Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 08:31, реферат
Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989-1990 г.г. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.
То же самое можно сказать и об идеологии и социальной базе избирательного объединения «Отечество – Вся Россия», которое сыграло бы роль партии власти при ином соотношении сил в правительстве – если бы на момент выборов правительство возглавлял не В. Путин, а Е. Примаков. Оно формировалось точно так же, как и «Единство» – на основании объединения губернаторов, поддерживающих определенное правительство.
Сходны и идеологические
тенденции, присущие ОВР и «Единству»:
пропаганда «центризма», сознание того
факта, что ярко выраженная идеология
может отпугнуть хорошо социально
и идеологически
Можно сказать,
что ОВР и «Единство» иллюстрируют в нашей
классификации пример «партия – «хватай
всех», но только с небольшой поправкой:
«Единство», будучи «группой поддержки»
В. Путина – лидера, чей рейтинг связан
с позицией, занятой им в борьбе с чеченскими
экстремистами, сделало акцент на идее
национального возрождения России, используя
рост русского национального самосознания.
Под последним следует понимать, во-первых,
нарастающее в последние годы недовольство
значительной части русского населения
России тем, что русские якобы находятся
в униженном положении по отношению к
представителям ряда других национальностей.
Это чувство рождается у простых граждан
при посещении продуктовых и продовольственных
рынков: как известно, социально-экономические
трудности объективно обостряют ксенофобию.
Во-вторых, под ростом национального самосознания
понимается не только обострение бытовой
ксенофобии, но и осознание определенными
слоями населения одной из ключевых проблем
современной России – ежемесячного вывоза
капитала. Эксплуатировать рост национального
самосознания, поразному проявляющегося
на различных уровнях политической жизни,
естественно для проправительственной
партии.
Использование националистических настроений в высшей степени свойственно и «Блоку Жириновского». В какой-то степени это тоже проправительственная партия, играющая роль оппозиции «партии власти» «для вида» (чтобы «партия власти» не выглядела монополистом в глазах избирателей), а на деле служащая ей опорой и дублером. Если оставить за скобками великодержавный шовинизм, своеобразно эпатируемый партией Жириновского, ей, как и другим проправительственным партиям, тоже свойственно отсутствие идеологии.
Ярко выраженной идеологией обладает Коммунистическая партия РФ. Она доминирует на левом фланге политического поля России и опирается на работников бюджетной сферы. В предвыборной платформе КПРФ изложена программа политического развития страны, которая предполагает достичь три главные цели: спасти российский народ от вымирания, укрепить государственную целостность страны, преодолеть экономическую разруху. Для решения этих задач коммунисты предлагают «вернуть народу награбленную у него собственность», поставить под государственный контроль стратегически важные секторы экономики, восстановить социально-экономические права человека на труд, отдых, доступное жилье, бесплатное среднее и высшее образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Однако не следует думать, что за этой программой стоит попытка вернуть страну к прежней модели социализма. Напротив, знакомство с экономической платформой КПРФ показывает, что Г. Зюганов и его сторонники осознали необходимость развития России в рамках рыночной многоукладной экономики. Они лишь настаивают на возможности сочетания принципов экономической эффективности и социальной справедливости.
КПРФ была бесспорным победителем на Думских выборах 1995 года, она образовала крупнейшую фракцию в Думе (157 мандатов из 450). Однако даже в союзе с Аграрной партией России и фракцией «Народовластие» КПРФ не имела в Думе и простого большинства (212 мандатов из 450). Поэтому работа КПРФ строилась на компромиссной основе.
Характерен пример с ежегодно повторявшейся историей принятия бюджета. Правительство вносило свой проект бюджета, левые его блокировали, потом правительство шло на какие-то уступки, и левые голосовали за бюджет. А затем правительство просто не выполняло закон о бюджете, проводя ту политику, которую считало нужной. КПРФ терпела эту практику, боясь поставить вопрос о вотуме недоверия правительству, так как не хотела дать повод президенту распустить Думу, где левые были столь широко представлены. Оправданием такой тактики служил тот факт, что коммунисты все-таки добивались определенных результатов, связанных с увеличением финансирования промышленности, поддержкой сельского хозяйства, социальной сферы. Они блокировали ряд законопроектов, которые ущемляли интересы трудящихся. Без левых депутатов в Думе правительство «молодых реформаторов», возглавивших впоследствии «Союз правых сил», чувствовало бы себя куда более вольготно в проведении монетаристского курса по рецептам Международного валютного фонда.
«Союз правых сил»
также стремится однозначно определиться
как идеологическая партия, декларируя
принцип, позволяющий строго сегментировать
свой электорат: «основа экономического
развития страны – частная собственность».
Свою социальную опору правые видят в
предпринимателях и квалифицированных
специалистах.
Объединение «Яблоко» является старожилом на поле правоцентристских сил. Созданное накануне выборов 1993 года Г. Явлинским, оно вошло в состав Думы первого созыва, набрав 7,86 % голосов, а затем повторило свой успех на думских выборах 1995 года, получив 6,89 % голосов избирателей. Первоначально «Яблоку» был присущ центризм, свойственный проправительственным партиям: на президентских выборах 1996 года «яблочники» в конечном итоге поддержали Б. Ельцина, после выборов Явлинский не раз выражал готовность войти на определенных условиях в правительство Черномырдина. Но постепенно «Яблоко» все более и более дистанцировалось от правящего режима, понимая его растущую непопулярность в народе. Все эти годы «яблочники» проводили достаточно грамотную политику, выступая как партия «демократической оппозиции режиму».
Таким образом, в России на данный момент действует многопартийная система. Однако даже довольно цивилизованный вариант многопартийности порождает определенные трудности. Непрерывное противодействие оппозиции отвлекает внимание правящей партии на межпартийную борьбу. В свою очередь у оппозиционной партии вырабатывается стереотип преимущественно негативной оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Нередко узкопартийный эгоизм заслоняет общегосударственные интересы, подталкивает партии на использование нежелательных методов и средств достижения своих целей. В результате происходит резкое обострение межпартийных отношений, они приобретают деструктивный характер.
Эффективность многопартийной системы зависит от зрелости объективных условий и субъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к многопартийности деформированной, «дикой», характеризующейся применением нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы, забвением партийной элитой жизненно важных проблем, вставших перед обществом.