Политические поцессы и политическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 11:17, доклад

Описание работы

Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Основу политического процесса составляет политическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Поскольку власть является основным инструментом политики, термин "политическая деятельность" нередко связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власть и принятие политических решений.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 22.35 Кб (Скачать)

Понятие политического процесса и  политической деятельности формы и  способы политического действия. Политический процесс — это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Основу политического процесса составляет политическая деятельность. Под политической деятельностью понимается сумма практических действий, направленная на завоевание, осуществление и удержание власти. Поскольку власть является основным инструментом политики, термин "политическая деятельность" нередко связывается с теми субъектами политики, которые имеют непосредственное влияние на осуществление власть и принятие политических решений. Это государственные органы, политические элиты, политические партии, политические лидеры. Деятельность политических субъектов, воздействующих на политику через выборы, референдумы и своих представителей в органах власти, а также посредством массовых акций (демонстраций, забастовок и т.п.), часто обозначают категорией "политическое поведение".

Цели, которые ставят перед  собой субъекты политической деятельности, различны. Они могут быть направлены на укрепление политической системы, ее реформирование или разрушение. Мотивация  тех или иных целей кроется  в потребностях и интересах людей. Потребность означает нужду в  чем-либо, интерес направлен на создание условий для удовлетворения потребностей. В политике к ним относятся  завоевание власти или влияние на нее.

Главными потребностями  людей, на удовлетворение которых направлена политическая деятельность, являются экономические и материальные потребности. Политические интересы могут порождаться  и собственно политическими потребностями: в причастности к власти или осуществлении  ее, в удовлетворении групповых или  личных политических амбиций (тщеславие, самолюбие), а также духовными, культурными, нравственными, экологическими проблемами, решение которых так или иначе  связано с политическими решениями.

Потребности становятся политическими  интересами и вызывают определенные политические действия тогда, когда  люди осознают, что удовлетворение потребностей и интересов зависит  от их влияния на власть и изменений  в политической системе. Такому осознанию  помогают субъекты политической деятельности, в частности политические партии, которые объединяют наиболее политически  подготовленных, смелых людей, способных  пойти на личные жертвы ради достижения поставленной политической цели.

Определенную роль в политической деятельности по поводу замены или  изменения власти могут сыграть  и политические элиты, общественные организации, общественные движения, трудовые коллективы, выдвигая политических лидеров  — основных проводников политики того или иного класса или социальной группы. В свою очередь выдающиеся личности нередко выступают в  качестве организаторов политических партий, общественных движений.

Особое место в политических процессах принадлежит государству. Оно одновременно является и объектом, и субъектом политической деятельности. Объективность состоит в том, что на него чаще всего направляются действия политических сил. Субъективность проявляется прежде всего в том, что в его функции входит регулирование взаимоотношений между другими субъектами политической деятельности — классами, нациями, политическими партиями и т.д. Оно также имеет полномочия принимать решения, приводящие к изменениям в политической системе.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Обычно выделяют две формы  политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор  разнообразных способов и средств.

Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под  которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни  при сохранении основ существующего  строя. Реформы в отличие от революций  не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу.

К мирным способам политического  действия примыкает конформизм, т.е. приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно  отнести парламентские способы  и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений  в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также  межпартийных, межгосударственных и  межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными  действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны  в наше время, время ядерного и  химического оружия, когда любая  локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.

Диктатура — система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Это способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Одним из крайних способов политического действия является террор. Террор — расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др. В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей  на экономический и политический кризисы, на ухудшение социального  положения. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер. Они используются силами, стремящимися отвести от себя гнев людей и направить его против формируемого ими "образа врага". Их нередко используют нечистоплотные политики для того, чтобы нажить себе политический капитал.

Наиболее податливыми  для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности  их называли "охлосом" (чернью) в отличие от "демоса" (народа). Отсюда происходят и понятия "охлократия" — власть толпы и "демократия" — власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят "вожди", которые обещают легкий путь решения экономических и  политических проблем, используя при  этом расовые, национальные, религиозные  и другие предрассудки. "Вождям" нужна власть, которую они хотят  получить с помощью толпы в  условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Из-за анонимности толпы  и ее безответственности человек способен на действия, которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера, Кашпировского).

Органы государства и  другие субъекты политики, оказывая воздействие  на взаимоотношения различных социальных групп, используют разнообразные виды регулятивной деятельности: правовую, управленческую, организационную, воспитательную, агитационную. Они применяют при  этом различные средства политического  воздействия: средства массовой информации и пропаганды, политические науки, системы  политического образования, литературу и искусство, тесно взаимодействующие  с государственными органами партии и другие общественные организации, а также судебную систему, органы охраны общественного порядка и  госбезопасности, армию и др.


Информация о работе Политические поцессы и политическая деятельность