Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:35, контрольная работа
Исследование политических режимов, динамика их развития в современном мире - одна из насущных проблем политической науки, имеющих не только большую теоретическую, но и практическую значимость. В современном мире идет интенсивный процесс перехода тоталитарных, авторитарных режимов в демократические. Происходит важное переплетение элементов традиционных и современных форм политических режимов на путях формирования новой человеческой цивилизации.
Введение
Политический режим как категория политологии………………........4
Критерии классификации и основные типы политических режимов .6
3.Политический режим в России :история и современность……….......16
Заключение………………………………………………………….……..20
Библиографический список……………………………………………....22
АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Авторитарный
режим — государственно-
В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти
В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В силу этого важнейшими политическими институтами в обществе являются дисциплинарные структуры государства: его силовые органы (армия, полиция, спецслужбы), а равно и соответствующие им средства обеспечения политической стабильности (тюрьмы, концентрационные лагеря, превентивные задержания, групповые и массовые репрессии, механизмы жесткого контроля за поведением граждан). При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом.
В обощенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:
— сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;
— права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;
— в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;
— политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;
— государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;
— обширный государственный
сектор жестко регламентируется государством.
Как правило, он функционирует в
рамках рыночной экономики и вполне
уживается с частным
— осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;
— власть опирается
на силу, достаточную, чтобы в случае
необходимости принудить
— при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;
— режиму свойственны
унитарные формы государства
с жесткой централизацией власти.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
В переводе
с греческого "демократия" означает
"власть народа" (demos - народ, cratos -
власть). Более развернутое определение
демократии, ставшее классическим, было
дано американским президентом А. Линкольном
в его известной геттисбургской речи (1863
г.): правление народа, избранное народом
и для народа. Но, несмотря на очевидность
трактовки демократии как народовластия,
существует ряд проблем, относящихся к
содержанию и функционированию демократии.
Эти вопросы вызывают серьезные споры,
что нашло отражение в появлении разных
теорий демократии. Упор делается на ее
различные свойства: свободу (либерализм),
равенство (марксизм), участие народа в
принятии решений (партисипаторная теория,
или демократия участия), конкуренцию
за голоса избирателей между элитами (элитарныетеории).
Сущность демократии конкретизируется
в определенной совокупности ценностей,
институтов и процедур. Рассмотрим основные
из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого
принципа означает, что народ является
источником власти, именно он выбирает
своих представителей власти и периодически
их сменяет. Признание этого принципа
означает, что конституция, форма правления
могут быть изменены при всеобщем согласии
народа и по установленным, закрепленным
в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных
органов власти позволяет обеспечить
четкий легитимный механизм преемственности
власти. Государственная власть рождается
из честных выборов, а не посредством военных
переворотов и заговоров. Власть выбирается
на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право
и тайное голосование. Демократические
выборы предполагают реальную соревновательность
различных кандидатов, альтернативность
выбора. Реализация принципа "один гражданин
- один голос" раскрывает смысл политического
равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права
человека характеризуют принципы отношений
между государством и гражданами и определяются
как свободы. Свобода - это защищенность
личности от произвола других людей и
власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле
Всеобщей Декларации прав человека, принятой
Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны
четыре свободы: свобода слова, свобода
убеждений, свобода от страха и свобода
от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются
с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами люди
пользуются как частные лица, и они защищают
граждан от произвола власти. К ним можно
отнести равенство всех граждан перед
законом, право на частную жизнь, право
не подвергаться пыткам, наказанию без
суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину
возможность участвовать в процессе управления
и влиять на принятие решений законодательными
и исполнительными органами: право избирать
и быть избранным, свобода выражения политических
суждений, свобода голосования, право
на демонстрации, право на создание политических
и общественных организаций, право подавать
петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация
этих прав - необходимое условие обеспечения
политического равенства. Связано это
с тем, что провозглашение политического
равенства не устраняет сложившейся практики,
когда отдельные граждане в силу своего
общественного статуса и благосостояния
располагают большими возможностями влиять
на власть, используя для этого СМИ, непосредственные
контакты с правительственными чиновниками,
дружеские связи. Реализация социально-экономических
прав призвана сгладить имеющееся социальное
неравенство и повысить тем самым активность
рядовых граждан в политической жизни.
Наконец, эти права закрепляют условия
жизни, которые выступают своеобразным
иммунитетом против страха нужды, например
страха перед безработицей, нищетой. Они
включают в себя право на достойный жизненный
уровень, гарантии социальной защиты,
право на образование и участие в культурной
жизни, доступ к здравоохранению. Содержание
экономических прав зафиксировано в Международном
пакте об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.). Они включают
в себя право каждого человека зарабатывать
себе на жизнь трудом, который он свободно
выбирает, и право на справедливые и благоприятные
условия жизни. Реализация этих прав требует
подкрепления гарантиями против дискриминации
в приеме на работу, в оплате труда по признакам
пола, религии, расы или языка. Обеспечение
социальных и экономических прав предполагает
активность государства в разработке
и осуществлении социальных программ.
Рассматривая перспективы развития демократии,
ряд авторов указывает на актуализацию
в будущем требований гарантий равенства
в сфере экологии.
Отметим, что свобода слова, свобода печати,
доступ к средствам информации рассматриваются
демократической общественностью как
необходимые условия реализации других
прав. Эти свободы позволяют гражданам
критиковать правительство, выражать
протест против нарушения каких-либо индивидуальных
и коллективных прав, участвовать в дебатах
по важнейшим общественным проблемам.
Демократическая практика последних десятилетий
характеризуется признанием необходимости
гарантировать коллективные права религиозных,
этнических и языковых меньшинств. Они
включают в себя гарантии против проявления
дискриминации в какой-либо форме, а также
право на сохранение самобытности. Декларация
Генеральной ассамблеи ООН (1992 г.) к этим
правам относит следующие: развивать свою
культуру, исповедовать свою религию и
обряды, использовать для общения свой
язык, принимать участие в процессе принятия
решений, касающихся этого меньшинства
и др.
Конституция - документ, закрепляющий
права и свободы граждан, обязательства
государства по защите этих прав и предусматривающий
механизм разрешения споров между личностью
и государством.
Принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную в построении
государственного аппарата позволяет
избежать возможности злоупотреблений
со стороны любой из ветвей власти.
3
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РОССИИ ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга — досоветскому, советскому и постсоветскому — соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось прежде всего в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.
Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 г., была характерна диктатура, тс усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.
Особой
разновидностью диктаторского политического
режима является диктатура пролетариата,
установленная после
Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.
Однако
по характеру государственная
Слабая
степень разделения политических ролей
и функций говорит о
Подобная
система в период президентства
Б.Н. Ельцина создавалась
В
условиях чрезмерной концентрации власти
в руках президента и исполнительных
органов фактически отсутствуют
возможности постоянного
В начале XXI в. происходит трансформация политического режима в России. Это связано с президентством В.В. Путина, который стремится к реальным социально-экономическим преобразованиям, учитывающим потребности широких слоев общества. Однако на этом пути существенным препятствием выступает наследие, доставшееся ему от предшествующего президента в виде абсолютной нищеты значительных слоев общества, высокой степени преступности, коррумпированности и продажности чиновников, угрозы распада федерации.
Для того чтобы преодолеть эти негативные последствия, В.В. Путин выстраивает новую модель политического режима — модель «управляемой демократии». Она предполагает значительную концентрацию власти в руках президента при его контроле за деятельностью парламента, что позволяет ему легетимизировать свои политические решения в законодательных актах и иметь поддержку своего политического курса со стороны представителей народа. Однако существенная опасность такой модели заключается в отсутствии системной оппозиции режим может все больше приобретать откровенно авторитарные черты, перерастающие в режим личной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной контрольной работы выступал анализ политических режимов – их основных признаков и характеристик.
В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством - от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическими режимами. В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.).
И
в заключение необходимо отметить, что
политический режим – более подвижное
и динамичное явление, чем система власти.
В этом смысле эволюция одной политической
системы может осуществляться по мере
смены нескольких политических режимов.
Например, установившаяся в XX столетии
в СССР система советской власти трансформировалась
в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся
в годы так называемой хрущевской «оттепели»
(в 60-х гг.), а впоследствии – в режим коллективного
руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно
олицетворяют собой определенную государственную
политику, вырабатывают и осуществляют
тот или иной политический курс, целенаправленно
проводят конкретную линию поведения
государства во внутри- и внешнеполитической
сферах. Как показывает исторический опыт
наиболее развитых индустриальных государств,
с точки зрения самосохранения наиболее
выгодной и предпочтительной для правящих
режимов является политика центризма.
Независимо от ее идеологической нагрузки,
именно такая политика способствует минимизации
конфликтов в сложноорганизованных обществах,
помогает наиболее конструктивно использовать
политический потенциал всего общества,
поддерживает взаимоуважительные отношения
между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство
режимов в качестве одного из наиболее
распространенных средств укрепления
собственных позиций выбирает популизм.
Так называется тот тип политики, который
основывается на постоянном выдвижении
властями необоснованных обещаний гражданам,
на использовании демагогических лозунгов,
методов заигрывания с обществом ради
роста популярности лидеров.
Однако независимо от того,
режим какого типа складывается в той
или иной конкретной стране или какой
политический курс предлагается стране,
вся деятельность властей в конечном счете
подчиняется целям сохранения стабильности
контролируемых ими политических порядков
в стране.