Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:20, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность политических партий, рассматривая их в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Формирование политических партий
а) Понятие, основные признаки и структура политических партий………..5
б) Происхождение партий и процесс их становления……………………….15
2. Партии в политической системе общества
а) Функции политических партий…………………………………………….19
б) Типология политических партий………………………………………......22
Заключение………………………………………………………………………..29
Библиографический список…………………………………………………….30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновский
государственный технический
гуманитарный факультет
Кафедра
«Политологии, социологии и связей
с общественностью»
Реферат по политологии
на тему:
«Политические партии: место и роль
в
политической системе»
Ульяновск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Формирование политических партий
а) Понятие, основные признаки и структура политических партий………..5
б) Происхождение партий и процесс их становления……………………….15
2. Партии в политической системе общества
а) Функции политических партий…………………………………………….19
б) Типология политических партий………………………………………......22
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………….30
Введение
Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятие, основные признаки и структура политических партий, происхождение партий и процесс их становления, функции политических партий, их типология.
Партия,
пожалуй, самая политическая из всех
общественных организаций: её целью
является завоевание и удержание
власти, осуществление прямых и обратных
связей между обществом и
В исторической литературе укоренилось мнение о том, что партии (именно в том понимании, в котором мы привыкли их называть сейчас) родились с установлением всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни - утверждения государственной власти посредствам выборов. О причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы масса определенного класса могла научиться понимать свои интересы, свое положение, научиться вести свою политику, именно для этого необходима организация передовых элементов класса немедленно, и во что бы то ни стало»1
Цель моей работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность политических партий, рассматривая их в некоторых основных аспектах, в частности как институт политической системы общества.
Нужно
отметить, что в современной
В
последнее время события, происходящие
на российской политической арене,
вызывают особый интерес. Наша страна
переживает очень противоречивый, но
судьбоносный период свой истории. Вновь
воссозданная многопартийность, свобода
вероисповедания, слова и печати
сегодня открывают широкие
1. Формирование политических партий
а) Понятие, основные признаки и структура политических партий
Неотъемлемой частью
В основании деятельности
Существует более 200 определений понятия «политическая партия». Наиболее приемлемое определение дал М. Вебер, который считал партии «общественными организациями, опирающимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо для того и другого одновременно.
В отличие от других организаций для партии характерны следующие признаки:
· Наличие постоянной организации на общенациональном и местных уровнях;
· Сознательная постановка целей, которые должны быть реализованы после прихода к власти;
· Стремление приобрести поддержку со стороны народа.
Названные признаки, раскрывающие специфику партий, отличают их от общественных движений, объединений и ассоциаций, религиозных обществ и групп, которые менее организованы и не ставят своей целью завоевание власти.
В структурном отношении в партии можно выделить четыре уровня.
Во-первых, самый неопределенный и размытый уровень - это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Во-вторых, сама официальная партийная организация. Естественно, организационная структура партии берет начало там, где находятся избиратели, поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки избирательного округа. В-третьих, почти все современные политические партии имеют партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии. Они занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д. В-четвертых, речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. Это - президенты, губернаторы, члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель, местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Партии, выдвигая собственную программу решения внутри- и внешнеполитических вопросов, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Однако и при подобном характере политических требований партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение власти между различными общественными силами.
Организационная структура
Организационная
структура аппаратов республиканской
и демократической партий весьма сложна
и хаотична. В целом она приспособлена
прежде всего к нуждам избирательной борьбы.
Отсюда - совпадение территориальной партийной
структуры с географией избирательных
округов. Организационные принципы построения
партийного аппарата содержатся в правилах,
принимаемых национальными конвентами,
в законах отдельных штатов. Официальный
партийный механизм дополняется различного
рода организациями самодеятельного характера.
К их числу, например, относятся Калифорнийская
республиканская ассамблея, Калифорнийский
демократический совет. Во время президентских
кампаний создаются организации такого
типа, как "Независимые за Никсона",
"Юристы за Хемфри", "Бизнесмены
за Кеннеди" и т.д. Немаловажную роль
играют различного рода партийные клубы,
комитеты политических действий. Главным
звеном партийной структуры является
комитет избирательного участка, возглавляемый
участковым партийным капитаном. Участковый
партийный капитан и другие лидеры низовых
организаций административно-
В зависимости
от характера города или политической
машины "блага" могут представлять
собой широкий ассортимент - от практики
вынесения неправосудного вердикта о
невиновности до распределения продовольствия
среди семей безработных. Следующим звеном
партийного аппарата является комитет
графства - самого крупного административно-
ров, женщин вынудили партии внести такие
изменения в методы назначения делегатов,
которые привели к демократизации состава
конвента. Однако до сих пор сохраняются
правила, способствующие явной несправедливости
при распределении делегатских квот между
штатами. По признанию некоторых американских
исследователей, американская партийная
система переживает кризис. Вносятся различного
рода предложения, направленные на введение
в стране соответственных политических
партий". Так, комиссии Фрейзера и 0'Хара
предложили внести в структуру демократической
партии следующие изменения: созывать
в "промежуточные годы" (т.е. в период
между президентскими выборами) национальные
партийные конференции, реорганизовать
национальные партийные комитеты, ввести
партийные билеты, партийные взносы. Речь,
таким образом, идет о попытках преобразования
организационно неоформленных американских
партий в политические партии европейского
образца с четко оформленной структурой
и членством. На европейском континенте
наиболее типичным примером организационно
неоформленной политической партии является
консервативная партия Великобритании
(Национальный союз консервативных и юнионистских
ассоциаций). Эта старейшая партия первоначально
возникла как внутрипарламентская политическая
организация, которая лишь в середине
XIX столетия, т.е. с того момента, когда
в Великобритании стало вводиться всеобщее
избирательное право (1867 г.), начала создавать
внепарламентскую систему органов. В настоящее
время консервативная партия Великобритании
представляет собой централизованную
систему органов, приспособленных для
ведения избирательных кампаний. Организационно
оформленного членства в этой партии не
существует. Партийный аппарат консерваторов
имеет весьма сложную структуру: он сложился
в результате долголетнего приспособления
партии к нуждам ведения массовых политических
кампаний современного масштаба. Областной
совет создается сроком на один год. Значительное
число мест в совете замещается по должности
партийными бюрократами, членами парламента,
будущими кандидатами. Исполнительным
органом совета является областной исполнительный
комитет. Областной совет избирает также
президента,ряд других должностных лиц
и представителей в центральные органы
партии консерваторов. Ассоциации избирательных
округов и областные советы образуют Национальный
союз консервативных и юнионистских ассоциаций,
которые имеют свои руководящие органы.
К ним относится центральный совет, который
создается сроком на один год. В его состав
входят как представители местной партийной
бюрократии, так и целый ряд руководящих
деятелей общегосударственного масштаба.
Центральный совет является чисто совещательным
органом. Он может лишь давать рекомендации
лидеру партии. Органом, осуществляющим
оперативное руководство деятельностью
консервативной партии, является исполнительный
комитет Национального союза консервативных
и юнионистских ассоциаций. В его состав
входят лишь представители областных
советов и общенациональных организаций
консервативной партии. Практически это
означает, что в исполнительном комитете
заседают наиболее видные деятели партии.
Ему принадлежит целый ряд полномочий
по руководству центральным аппаратом
партии и деятельностью местных партийных
организаций. Ежегодная конференция консервативной
партии, формально являющаяся ее высшим
органом, в действительности обладает
чисто совещательными функциями. Окончательные
решения по всем вопросам партийной политики
принимает только лидер партии. Английские
государствоведы Д. Харвей и К. Худ дают
следующую оценку роли лидера консервативной
партии: "Ни ежегодная конференция,
ни исполнительный комитет Национального
союза консервативных и юнионистских
ассоциаций не имеют никакой возможности
контролировать деятельность лидера и
его парламентских коллег независимо
от того, образуют они правительство или
оппозицию. Обычно лидер даже не участвует
в ежегодной конференции, а лишь произносит
речь на ее заключительном заседании,
причем обсуждение этой речи не допускается
Лидер консервативной партии избирается
парламентской фракцией этой партии. Он
обладает колоссальными полномочиями.
Его деятельность не подлежит никакому
контролю.
Создание и деятельность партий являются
свободными в рамках Конституции и других
законов. Их внутренняя структура и деятельность
должны подчиняться демократическим принципам.
Конституционные положения представляют
собой основу для законодательной регламентации
деятельности политических партий. Наиболее
типичным примером в этом отношении является
закон о партиях ФРГ 1967 года. В п. 1 параграфа
2 этого закона сказано, что партии представляют
собой "объединения граждан, которые
постоянно или в течение длительного времени
оказывают влияние на формирование политической
воли народа в масштабе Федерации или
отдельных земель и имеют намерение содействовать
представительству народа в немецком
бундестаге или ландтаге, если они реально
могут на это претендовать, судя по размерам
и прочности их организации, по количеству
членов и по их деятельности на внутриполитической
арене".В последующие годы законы, регулирующие
институализацию политических партий,
были приняты в Финляндии, Италии, США,
Португалии, Австрии, Испании и ряде других
стран. Различного рода законы, касающиеся
деятельности политических партий, были
приняты в США (закон о контроле над коммунистической
деятельностью 1954 года, законы об избирательных
правах 1965 и 1970 гг., закон о федеральных
избирательных кампаниях 1974 года), хотя
в конституции США 1787 года и поправках
к ней не содержится никаких намеков на
создание и деятельность политических
партий. Однако следует заметить, что в
конституциях и избирательных законах
отдельных штатов содержатся многочисленные
положения, касающиеся организации и деятельности
политических партий. К числу актов внешнего
регулирования организации и деятельности
политических партий относятся решения
судов, обладающих правами конституционного
надзора, что особенно типично для США
и ФРГ. Внутренний метод регулирования
осуществляется самими политическими
партиями через их центральные и местные
руководящие органы. Все партии вне зависимости
от степени их организационной оформленности
обладают определенной внутренней структурой,
между различными партийными органами
существуют институализированные отношения.
Особым предметом регулирования в организационно
оформленных партиях является членство.
Руководящие органы партий -
Информация о работе Политические партии: место и роль в политической системе