Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:18, реферат
К началу XX в. закончилось формирование территории Российской империи. Особенности социального строя России заключались в том, что в нем переплетались старые и новые черты. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство.
Господствовала административно-полицейская система управления страной. Сохранялись сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп (дворянства, духовенства, казачества). Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г) деятельность политических партий и профессиональных союзов.
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Особенности формирования политических партий………………………...4
2. Революционно-радикальные партии………………………………………….8
3. Либеральные варианты преобразования России……………………………14
4. Монархические партии и движения………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………...24
Список используемой литературы………
До своего II съезда, состоявшегося в Брюсселе и Лондоне летом 1903 г., РСДРП не имела официально утвержденной партийной программы и устава, а также Центрального Комитета (три члена ЦК, избранные на I съезде РСДРП в Минске, вскоре были арестованы полицией, и с тех пор ЦК не воссоздавался). При этом социал-демократическая работа велась довольно кустарно, организации различных районов страны действовали разобщенно, вяло, часто подвергались полицейским репрессиям.
Большую роль в их сплочении и выработке единой партийной линии сыграла издававшаяся за границей с декабря 1900 г. газета "Искра".
"Искра"
стала идейно-организационным
В дальнейшем между большевиками и меньшевиками возникли также разногласия по вопросам тактики. К весне 1905 г. обе фракции фактически превратились в самостоятельные революционные партии: большевики провели свой съезд в Лондоне, а меньшевики ответили на него конференцией в Женеве; большевики издавали газету "Вперед", а меньшевики - "Искру" и т.д. Но под влиянием революции позиции большевиков и меньшевиков сблизились, что позволило им весной 1906 г. провести в Стокгольме объединительный съезд. Однако после спада революционной волны стало ясно, что достигнутое с таким трудом единство носит в значительной мере формальный характер. В 1912 г. пути большевиков и меньшевиков снова - и теперь уже окончательно - разошлись, и в 1917 г. в России официально оформились две марксистские рабочие партии - РСДРП (большевиков) и РСДРП (объединенная), где сосредоточилась большая часть меньшевиков.
Если
меньшевики в общем и целом
тяготели к той модели социалистической
партии, которая сложилась в Западной
Европе в эпоху II Интернационала (эталоном
для них, бесспорно, была германская
социал-демократия), то большевики под
руководством Ленина строили революционную
партию нового типа, нацеленную на захват
власти и превращение в руководящую
партийно-государственную
Для
большевиков с самого начала приоритетами
были: предельно централизованная и
строго дисциплинированная партийная
организация, сплоченная вокруг своего
вождя - Ленина; использование самых
радикальных методов
Меньшевики расставляли приоритеты иначе: массовая, преимущественно рабочая по составу и демократическая по своему духу партия; особое внимание к легальным организациям и парламентским формам борьбы; доверие к стихии массового революционного движения. Для них понятия "революция" и "нравственность" были неразделимы, а свою главную задачу в период подготовки революционного переворота меньшевики видели в развитии социальной активности пролетарских масс, их сознательности. Меньшевики были более осторожны в своих действиях, чем большевики, но зато и менее решительны при принятии ответственных решений, чаше проявляли политический импрессионизм, сомневались и колебались, что давало дополнительные козыри их оппонентам.
Судьба неонароднического течения в России складывалась трудно и драматично. Путь от "Народной воли" к Партии социалистов-революционеров (эсеров) занял около 20 лет. Возрождение народнических организаций в эмиграции и в самой России началось в 90-х гг. XIX в. Они были тогда малочисленны, оторваны от рабочих и крестьянских масс, объединяли в основном радикально настроенную интеллигенцию. Эсеровская альтернатива марксизму теоретически была еще не разработана, хотя для решения этой задачи уже интенсивно работали В.М. Чернов, А.В. Пешехонов и другие.
В январе 1902 г. было объявлено о слиянии Союза социалистов-революционеров, созданного в 1896 г. в Саратове, и Южной партии эсеров, оформившейся в Харькове в 1900 г. Так возникла общероссийская Партия социалистов-революционеров, центральным печатным органом которой стала издававшаяся в Париже под редакцией В.М. Чернова газета "Революционная Россия".
В
основу эсеровской идеологии была положена
народническая концепция
Но эсеры не избежали той же участи, что и РСДРП: в 1906 г. их левое крыло оформилось в Союз социалистов-революционеров максималистов, а правое во главе с А.В. Пешехоновым - в Трудовую народно-социалистическую партию. Максималисты были близки к анархистам, принципиально отрицали любую программу-минимум, требовали создания "трудовой республики", обобществления не только земли, но и фабрик и заводов, пропагандировали широкомасштабный политический и аграрный террор, экспроприации. Народные социалисты (энесы), напротив, были горячими сторонниками мирного, эволюционного продвижения России к социализму.
Помимо
общероссийской эсеровской партии существовало
еще несколько крупных
Что
касается последователей анархизма, то
в 1900-е гг. их число не превышало
в России 5-7 тыс. человек. Среди них
были анархисты-индивидуалисты, анархисты-коммунисты
(сторонники П.А. Кропоткина) и анархисты-синдикалисты,
вербовавшие себе сторонников среди
студентов, интеллигентов, молодых
рабочих, ремесленников, деклассированных
элементов. Всех анархистов объединяло
отрицание любых форм государственности,
стремление освободить личность от всех
форм политической, экономической и
духовной зависимости посредством
объединения в свободные и
добровольные ассоциации граждан. Анархисты
широко применяли террор, в том
числе "безмотивный" (только за принадлежность
к классу "паразитов-эксплуататоров"),
а также экспроприации. Анархисты-синдикалисты
считали профсоюзы высшей формой
классовой организации
Таким образом, российский социализм представлял собой в начале XX в. очень пеструю мозаику различных течений, которые находились в состоянии конфронтации не только с самодержавным режимом и буржуазией, но и между собой, расходуя на взаимные упреки, споры и "войну компроматов" неоправданно много сил и средств.
Но были здесь и некоторые новые моменты: так, между неонародничеством и марксизмом действовали не только силы взаимного отталкивания, но и силы взаимного притяжения. Неонародничество постепенно "европеизировалось", теряло свой прежний славянофильский привкус и многое заимствовало из марксистской социологии. Марксизм же в лице большевизма делал энергичные шаги в сторону синтеза доктрины Маркса с русской домарксистской революционной традицией, то есть прежде всего с народничеством. Недаром Плеханов неоднократно упрекал Ленина в том, что он думает и действует, как народник.
Издание Манифеста 17 октября 1905 г. активизировало поляризацию сил в либеральной среде. В результате была создана не одна либеральная партия, как это предполагалось ранее, а несколько: кадеты, демократических реформ, свободомыслящих, мирно обновленцев, октябристов. Организационный раскол среди русских либералов, доходящий нередко до открытой конфронтации, в значительной степени ослаблял их борьбу против авторитарного режима.
Конституционно-
Несмотря
на схожесть социальной природы, между
кадетами, октябристами и прогрессистами
имели место существенные разногласия
по проблеме выбора пути модернизации
России. По существу, в рамках единой
либеральной модели общественного
прогресса наметилось три варианта
модернизации страны. Их наличие было
обусловлено различным
Несколько
иной точки зрения придерживались прогрессисты.
Они считали, что "между аграриями
и промышленниками союза быть
не может" и "дворянину и буржуа
нельзя уже стало вместе оставаться
на плечах народа: одному из них приходится
уходить". Обращаясь к опыту
борьбы между дворянством и буржуазией
за политическое господство в западноевропейских
странах, идеологи прогрессизма подчеркивали,
что "вся история доказывает одно.
Как только наметилась противоположность
интересов между классом
В
свою очередь, кадеты, прямо не связанные
ни с помещичьей, ни с капиталистической
собственностью, ни с господствующими
классами и правительственной
Теоретические разногласия, имевшиеся в рамках либеральной модели общественного прогресса, нашли свое отражение в программных документах кадетов, октябристов и прогрессистов. Причем наиболее зримо они проявились в вопросах преобразования политического строя России.
Политическим
идеалом кадетов и
Что касается октябристов, то их политическая программа носила консервативный характер. Они отстаивали принцип наследственной конституционной монархии, были противниками парламентаризма, выступали за сохранение имущественного и образовательного цензов, а также ценза оседлости для выборов в Государственную думу, органы местного самоуправления и местный суд.