим   любого государства, так или  иначе, был связан  с  делением  людей  на  свободных  и  рабов, что определяло их статус  в политической системе и отношения  к ним  со стороны государственной  власти; при феодализме  тот   же  статус  вытекал  из крепостнических,   внешнеэкономических   отношений;  в  условиях  демократии политический  режим обуславливается фактом  признания  равенства  всех  людей перед законом при одновременном  признании  из  неравенства   по  отношению  к собственности;  в  социалистическом  обществе  конституировалось  формальное  равенство всех  его  членов  не  только  в  политической,  но  и  социально-экономической  и духовной сферах.

      Исторические типы государств,  как  правило,  не  совпадали   с  типами политических режимов.  В рамках одного и того же  типа государства и  одной   и той же  формы  правления   могли  существовать  разные  политические  режимы. Афинское и   Римское  государства  в   Древнем  мире  были  рабовладельческими  республиками, но по характеру  политических  режимов  существенно   отличались друг  от  друга:  если  в  Афинах  активное  участие  в  политической  жизни принимали все  свободные   граждане,  то  в  Римской   республике  фактическая власть  была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

      В современном мире можно говорить  о множествах режимах, которые

незначительно отличаются друг от друга.

СУЩНОСТЬ  ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

      Термин «политический режим»  появляется в научном обороте  в 60-е гг. XX века; категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию сущности политического (государственного) режима.

      Широкий подход относит политический  режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической; а также характеру политической системы, включающей в себя государственные и негосударственные общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяетс я, на форму государства, в частности на политический режим.

      Таким образом, для характеристики  формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

      В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

      Какие виды политических режимов  существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

      Политический режим, как правило,  всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

      Вывод о неразрывной связи  политического режима и его  правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

      Таким образом, изучение методов  и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т. е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства.

      Теория государства в зависимости  от тех или иных критериев  выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

     Он основывается на демократических  методах и средствах властвования  и политического участия народа  в принятии  властных  решений.  Характеризуется следующими чертами:

          1. Источником власти в государстве   является  народ.  Он  избирает власть и наделяет ее правом решать любой  вопрос,  опираясь  на собственное мнение. Законы страны  защищают  народ  от  произвола  власти  и  власть  от произвола отдельных людей.

      2. Политическая власть носит легитимный  характер и  осуществляет  свои

функции в соответствии с принятыми законами. Основной  принцип  политической жизни  демократического  общества  —  "гражданам  разрешено  все,   что   не запрещено  законом,  а  представителям  власти  —  только  та  деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".

      3.  Для  демократического   режима   характерно   разделение   властей (отделение друг  от  друга законодательной,  исполнительной   и   судебной

власти). Парламент наделен исключительным  правом  издавать  законы.  Высшая исполнительная    власть    (президент,    правительство)    имеет     право законодательной,  бюджетной,  кадровой  инициативы.  Высший  судебный  орган наделен  правом  определять  соответствие  издаваемых  законов   конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

      4. Демократический  режим  характеризуется   правом  народа  влиять  на выработку политических решений (путем  одобрения  или  критики  в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,   участия  в предвыборных   кампаниях).   Политическое   участие   народа   в   выработке принимаемых   решений   гарантируется   конституцией   страны,    а    также международными правовыми нормами.

      5.  Важной  характеристикой   демократического   политического   режима

является  политический  плюрализм,  предполагающий  возможность  образования двух- или многопартийной  системы,  конкуренция  политических  партий  и  их влияние  на  народ,  существование  на  законных   основаниях   политической оппозиции как в парламенте и вне его.

           6. Демократический политический  режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

          Демократический режим предполагает  признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д. 

Авторитарный  политический режим

      Авторитарный  режим  –   это  система  правления,  при  которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии народа.  Это одна  из  форм  политической  диктатуры.   В   роли   диктатора    выступает индивидуальный  политический  деятель  из  элитарной  среды   или   правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом  случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

      Сохраняются такие режимы с   помощью  аппарата  принуждения   и  насилия армии.  В  отличии  от  демократического  режима  власти,  где  репрессивный аппарат действует в  рамках  закона,  в  авторитарном  государстве  средства насилия, наоборот,  держатся на виду.

      Власть, подчинение и порядок  ценятся при авторитарном режиме  правления больше, чем свобода, согласие и  участие  в  политической  жизни  народа.  В таких условиях рядовые  граждане  вынуждены  повиноваться  законам,  платить налоги без личного участия в их обсуждении.

      Существующие в авторитарных  государствах  для  ширмы   демократические институты реальной силы  в  обществе  не  имеют.  Легализуется  политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При  этом  режиме  исключается деятельность  других  политических  партий   и   общественных   организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются  разделения властей.  Происходит  строгая  централизация  всей  государственной  власти. Главой государства и  правительства  пожизненно  становится  лидер  правящей авторитарной партии.  Вождизм  превращается  в  официальный  государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в  афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV.

Информация о работе Политические режимы