Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:25, реферат
Любой тип политической деятельности осуществляется в каких-либо организационных формах. Организация направляет действия многих людей к единой цели, регулирует их в соответствии с определенными нормами. Благодаря организации присущие ей идеологические или моральные установки превращаются в материальную силу. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, она способна снимать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом.
Сущность политической партии зависит от следующих основных характеристик: социального состава и социальной базы партии; состава, интересов и целей руководства партии; программных установок организации; объективной направленности ее политических действий.
Социальная
база политической партии - лишь один из
критериев ее сущности. Партии могут
образовываться и действовать на межклассовой
основе, привлекая к борьбе за свои программные
установки прямо или косвенно, путем идеологических
манипуляций представителей различных
социальных групп. Важнейшим показателем
сущности политической партии является
то, чьи интересы и взгляды каких сил она,
в конечном счете выражает, защищает и
проводит в повседневной практике. Не
столь важно, какие "вывески" использует
та или иная партия, сколько то, интересы
каких классов, социально-политических
сил она объективно представляет, каким
целям она служит и насколько эти цели
отвечают актуальным потребностям общественного
развития.
2.2. Классификация политических партий и их функции
Существует
множество критериев
Исходя из социальной природы, можно выделить партии, представляющие интересы: отдельных классов (напр., буржуазные, рабочие, крестьянские); отдельных социальных слоев и групп (напр., интеллигенции, мелких хозяев); нескольких классов и социальных групп (напр., политические партии, возникающие на основе национально-освободительных движений).
Критерием, позволяющим классифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологически направленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установок партии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные, реакционные.
Относительно много критериев представляет сфера внутренней организации и ролей выполняемых партией в политической организации или по отношению к ней. Исходя из приверженности к определенным ролям в политической системе и по отношению к политической системе, выделяются партии, ориентированные на:
а) функции легальной борьбы за власть, ее осуществление и упрочение;
б) участие в выборах. Это так называемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактически приостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов;
в) осуществление власти и реализации стратегических программ общественного развития (например, коммунистические партии в социалистических странах);
г) поддержку существующей политической элиты в государстве.
Исходя из организационной структуры и членства выделяются партии: централизованные, организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной; децентрализованные – в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль.
Кадровые партии, деятельность которых нацелена прежде всего на выборы, ориентированы не на то, чтобы иметь как можно больше членов, а на то, чтобы объединить, “знать”, представителей социальных элит. Большинство кадровых партий – это европейские либеральные и консервативные партии. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, большинство кадровых партий “мягкие” (т.е. не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от “жестких” массовых партий. Впрочем, исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример “жесткой” кадровой партии.
Массовые партии – это партии нового типа, возникшие в условиях расширения демократии, введения всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием – как формальным, так и неформальным – в политических системах, где они действуют. Это партии, ориентированные на политическое воспитание и формирование новых элит. Следует различать три типа партий ( в порядке их появления): социалистический, коммунистический и фашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты.
Еще одним критерием классификации является институт партийного руководства. Руководство можно понимать формально (по уставу) или социологически, а следовательно, исследуя действительные отношения подчинения и главенства, которые могут прикрываться уставами. Исходя из этого отметим следующие партии:
С
коллективным руководством, где лидер
руководящей группы выполняет роль
арбитра, выражает основное доктринальное
направление или
С единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, формально санкционированным.
Харизматическо-
Политические партии различаются также по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.
Наконец, партии могут быть конкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистической системы, либо осуществляя высшую власть в политической системе, либо борясь за это. Монопольные, более известные как “единственные партии”, осуществляют в политической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию.
В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов политических организаций, например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.
В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В их числе:
а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);
б) активизация и интеграция больших социальных групп;
в) создание политической идеологии и политических доктрин;
г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.;
д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;
е) участие в осуществлении государственной власти;
ж) формирование общественного мнения;
з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);
и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.1
Выполнение
этих функций делает партии одной
из важнейших частей жизнедеятельности
общества, оказывающей значительное
влияние на функционирование его политической
системы.
Роль партии
В систему политологической терминологии понятие "политическая культура" введено американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х-годов нашего века1. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов. Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующиеся крахом колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой, началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.
В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен со стороны КПСС. Исследованием данной проблемы занимались с середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был продиктован самой жизнью.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики. Например, политика в условиях реформирования общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры. Однако факт единства, взаимодействия политики и культуры не означает их тождества: смысл политики - в развитии и преобразовании власти, смысл культуры - в развитии и преобразовании личности.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
Политическая культура как многогранное явление включает в себя следующие элементы:
наличие определенного уровня знаний о политике в целом и в различных ее сферах;
умение давать самостоятельную оценку политическим явлениям, партиям, движениям и отдельным личностям;
способность участвовать в политической деятельности, выражать собственную позицию и волю как в сфере политической борьбы, так и политического компромисса, консенсуса;
умение
управлять эмоциональной
Эти элементы могут носить как позитивный, так и негативный характер. Именно в этом значении они влияют на состояние всей политической системы или положительно, или отрицательно, что и позволяет утверждать, что политическая культура является составным элементом политической системы.
Роль политической культуры в совершенствовании политической системы можно представить в следующих тезисах:
-
в длительные исторические
-
реально функционирующая в
-
политическая культура
Современное
состояние общественного
Нетрудно заметить, что политическая конкуренция - внутренне противоречивое явление. Открытая политическая конкуренция вне всякого сомнения стимулирует индивидуальные усилия, направленные на развитие политических знаний, навыков, умений и т.п., то есть на развитие политической культуры. Однако в обществе, где нет устойчивых демократических и вообще культурных традиций, политическая конкуренция может вести к рецидивам самых аморальных принципов политического поведения. Избирательные кампании, прошедшие в нашей стране, дают обильный материал о фактах глубокого политического невежества и аморализма претендентов на депутатские места. Об этом же свидетельствует поведение отдельных депутатов даже высшего политического органа страны. Однако в этом нельзя винить политическую конкуренцию, в этом повинно общее состояние политической культуры в обществе.
Информация о работе Политические партии, их место, роль в политической системе общества