Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:07, реферат
Актуальность работы определяется повышенным интересом к проблематике гражданского общества и к такому его структурному элементу как политические партии, что обусловлено реальными социально-политическими процессами, протекающими в современной России. Проблемы становления и развития партий является следствием несформированной в России политической традиции многопартийности.
Цель данной работы: исследовать политические партии в современной России, проблемы их становления и развития.
Введение 3
1 Политическая партия: понятие, сущность, функции 4
2 Политические партии в России 8
2.1 Единая Россия 9
2.2 Либерально демократическая партия России (ЛДПР) 11
2.3 Партия «Яблоко» 11
2.4 Партия «Справедливая Россия» 12
2.5 Коммунистическая партия Российской Федерации 13
Заключение 15
Библиографический список 16
Содержание
Политический плюрализм как основа демократии предполагает многообразие политических взглядов и организаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию между различными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Согласно Конституции, «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность»1. Это означает, что в России на определенных законом основаниях могут создаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различные общественные политические объединения.
В условиях трансформации российской политической системы одной из наиболее сложных и противоречивых проблем является поиск нового типа взаимоотношений между властью и партиями как ключевыми участниками политического процесса, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Значение этой проблемы особенно велико в условиях, когда российская партийная система, находящаяся на стадии становления и развития еще достаточно слаба и неустойчива.
Актуальность работы определяется повышенным интересом к проблематике гражданского общества и к такому его структурному элементу как политические партии, что обусловлено реальными социально-политическими процессами, протекающими в современной России. Проблемы становления и развития партий является следствием несформированной в России политической традиции многопартийности.
Цель данной работы: исследовать политические партии в современной России, проблемы их становления и развития.
В системе политических отношений важное место занимают политические партии. Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление которых они связывают с участием в политической власти, либо ее ориентацией на достижение своих требований.2 Сущность и место партии в политической системе общества определяется тем, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским обществом, участвующим во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов правительственной политики, к влиянию на политическую социализацию, к мобилизации избирателей. В рамках противоречивого единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя свою деятельность на развитие государственных структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами. Народные массы влияют на программы и политические платформы партий, С другой стороны, партии воздействуют на народные массы, стараясь привлечь их к своим программам, обеспечить их поддержку.
От других политических институтов партию отличают ее характерные особенности и признаки, свойственные ей функции. Основные особенности политической партии: организация идеологического порядка, носитель определенной идеологии; объединение, относительно продолжительное во времени; организация, стремящаяся к завоеванию и осуществлению политической власти; организация, стремящаяся к обеспечению себе массовой поддержки.
Сущность партии состоит в объективном выражении, защите и проведении в жизнь политических интересов определенных социальных групп и слоев общества, поэтому партия является определенной группой политических интересов.
Наиболее ярко место партии в политическом процессе демонстрируют функции партии: социального представительства, социальной интеграции, формирования общественного мнения; социализации личности; борьбы за власть или участие в политической власти; участия в аппарате государственной власти, в формировании политической системы; кадровая функция; функция разработки и осуществления политического курса. Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Политические партии цивилизованных демократических стран являются элементами политической организации гражданского общества. Они не обладают государственными функциями, самостоятельны и автономны, борются за завоевание избирательного корпуса, готовят политических руководителей с тем, чтобы, войдя в государственные структуры, через своих представителей управлять государственной и общественной жизнью страны.
Между политическими партиями и государством четко разделены функции. Партии организуют политический процесс, а власть находится у государства. Политические партии не обладают государственной властью, но, становясь парламентскими, они частью своих представителей-депутатов выполняют государственные функции, которые не являются постоянными, так как парламент периодически сменяется, в то время как государственный аппарат постоянен. При этом партии и государство не противостоят друг другу, а служат взаимодополняющим противовесом, позволяющим избегать монополизации властных отношений, их абсолютизации путем формирования сдерживающих механизмов.
Затем необходимо остановиться на типологии партий, выделив различные типы в зависимости от критерия классификации. Исходя из природы партий и их социальной опоры, можно выделить партии, представляющие интересы отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции), нескольких классов и социальных групп, возникающие, например, на основе национально-освободительных движений.
По принципу организации различаются кадровые, массовые, универсальные. Партии кадровые объединяют в своих рядах профессиональных политиков. Они немногочисленны. В них отсутствует механизм официального приема, они действуют в основном в период предвыборных кампаний. Массовые партии включают в себя большое количество членов, основным источником финансов являются взносы членов партии. Универсальные партии считают вторичным рост своих рядов, но стараются собрать максимальное количество избирателей.
По идеологическому признаку различаются идейно-политические, или так называемые мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются идеологическими принципами, и прагматические, или так называемые избирательные партии, которые не имеют идеологических программ, а ставят своей целью мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь среди идейно-политических партий выделяются:
1) консервативные политические партии, стремящиеся сохранить существующий строй, допуская лишь самые необходимые изменения;
2) реформистские,
3) революционные, отвергающие существующий строй и ставящие своей целью замену его другим;
4) реакционные, ориентирующиеся на частичный или полный возврат к прежнему строю.
По способу функционирования выделяют: партии демократические, авторитарные, тоталитарные. Демократические партии не регулируют четко прием в члены партии, признают в партии фракции и фракционную борьбу. Это партии конституционные, действующие строго в рамках закона. Для тоталитарных и авторитарных партий характерны строгая регламентация отношений членства. В них существует строгая дисциплина, отсутствует фракционность, оппозиция. Эго партии монополистические, директивные.
Политические партии различаются
также по месту, занимаемому ими
в системе государственной
В ходе политической борьбы формируется определенная система партий, образуется партийная система, представляющая собой целостную систему взаимоотношений между партиями; совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.
Уровень развития демократии, степень становления и развития гражданского общества непосредственным образом зависят от того, насколько институционализировался политический плюрализм в обществе, который проявляется и выражается, прежде всего, в деятельности политических партий.
Политические партии осуществляют представительство интересов доминирующих социальных слоев общества путем овладения государственными органами, и контроля за ними либо через разнообразные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений либо политического властвования.
Деятельность политических партий в России регламентируется Конституцией РФ и Законом «О политических партиях».3
Таблица 1. Политические партии современой России4
№ п/п |
Наименование политической партии |
Дата регистрации |
Регистрацион. номер |
Адрес интернет-сайта |
1 |
Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» |
18.12.2001 |
№ 5007 |
http://www.edinros.ru/ |
2 |
Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» |
06.03.2002 |
№5013 |
http://www.kprf.ru/ |
3 |
Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» |
04.04.2002 |
№5016 |
http://www.ldpr.ru/ |
4 |
Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» |
25.04.2002 |
№5018 |
http://www.yabloko.ru/ |
5 |
Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» |
25.04.2002 |
№ 5020 |
http://www.patriot-rus.ru/ |
6 |
Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ |
23.12.2002 |
№ 5054 |
http://www.spravedlivo.ru/ |
7 |
Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» |
11.02.2009 |
№ 0012060048 |
http://www.pravoedelo.ru/ |
Начало процессу создания Всероссийской политической партии "Единая Россия" было положено совместным политическим заявлением Лидеров ОПОО - Партия "Единство" и ОПОО "Отечество" - С.К. Шойгу и Ю.М.Лужкова от 12 апреля 2001 года. 27 октября 2001 г. состоялся второй съезд Союза общественных объединений "Единство" и "Отечество", на котором было принято решение о преобразовании Союза в Общероссийскую общественную организацию "Союз "Единство и Отечество". На съезде к Союзу присоединилось движение "Вся Россия". Делегаты приняли Обращение к членам организаций "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" с призывом начать работу по преобразованию Союза в политическую партию, формированию во всех регионах России партийных организаций, обсуждению проектов Устава и Программы партии, привлечению в ее ряды самых активных и деятельных сограждан.
1 декабря 2001 г. состоялся третий
съезд Союза. На нем делегаты
единогласно приняли решение
о преобразовании
Во внутренних вопросах России «Единая Россия» занимает слабую националистическую позицию. Тем не менее, многие полагают, что «Единая Россия» может представлять собой основу для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться. Полностью лояльная сильному президенту, партия не будет защищать молодой российский парламентаризм, если возникнет угроза его ограничения. В этом случае партия станет авторитарной и ничего не потеряет. Многие российские либералы уже сейчас говорят о полной несамостоятельности партии власти, её подконтрольности бюрократии и поддержке всех президентских инициатив.
Социальная база “Единства”, то есть те слои, интересы которых оно выражает, - несомненно, основная часть губернаторов, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели.
Партию можно назвать
В Программном заявлении Партии были сформулированы 10 приоритетов на ближайшее десятилетие. Это был фактически первый опыт долгосрочного планирования в новой России.
В качестве приоритетов были определены:
- борьба с бедностью; совершенствование систем здравоохранения и образования;
- проведение взвешенной промышленной и молодежной политики;
- ускоренное развитие агропромышленного комплекса и социальной инфраструктуры села;
- укрепление федеративных основ через выравнивание регионов и стимулирование местного самоуправления; укрепление правоохранительной и судебной системы; реформирование государственного управления и повышение роли партий в жизни страны; общественный контроль над соблюдением прав и свобод и поддержка гражданских инициатив.
Главные цели стратегии обновления: сбережение российского народа; искоренение коррупции и повышение эффективности государства; создание в России экономики инновационного типа.