Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:00, доклад
Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
Политические
права и свободы отличаются от
личных, социальных, экономических
и других прав, тем, что как правило,
тесно связаны с
В отличие от
личных прав, которые принадлежат каждому
человеку, многие политические права и
свободы принадлежат толькогражданам
государства. Но все политические права
и свободы, принадлежащие как человеку,
так и гражданину, пользуются равной судебной
защитой, т. е. гарантируются государством,
хотя по содержанию многие из них предполагают
критику, инакомыслие, оппозицию правительству
и прямые антиправительственные действия
(демонстрации, митинги и др.).
Свобода печати и информации. Первоосновой
свободы печати, как это вытекает из ч.
4 ст. 29 Конституции, является право каждого
человека искать и получать информацию.
Это означает, что государство в лице любых
его органов, а также и общественные организации
обязаны предоставлять интересующимся
сведения о своей деятельности, если эти
сведения не являются согласно закону
государственной тайной.
Далее, каждый человек вправе передавать,
производить и распространять информацию
любым законным способом, т. е. он может
сделать ее достоянием общества под собственную
ответственность за ее достоверность,
для чего создать свою газету, использовать
государственный или частный канал телевидения,
выступить с публичной лекцией. Распространение
информации не должно быть монополией
государства - в этом залог полноты и объективности
информации, получаемой обществом.
Особое значение принадлежит массовой
информации, которая реализуется через
информационные агентства и различные
средства (СМИ) - газеты, журналы и т. д.
Конституция гарантирует свободу массовой
информации. Этот общий принцип открывает
дорогу для беспрепятственного создания
любым лицом (включая лиц без гражданства
и иностранцев) газет и других СМИ и распространения
в них любой информации, не затрагивающей
государственную тайну. Независимое телевидение
и пресса не обязаны согласовывать свои
материалы с каким-либо государственным
органом (например, с Государственным
комитетом РФ по печати), они вправе отбирать
информацию, предоставляемую им от госорганов,
самостоятельно строить свои отношения
с международными информационными агентствами,
направлять за рубеж собственных корреспондентов.
Согласно Конституции цензура (этот
страшный бич прошлых лет) запрещается.
Конкретные гарантии свободы средств
массовой информации содержатся в Законе
"О средствах массовой
информации" от 27
декабря 1991 г.
Право на объединение. По своему содержанию
право на объединение предусматривает
возможность создания общественных, т.
е. негосударственных, объединений, а именно:
политических партий, профсоюзов, предпринимательских
союзов и других общественных организаций.
Каждый человек вправе не только создавать
эти общественные объединения вместе
с другими людьми, но и вступать в уже созданные,
участвовать в их деятельности, а также
беспрепятственно выходить из них. Конституция
РФ устанавливает только три положения,
связанные с реализацией этого права.
а) Право на объединение принадлежит
каждому человеку. Однако, есть законные
ограничения для некоторых лиц, например,
военнослужащих, судей, прокуроров.
б) Государство гарантирует
свободу общественных
объединений. За исключением ограничений,
предусмотренных в Конституции, государство
не вправе ограничивать цели и задачи
общественных объединений, вмешиваться
в их внутреннюю деятельность. "Запрещается
создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации, подрыв
безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной розни"
(ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Несколькими законами запрещается создание
партийных организаций в государственных
структурах - вооруженных силах, милиции,
органах прокуратуры, высших учебных заведениях.
Политические партии и движения не вправе
создавать свои структуры по производственному
принципу, т. е. на заводах, в учреждениях,
компаниях и т. д.
в) Никто не может быть
принужден к вступлению
в какое-либо объединение
или пребыванию в нем.
Право на мирные собрания
и публичные манифестации. В Российской
Федерации это право принадлежит только
ее гражданам, хотя Международный пакт
о гражданских и политических правах закрепляет
его без такого ограничения. Конституция
РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться
мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Целью таких действий граждан является
обсуждение проблем, представляющих общие
интересы, выражение поддержки политики
властей или протеста против нее, стремление
сделать свою позицию по тому или иному
вопросу достоянием общественности.
Право участвовать
в управлении делами
государства. Это право принадлежит
только гражданам Российской Федерации
и реализуется ими, как сказано в ст. 32
Конституции, как непосредственно, так
и через своих представителей. Данное
право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции
положение о народовластии, которое носит
обобщенный, декларативный характер. А
конкретно устанавливаются право граждан
на участие в проведении референдумов
и свободных выборов и право быть избранными
в органы государственной власти, органы
местного самоуправления, иметь доступ
к государственной службе и отправлению
правосудия, обращаться в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Право избирать и быть
избранными. Это право граждан стоит
в центре всех процессов формирования
органов государства, т. е. носит властеобразующий
характер. Всеобщие выборы органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
а также референдумы предоставляют народу
уникальную возможность контроля за деятельностью
этих органов вплоть до полной смены правителей.
Право избирать и быть избранным (избирательные
права) в наибольшей степени дает ощущение
принадлежности гражданина к своему государству
и демократизма этого государства.
Равный доступ к государственной
службе. Это демократическое право очень
важно для предотвращения бюрократизации
государственного аппарата и превращения
его в самодовлеющую силу, оторванную
от народа.
Содержанием понятия равного доступа
к государственной службе является право
граждан на занятие любой государственной
должности без всякой дискриминации. Речь
идет о равных возможностях для каждого
гражданина поступить на государственную
службу при наличии вакансий и профессиональном
соответствии. Нельзя отказать в этом
гражданину в связи с его расой, полом,
национальностью, языком, социальным происхождением,
имущественным положением, местом жительства,
отношением к религии, убеждениями, принадлежностью
к общественным объединениям.
Право участвовать
в отправлении правосудия. Это право
призвано обеспечить демократический
порядок формирования судебных органов.
Оно предоставляет каждому гражданину
возможность без всякой дискриминации
занять должность судьи, быть присяжным
заседателем, народным заседателем.
Право обращений. Граждане России имеют
право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные послания
в государственные органы и органы местного
самоуправления. Это право предусматривает
возможность обращаться с просьбой, жалобой
или предложением в любой орган и к любому
должностному лицу вплоть до Президента
РФ и обязанность должностного лица дать
ответ на это обращение. Обращение может
содержать как личные вопросы, так и общественные.
Право обращений включает возможность коллективных
обращений (петиций). Это обычно предложения
по улучшению работы государственных
органов, требования отмены несправедливых
актов, протест против действий властей
и др.
Право обращений свидетельствует о том,
что воздействие граждан на государственные
решения не исчерпывается правом избирать
органы государственной власти. Через
предложения, заявления и жалобы граждане
оказывают давление на власти, как бы держат
их под контролем. Обращения в государственные
органы и обязанность давать на них ответ
помогают разрешению многих социальных
конфликтов, предупреждению массового
недовольства и охране прав отдельных
лиц, если, конечно, не сопровождаются
бюрократической волокитой и формальными
отписками.